В ходе начального этапа боевых действий на Донбассе авиация была одним из главных козырей украинской армии. В этот период ополчению было банально нечем бороться с массированными авианалетами. Наличие даже нескольких десятков исправных боевых самолетов и вертолетов позволяло вооруженным силам Украины нанести противнику ощутимый урон атаками с воздуха и быстро переломить ситуацию в свою пользу. Однако, летняя кампания 2014 года показала, что украинская авиация не сумела выполнить поставленные ей задачи.
К 2014 году Украина лишилась значительной части доставшихся ей от СССР самолетов и вертолетов. Часть авиационной техники была списана в силу изношенности, много машин было продано за рубеж. Обслуживание самолетов и вертолетов осуществлялось на недостаточном уровне, что также приводило к их выходу из строя. Тем не менее, к весне 2014 в составе ВВС Украины числились ВВС и ПВО Украины 16 фронтовых бомбардировщиков Су-24М (ещё примерно 52 единицы были на хранении), 43 штурмовика Су-25 (в том числе 8 учебно-боевых; и 4 – на хранении), 60 Су-27 (в том числе 13 учебно-боевых; ещё 5 были на хранении), 96 МиГ-29 (в том числе 18 учебно-боевых; ещё 48 (в том числе 10 УБ – на хранении). Кроме того, на хранении находились устаревшие машины: 37 МиГ-23МЛД, 8 МиГ-23УБ, 19 МиГ-25. Разведывательная авиация включала 5 Су-24МР (ещё не менее 3-х – на хранении), 8 Ан-30 (и 4 – на хранении). На хранении также находились до четырёх самолётов-заправщиков Ил-78.
Относительно много насчитывалось транспортных машин: 36 Ил-76 (ещё 8 – на хранении), 7 Ан-24, 46 Ан-26 (и до 3-х – на хранении), 5 Ту-134 (ещё 1 – на хранении); 2 Ан-72 – на хранении. Учебные самолёты – 39 устаревших машин ещё чехословацкого производства L-39 «Альбатрос» (а также 39 – на хранении). Стоит отметить, что никакой новой техники за постсоветский период ВВС не получали, лишь 1 МиГ-29 и 13 Су-25 прошли модернизацию. Из тех самолётов, которые числились в строю ВВС, реально подняться в воздух могли не более половины (по-видимому, цифра ближе к 20–25%).
Однако, низкий процент пригодных к полетам машин стал не единственной проблемой для ВВС Украины. Украинская авиация фактически не имела высокоточного оружия, оставшиеся с советских времен боеприпасы уже исчерпали сроки хранения и не могли быть применены в условиях боевых действий. Кроме того, подготовка летчиков находилась на очень низком уровне. После увольнения в запас пилотов, прошедших Афганистан, в ВВС Украины не осталось людей с боевым опытом.Налет летчиков за период независимости также сократился, что серьезно повлияло на боевую подготовку. Несколько лучше выглядела ситуация в армейской авиации, часть пилотов которой принимали участие в миротворческих операциях в Африке, однако их опыт не особенно подходил для участия в современной войне. Африканские повстанцы были напрочь лишены ПВО да и сам характер действий украинских вертолетчиков в этих конфликтах не позволял им в достаточной степени оттачивать необходимые навыки.
В ходе событий в Крыму на занятом российскими военными аэродроме были захвачены 45 истребителей МиГ-29 и 4 учебно-тренировочных самолета L-39. Однако только несколько машин были пригодны к полетам. В последствии 37 МиГ-29 и 1 L-39 были возвращены украинской стороне.
