— Мы понимаем, что необходимость в украинской трубе ещё будет. Во-первых, построить морскую трубу ещё не означает построить всю систему, нужно построить ещё трубу по суше, провести пуско-наладочные работы. Никто этого и не скрывает. Многие говорят: «Газпром» не успеет построить «Северный поток-2» и прокачать газ до 1 января 2020 года. Но об этом и речи не было. Поэтому все понимают, что в 2020-м, в 2021-м годах будет необходимость в украинском транзите.
Мы, кстати, готовы сохранить какую-то часть транзита через Украину, порядка 15-20 млрд кубов прокачки — в том числе, и прежде всего, под давлением европейских партнёров. Мы готовы и здесь пойти на определённые компромиссы. Готовы, если потребление газа в Европе будет расти, а к этому есть предпосылки, если Европа будет увеличивать потребление российского газа — мы готовы рассматривать Украину как транзитную возможность. Мы готовы к этому. Но давайте не будем делать нашу проблему головной болью европейцев.
— В Европе все в панике, все ждут этой зимы с напряжением. Закачивается газ в хранилищах. По нашим оценкам, к концу сентября Европа уже на 100% заполнит свои хранилища. Такого не было никогда. Это влияние такого тревожного ожидания. Венгры паникуют, болгары тревожатся. Все страны, которые могут оказаться заложниками этой истории, они с тревогой смотрят на эту ситуацию.
— Украина свою позицию сформулировала, правда, не в разговоре с нами, а в разговоре с европейцами. Они ездят в Брюссель и там рассказывают, какая у них позиция на этот счёт. Позиция очень оригинальная. Поясню, что я имею в виду. Они говорят: давайте подпишем долгосрочный договор, желательно, опять на 10 лет. Зафиксируем там объём транзита газа… Но когда они говорят про 70-80 млрд (кубов газа — Ред.) транзита, это же бред. Понятно, почему — не для того строились «Северный поток» и «Турецкий поток», чтобы они стояли пустыми.
Ситуация вообще парадоксальная. Дело в том, что когда мы европейцам объясняем, что есть необходимость в долгосрочных контрактах на газовом рынке, нам европейцы говорят уже много лет, что долгосрочные контракты — это пережиток прошлого, что нужны краткосрочные отношения, что должна быть спотовая торговля. Что в случае с трубами, например, есть такая модель — аукционы на мощность, когда собственник трубы выставляет на аукцион мощность, скажем, на годовой период, и за неё конкурируют. И мы европейцам говорим: слушайте, хорошо! Давайте тогда у нас отношения с Украиной будут строиться по европейским правилам. Мы согласны! Давайте у нас вообще не будет договора с Украиной. Пусть Украина выставляет ежегодно мощность трубы на аукцион, и мы будем покупать ту мощность, которая нам нужна каждый год. Возможно, даже и после завершения строительства «Турецкого потока», «Северного потока» 7-8 млрд кубов мы будем покупать этой мощности. Какие проблемы? Мы готовы это делать. Но неожиданно европейцы, которые говорили, что долгосрочных договоров быть не может, начинают нас убеждать: нет, вы знаете, с Украиной надо подписать долгосрочный договор, не нужно там никаких спотовых соглашений. Газовый аукцион — это здорово, но только не с Украиной. В этой ситуации мы становимся большими европейцами, чем сами европейцы.
.......Сейчас не только все знают, что контракт закончится, но, думаю, подавляющее большинство всё-таки исходит из негативного прогноза, что соглашения не будет. И поэтому готовятся. Мы видим даже различные расчёты: удастся ли пройти первый квартал без украинского транзита.
Конечно, надо готовиться к негативному сценарию, и это уже происходит. Уровень заполненности хранилищ в Европе сейчас около 80%. В этом, кстати, важна роль и «Газпрома», который не только имеет свои хранилища в Европе, или долю в хранилищах, но ещё и покупает мощности в других хранилищах, и туда будет закачивать газ. Известен план «Газпрома» 10-11 млрд кубометров газа закачать в хранилища как раз на случай возможных перебоев.
«Маршал Василевский», наш плавучий СПГ-терминал, сделанный под Калининград, сейчас, поскольку там, в Калининграде проблем нет, отправлен в Европу на случай возникновения проблем. Это судно способно брать газ и отдавать его на сушу, то есть работать как регазификационный плавучий терминал. Отправили его сейчас в Австрию — тоже в ожидании этой возможной истории. Подготовка идёт. Но мы понимаем, что всё равно есть определённые пределы, есть объёмы хранилищ… Или представим, что опять январь будет холодным, как в 2009 году. Есть всё равно ненужные риски, которые желательно было бы снять.
Поэтому вариант, что мы и без Украины сможем выполнить свои обязательства в первом квартале 2020 года, он существует. Но существуют и риски. А ситуация настолько взрывоопасна, что я лично считаю, что любые риски нам надо подчищать и убирать. Поэтому считаю правильным, что мы пытаемся с Украиной вести переговоры.
Украина пока никакой компромиссной позиции не предъявляет, они ездят в Брюссель и говорят: «Скажите им, заставьте их, пусть они продолжают у нас прокачивать». Вот и все переговоры.
..........Мы понимаем, что и «виртуальный реверс» так называемый тоже никуда не ушёл. Это ещё одна из проблем, которая должна мучить Украину в преддверии окончания контракта. Потому что когда они говорят, что покупают европейский газ, давайте зададим себе вопрос, как его потребляют, например, в Харькове. Он что, покупается в Словакии и потом гонится через всю страну в Харьков, что ли? Нет, кончено. Все прекрасно понимают, что он заходит из России на украинскую границу, потребляется на Украине. Украина говорит, что она этот газ прокачала до западной границы, взяла за транзит деньги. Дальше этот газ по кольцевой трубе гоняется через Словакию, счётчики накручивают нужные объёмы, и Украина зарабатывает денежки. Но она этот газ, конечно, никуда не прокачивает, а самое главное, и обратно не нужно этот газ гнать, просто Киев это газ называет с удовольствием «словацким». А если не будет физически транзита? Тогда придётся, как это ни странно, физически гнать газ из Европы до того же Харькова. То есть, это не только потеря денег за транзит, но ещё и серьёзные расходы на транспортировку довольно солидных объёмов газа с Запада на Восток. Это тоже нужно учитывать.
Читать далее:
https://ukraina.ru/i…58563.html