Очень даже интересно: http://www.dw-world.…95,00.htmlЯдерными отходами "Росатома" займется немецкая "дочка"
Российская госкорпорация купила одно из ведущих в мире предприятий в области захоронения радиоактивных материалов. Высокие технологии из Германии будут использоваться за рубежом и в самой России. Россия обеспечила себе доступ к немецким высоким технологиям в ядерной области. Как стало известно в середине августа, ЗАО "Атомстройэкспорт", входящее в состав госкорпорации по атомной энергетике "Росатом", подписала с немецкой компанией Nukem GmbH договор о покупке ее дочерней фирмы Nukem Technologies GmbH. Это - одно из ведущих в мире предприятий, специализирующихся в утилизации радиоактивных отходов и выведению из эксплуатации ядерных объектов.
Старый знакомый с советских времен
Компанию Nukem, работающую на рынке уже более 50 лет, в Москве хорошо знают с советских времен. Она была первой западной фирмой, которая еще в начале 70-х годов прошлого века занялась поставками добываемого и обогащаемого в Советском Союзе урана в Европу, и прежде всего в Германию. Эту специализацию она сохранила по сей день.
Мы приобретаем уран главным образом в Узбекистане, Казахстане и в России, где его, в основном, и обогащают, а затем продаем повсюду в мире - в Европе, Америке, Азии - всем крупным компаниям, занимающимся производством атомной энергии", - отметил директор компании Дирк Мартенс (Dirk Martens). Он подчеркнул, что Nukem GmbH вместе со своей американской дочкой Nukem Inc. является сегодня одним из мировых лидеров в области торговли ураном.
Именно на этом бизнесе она и собирается сконцентрироваться в будущем. Поэтому, по словам Мартенса, было принято решение в условиях всемирного ренессанса ядерной энергетики продать созданную в 2006 году дочернюю фирму Nukem Technologies, которая объединила инженерные подразделения компании.
200 инженеров и физиков в баварском Альценау
Первоначально Nukem Technologies занималась изготовлением тепловыделяющих элементов для исследовательских, а позднее и для энергетических реакторов. Параллельно шла специализация на разработке технологий, обеспечивающих топливный цикл, и прежде всего захоронение ядерных отходов. Затем еще одним полем деятельности стало выведение из эксплуатации ядерных объектов.
Сегодняшний профиль фирмы Nukem Technologies, в которой трудятся около 200 специалистов, ее генеральный директор Ульф Кучер (Ulf Kutscher) описывает так: "Мы - инженерная фирма, которая проектирует и сооружает объекты и, в идеале, сдает их клиенту под ключ. Мы также оказываем клиентам консультационные услуги во время эксплуатации объекта, а при необходимости обеспечиваем и его дополнительное оснащение".
Так, Nukem Technologies стала первой компанией, построившей для Украины хранилище радиоактивных отходов на Чернобыльской АЭС. В настоящий момент она, в частности, сооружает Центр по обращению с отходами на Игналинской АЭС в Литве. Ее услуги востребованы в самых разных станах мира - во Франции и Испании, КНР и Южной Африке, Болгарии и Чехии.
Новейшие технологии на экспорт и для себя
По мнению Ульфа Кучера, решение "Росатома" купить Nukem Technologies полностью вписывается в логику программы развития ядерной энергетики России до 2030 года. Правда, отмечает немецкий менеджер, нынешний глобальный кризис внес в эту программу определенные коррективы и не все запланированные реакторы удастся построить. Однако те, что будут вводиться в строй, должны быть оборудованы, согласно программе, новейшими технологиями по обращению с радиоактивными отходами.
В этой связи российской стороне предстояло принять решение - либо самой разрабатывать такие технологии, либо приобрести ноу-хау за рубежом", - рассказывает Ульф Кучер и ссылается на свой разговор примерно двухмесячной давности с главой "Росатома" Сергеем Кириенко. Благодаря давним и прочным контактам с компанией Nukem в Москве знали, что она готова продать свою инженерную дочку, и вступили с ней в переговоры.
О цене сделки компания Nukem, которая с 2006 года принадлежит одному из крупнейших американских фондов прямых инвестиций (Private Equity Fonds) Advent International со штаб-квартирой в Бостоне, хранит молчание. Сам контракт, хотя и подписан, еще не одобрен антимонопольными ведомствами целого ряда стран, а потому, полагает Дирк Мартенс, передача Nukem Technologies новому владельцу состоится, скорее всего, в середине или в конце четвертого квартала 2009 года.
Организационно немецкая фирма войдет в состав компании "Атомстройэкспорт", которая в структуре "Росатома" отвечает за реализацию межправительственных соглашений по сооружению атомных электростанций за рубежом. Таким образом, российский госхолдинг сможет теперь на переговорах с потенциальными заказчиками на разных континентах указывать на то, что за весь комплекс вопросов, связанных с крайне щекотливой проблематикой обращения с радиоактивными отходами, впредь будут отвечать специалисты из Германии. А эта страна известна своими строгими экологическими нормами и стандартами безопасности.
Гендиректор - выпускник Московского энергетического института
Если же сама Германия в обозримом будущем начнет-таки претворять в жизнь политическое решение о свертывании атомной энергетики внутри страны, то немецкая дочка российской госкорпорации непременно будет участвовать в соответствующих тендерах и бороться за эти многообещающие заказы, подчеркивает Ульф Кучер.
Пока же возглавляемой им фирме придется много заниматься проектами в России. Для Ульфа Кучера, закончившего в 1988 году Московский энергетический институт, это проблемы не составит: он свободно говорит по-русски, хорошо знаком, по собственным словам, с российской деловой культурой и уверен, что отлично сработается с коллегами, среди которых у него много давних друзей.
Сам факт, что Россия благодаря заключенной сделке получит прямой доступ не только к немецким высоким технологиям, но и к одному из центров их разработки, в Берлине, судя по всему, никакого беспокойства не вызвал. По словам Дирка Мартенса, Nukem направила в госорганы ФРГ лишь обычные в подобных случаях заявки.
На вопрос, согласовывалась ли сделка на одной из недавних встреч лидеров двух стран, директор Nukem отвечает так: "Нам ничего не известно о том, обсуждалась ли эта тематика на высшем политическом уровне".