В марте 2014 года пришедшее к власти в Киеве руководство Украины приняло решение о проведении силовой операции на востоке страны. В короткие сроки началось формирование войсковых группировок для подавление вспыхнувших там народных выступлений. Это касалось и авиации. Фактически на восток были брошены все боеспособные самолеты и вертолеты. Уже 7 апреля 2 истребителя Су-27 демонстративно облетели Донецк,Луганск и Харьков. В дальнейшем украинская сторона часто практиковала подобные полеты с целью продемонстрировать решимость своих намерений по силовому подавлению повстанческого движения. Тем не менее, формирование авиационной группировки для операции на Донбассе вызвало у ВСУ серьезные проблемы. Боеспособной авиатехники было совсем немного. Так, к началу так называемой АТО ВВС Украины смогли выставить только 15 штурмовиков Су-25. Армейская авиация бросила на Донбасс 25 вертолетов Ми-24 и 18 транспортных Ми-8. Оставшиеся машины были попросту небоеспособны.ВВС Украины направили на Донбасс еще 5 Ми-8, 2 машины этого типа предоставила Нацгвардия. Еще несколько вертолетов были задействованы авиацией Государственной Службой по Чрезвычайным ситуациям. Стоит отметить, что в начале операции на Донбассе в ВСУ царило наплевательское отношение к противнику, что вскоре привело к весьма печальным последствиям.Это касалось и авиации.
В апреле 2014 года на Донбассе началась так называемая антитеррористическая операция (АТО). Во второй половине месяца вертолеты Ми-8 армейской авиации были задействованы для для высадки десанта на аэродроме в Краматорске.Также машины этого типа использовались для снабжения украинских военных на объекте. Охранение аэродрома было организовано мягко говоря безобразно, за что вскоре и поплатились украинские военные. 25 апреля диверсионно-разведывательная группа ополчения уничтожила стоящий на взлетно-посадочной полосе вертолет Ми-8 16-й бригады армейской авиации. Экипажу удалось спастись.Стоит отметить, что на этом этапе ВСУ использовали вертолеты, которые несли символику ООН. Машины не были перекрашены после участия в миротворческих операциях в Африке.
В начале мая украинские силовики перешли к решительным действиям в районе Славянска. 2 мая начался штурм города с участием авиации. Были применены ударные вертолеты Ми-24. Однако, отряды ополчения под командованием Игоря Ивановича Стрелкова неплохо подготовились к встрече противника. С помощью немногочисленных ПЗРК были сбиты два вертолета Ми-24 16-й бригады армейской авиации. Пять украинских летчиков погибли, еще один был захвачен в плен ополченцами. Впоследствии его передали ВСУ в качестве жеста доброй воли.
5 мая ВСУ вновь предприняли попытку штурма города, но и в этот раз потерпели фиаско. Ми-24 11-й бригады армейской авиации был подбит и совершил вынужденную посадку в болоте в районе Райгородка. Экипажу удалось спастись. На земле машину добил украинский штурмовик Су-25.
С середины мая начались одиночные налеты штурмовиков Су-25 на стационарные цели, контролируемые повстанцами, для атак использовались НУРСы и неуправляемые бомбы. Также фиксировались удары с вертолетов Ми-24, которые с дальних дистанций без особого успеха пытались поразить позиции ополчения. После потерь 2 и 5 мая украинские вертолетчики опасались сближаться с противником.
22 мая был зафиксирован довольно известный случай боевого применения вертолетов Ми-24 ВСУ. После того, как ополченцы разгромили блокпост украинских военных по Волновахой, в небо была поднята армейская авиация. Ми-24 ВСУ по ошибке обстреляли собственных военнослужащих.Чудом обошлось без жертв.
26 мая 2014 года состоялся пожалуй самый удачный случай применения авиации ВСУ в ходе войны на Донбассе. Тогда для отражения штурма донецкого аэропорта были задействованы штурмовики Су-25, истребители МиГ-29 и вертолеты Ми-24. Украинской авиации удалось нанести ощутимые потери батальону «Восток» и «Интербригаде», что фактически сорвало штурм объекта. При этом погибли несколько находящихся на расположенном неподалеку мирных жителей. Стоит отметить, что атакующие объект ополченцы вообще не имели средств противовоздушной обороны.
29 мая в районе горы Карачун под Славянском ополченцы сбили из ПЗРК вертолет Ми-8 Нацгвардии Украины. 13 находившихся на борту военнослужащих погибли, еще один получил ранения. Среди погибших оказался генерал Кульчицкий.
