Появилась статистика внешней торговли за июнь 2019 г. от Укрстата.
Теперь можно попробовать понять, как отразились последние российские ограничительные меры на внешней торговле Украины. И еще кое-какие вещи. Для начала – уголь.
ВЫВОДЫ.
1. Поставки антрацита из России на Украину в июне заметно сократились – на 126 тыс. тонн или на 37% по сравнению с апрелем и маем. Украина попыталась компенсировать российские поставки «испанским» антрацитом. Однако этого оказалось недостаточно и это на 27% оказалось дороже. Всего запасы угля (в т. ч. антрацита) на электростанциях на Украине сократились за июнь на 416 тыс. тонн, т. е. можно сделать вывод, что ограничения поставок из России сыграло в этом не последнюю роль.
2. Статистика не показывает появления «белорусского» угля, чего можно было опасаться.
3. Любопытно сравнить статистику Укрстата со статистикой ФТС. Россия импортирует приличные объемы с Украины. Очевидно, это антрацит ЛНР и ДНР. Тут напрашиваются сразу несколько наблюдений. Во-первых, в зимние месяцы добыча в ЛДНР не покрывала потребностей Украины и Россия поставляла свой антрацит (нижняя строка "Российский антрацит" - это разность между экспортом России на Украину и импортом России из Украины (т. е. из ЛДНР). Это значит, что проблемы сбыта для ЛДНР нет, рост добычи сдерживают какие-то чисто производственные или финансовые факторы. Во-вторых, наверно обидно покупать у России донбасский антрацит за $100 с лишним, когда можно было бы это делать за $30 с небольшим. Ну, хозяин – барин…
ВЫВОДЫ.
1. Поставки битумозного угля (здесь и энергетический и коксующийся) из России на Украину также заметно сократились – на 33-35% по сравнению с предшествующими месяцами или на 370-400 тыс. тонн. Теперь можно с уверенностью отнести снижение угля запасов на украинских электростанциях (на 416 тыс. тонн в июне) на счет российских ограничительных мер.
2. Возможно, Украина сможет заместить российский уголь, однако это обойдется ей не дешево – смотрим на разницу в ценах на российский уголь и уголь из США и Австралии.
3. Опять отмечаем тот факт, что «белорусский» уголь, вопреки опасениям, не появился. Интересно, что поставки казахского угля тоже сократились. За этим надо будет понаблюдать.
4. Остается не проясненным вопрос относительно влияния ограничений на поставки российского коксующегося угля на металлургическое производство на Украине. Были сообщения, что в июне металлургическое производство (чугун, сталь, прокат) по сравнению с маем сократилось на 10-15%. Было два объяснения: а) ограничения поставок российского коксующегося угля и б) исчерпание экспортных квот в конце квартала. Сообщения о металлургическом производстве за июль вообще все запутали: [
1], [
2]. Теперь нет уверенности ни в июньских, ни в июльских цифрах.
Поставки кокса относительно невелики, но данные по ним нужно было привести хотя бы ради этого вывода. В остальном данные по коксу подтверждают ранее сделанные выводы: российские поставки ощутимо сократились; замещение возможно, но обойдется украинским металлургам примерно в $45 за тонну кокса. Учитывая, что на тонну чугуна уходит полтонны кокса, российские ограничения могут привести к удорожанию украинского чугуна на $20-25 за тонну, а стали, наверное – на $15-20 за тонну. При ценах на сталь (слябы, FOB Черное море) порядка $415, я бы сказал, это неприятно.
Продолжение (о нефтепродуктах) следует