2 июня вертолеты Ми-24 ВСУ поддерживали украинских силовиков в ходе боев за базу погранотряда в Луганске. В тот же день штурмовик Су-25 ВВС Украины нанес удар по зданию областной администрации в Луганске. Неуправляемые ракеты поразили парк и небольшой сквер напротив здания. Восемь мирных жителей было убито и еще 28 получили ранения. Украинское правительство упрямо опровергало факт обстрела со стороны Су-25, несмотря на наличие доказательств в сети Интернет, включала видеосъемку случайных очевидцев и городских камер наблюдения. Использование ракет С-8 было также подтверждено экспертами ОБСЕ, которые проводили расследование на месте атаки. Авиаудар по Луганской администрации стал одним из символов войны на Донбассе и гибели мирного населения.
3-4 июня ВСУ вновь пытались взять Славянск штурмом. В ходе боев были активно задействованы ударные вертолеты Ми-24. Они вели огонь по позициям оборонявших пригород Славянска Семеновку ополченцам. В этих боях украинские вертолетчики понесли ощутимые потери. Как минимум три Ми-24 были повреждены огнем с земли, одна из машин, совершившая вынужденную посадку, сгорела. Экипажу удалось спастись. После подобного «вертолетопада» применение Ми-24 на Донбассе временно прекратилось.
Теперь ВСУ сделали упор на применение штурмовиков Су-25. Все 15 исправных машин этого типа были сведены в одну группу и использовались для нанесения ударов по ополчению. 5 июня штурмовик Су-25 атаковал бойцов батальона «Восток», который вел бой за пограничный пункт Мариновка. Ополченцы понесли при этом потери. Примечательно, что отряд был фактически беззащитен от ударов с воздуха. Имевшиеся у бойцов ПЗРК оказались неисправны.
Однако игра не шла в одни ворота, вскоре ВСУ потеряли свой первый самолет.6 июня из ПЗРК был сбит самолет-разведчик Ан-32Б, осуществлявший корректировку артиллерийского огня. Погибли пять членов экипажа. В последствии украинская сторона обвиняла в произошедшем Россию, которая якобы поставила ополчению новейший ПЗРК «Верба», однако никаких убедительных доказательств этих утверждений предоставлено не было. Летчики ВСУ сами снизились, пытаясь обнаружить позиции бойцов ДНР и попали в зону поражения ополченцев. Пуск из ПЗРК наказал экипаж за самонадеянность. Однако, этот инцидент стал только прелюдией к крупнейшей трагедии, связанной с ВВС ВСУ в ходе войны на Донбассе.
14 июня 25-я транспортная бригада ВВС ВСУ пыталась доставить подкрепление в блокированный ополчением аэропорт Луганска. Были задействованы три самолета Ил-76, которые перевозили личный состав и технику. Транспортные самолеты садились на объект, который был окружен бойцами ЛНР, у которых на вооружении были ПЗРК и ЗУ-23-2. В Киеве не могли не знать об этом, однако все равно приняли решение об отправке подкрепления подобным способом. Первый самолет сумел приземлиться в аэропорту, второй был сбит огнем с земли, третий поспешил ретироваться. На борту уничтоженной машины погибли 9 членов экипажа и 40 военнослужащих 25-й воздушно-десантной бригады. Также были уничтожены находившиеся в самолете три БМД.
В ходе боев под Ямполем ВСУ задействовали пару штурмовиков Су-25, которые пытались уничтожить оборонявшихся там ополченцев, но особого успеха не достигли. В этот период украинская авиация также наносила удары по отрядам в глубине территории ЛНР и ДНР. Отдельной задачей для ВВС стала борьба с перемещениями колонн ополчения на коммуникациях республик. Однако, в силу ряда субъективных причин, в первую очередь низкого уровня боевой подготовки украинских летчиков, она не была выполнена. Перемещения продолжались даже в дневное время суток.
Авиация Украины продолжала нести потери. 21 июня по техническим причинам разбился Ми-8 государственной службы по чрезвычайным ситуациям, выполнявший задачи в так называемой зоне АТО. Инцидент произошел на территории Харьковской области, машина возвращалась с Донбасса.24 июня в районе Славянска из ПЗРК был сбит вертолет Ми-8, находившиеся на борту 3 члена экипажа, 4 сотрудника СБУ( в том числе трое бойцов украинской «Альфы») и 2 бойца спецназа ГУР погибли.
В июле интенсивность действий украинской авиации существенно увеличилась.Впервые над Донбассом появились фронтовые бомбардировщики Су-24. В этот день одна машина была повреждена, но сумела совершить вынужденную посадку. Штурмовики Су-25 наносили удары по позициям и коммуникациям ополчения, пытались оказывать поддержку на поле боя сухопутным подразделениям. Однако, зачастую ВВС Украины наносили удары и по мирному населению Донбасса.2 июля 2014 года авиация ВСУ нанесла удар по селу Стapaя Koндpашoвкa в ЛНР. Погибли 12 мирных жителей, включая пятилетнего ребенка. Украинские военные заявили, что удар был нанесен из-за ошибки пилотов. К уголовной ответственности никто привлечен не был.
В тот же день ВСУ лишились своего первого штурмовика Су-25. Машина была повреждена огнем с земли и разбилась при заходе на посадку в Днепропетровске. Пилоту удалось катапультироваться.
15 июля 2014 года авиация ВСУ нанесла удар по Снежному в ДНР. В результате был разрушен жилой дом. Погибли 10 человек, десятки получили ранения. Примечательно,что украинские СМИ обвиняли в бомбардировке российскую авиацию. Впрочем, ВВС Украины зачастую атаковали и собственные подразделения. Так, в этом году бывший начальник генштаба ВСУ Муженко рассказал, что ВВС ВСУ нанесли авиаудар по колонне гражданской техники и школьных автобусов. На деле на этом транспорте перемещался добровольческий батальон МВД «Донбасс». Однако, в силу плохой подготовки летчиков, им не удалось поразить технику, двигавшуюся по открытой местности.
В середине июля потери украинской авиации резко увеличились. ВВС тщетно пытались спасти от разгрома оказавшиеся в Южном котле войска. 14 июля был сбит военно-транспортный самолет Ан-26, пытавшийся с парашютами сбросить груз для окруженных. Два члена экипажа погибли, еще один попал в плен. 16 июля потери понесли украинские Су-25. Две машины были серьезно повреждены огнем ополчения ДНР в ходе боев в районе Амвросиевки, еще одна сбита и упала у Григоровки. 21 июля ВСУ потеряли штурмовик Су-25 299-й бригады тактической авиации, сбитый у Снежного.
23 июля в ходе приграничных боев украинская авиация потеряла еще 2 Су-25, сбитых огнем противника. Примечательно, что ВСУ обвинили в гибели одного из них ВВС России, чей истребитель якобы поразил машину ракетой воздух-воздух. Однако никаких убедительных доказательств этих утверждений предоставлено не было. После потери сразу двух машин интенсивность применения Су-25 резко снизилась.
В течении июля ВСУ сумели восстановить до пригодного к полетам состояния несколько имевшихся у них вертолетов армейской авиации. Интенсивность применения винтокрылых машин существенно увеличилась. В первую очередь это касалось вертолетов Ми-8. Главным образом их применяли для доставки грузов на передовую, а также для эвакуации раненных. 7 августа в районе Мануйловки в ДНР совершил вынужденную посадку поврежденный огнем стрелкового оружия вертолет Ми-8МТ 16-й бригады армейской авиации. Машина пополнила ряды безвозвратных потерь ВСУ.
К началу августа обстановка заставила украинских военных бросить в бой все имеющиеся в наличии боевые самолеты. К штурмовкам привлекали истребители МиГ-29. 7 августа в районе Ждановки был сбит огнем первый истребитель этого типа. 17 числа ВСУ потеряли второй аналогичный самолет в Краснодонском районе ЛНР. В обоих случаях пилотам удалось спастись.
В ЛНР развернулись ожесточенные бои в районе Георгиевки и Хрящеватого. Там были задействованы самолеты и вертолеты ВСУ. 19 августа был подбит огнем с земли и пополнил безвозвратные потери Ми-8 16-й бригады армейской авиации. На следующий день украинские вертолеты Ми-24 наносили удары по перешедшим в контрнаступление отрядам ополчения. ВСУ заявляет, что их вертолетчикам удалось уничтожить один из танков наступающих. При этом огнем с земли был сбит Ми-24, оба пилота погибли. В тот же день украинская авиация потеряла Су-24, сбитый огнем противника. Оба пилота катапультировались и были спасены.
27 августа 16-я бригада армейской авиации ВСУ лишилась в районе Березового пятого вертолета Ми-8.Машина получила серьезные повреждения и пополнила число потерь украинской авиации. Ми-8 16-й бригады стал последним вертолетом ВСУ, потерянным в ходе кампании 2014 года на Донбассе.
В конце августа ВВС Украины тщетно пытались ударами с воздуха остановить перешедших в решительное контрнаступления ополченцев. Однако их попытки приводили главным образом к увеличению потерь военной авиации. 29 августа огнем с земли был сбит Су-25 ВВС Украины, пилоту удалось спастись. На следующий день был сбит еще один штурмовик этого типа. После этих потерь украинская авиация практически прекратила полеты над зоной боевых действий. Моральный дух летчиков существенно снизился после понесенных потерь. Появление у ополчения эффективной ПВО фактически нейтрализовало исходившую от ВВС Украины угрозу.
Подводя итоги боевого применения ВВС Украины, стоит выделить следующее:
1.Задачи по поддержке сухопутных сил на поле боя выполнены не были, в условиях отсутствия высокоточного оружия бомбометание с высоты 5 000 метров успехов не приносило. Использование же боевых вертолетов и штурмовиков с малых и средних высот привело к высоким потерям и заставило украинских военных отказаться от подобной практики.
2.Работа на коммуникациях ополчения также была полностью провалена, украинским ВВС не удалось помешать переброске грузов даже в дневное время суток
3.Воздушные перевозки и эвакуация раненых на самолетах и вертолетах также проводились периодически и при этом имел место непривычно высокий уровень потерь. Украинцам не удалось обеспечить адекватное снабжение окруженных группировок в различных местах, например, в районе донецкого и луганского аэропортов, а также нескольких «котлов» рядом с границей.
4. Удары ВВС Украины по городам и поселкам привели к существенным жертвам среди мирного населения.
За период летней кампании на Донбассе украинские силовые структуры потеряли как минимум 13 самолетов и 12 вертолетов, уничтоженных безвозвратно. Существуют другие, содержащие более крупные цифры потерь авиации Украины, но автор упомянул лишь случаи, подтвержденные в источниках Незалежной. Стоит отметить,что урон, нанесенный в ходе летней кампании привел к тому,что в дальнейшем Киев не использовал ВВС в ходе боевых действий. Участие авиации в конфликте ограничивается эвакуацией раненных вертолетами ВСУ. Однако,после завершения активной фазы боев, украинская сторона приняла серьезные усилия по восстановлению имевшейся в наличии авиационной техники. В данный момент количество пригодных к полетам самолетов и вертолетов существенно увеличилось. Существенно вырос и налет пилотов. Впрочем, в ходе этих работ были исчерпаны практически все ресурсы, оставшиеся на хранении ВСУ. Существенно пополнять и увеличивать авиационный парк Киеву уже фактически нечем. Изношенность техники продолжает расти и приведет в последствии к росту аварийности. Только с начала этого года Украина уже потеряла 2 вертолета и самолет в ходе авиационных происшествий.
В целом же, украинская авиация ни в коей мере не сумела выполнить возложенные на нее летом 2014 боевые задачи.В дальнейшем, появление у Защитников Донбасса систем ПВО, включающих в себя зенитные ракетные комплексы заставило летчиков ВСУ покинуть небо восставших Республик.
Использованы материалы:
https://lostarmour.info ,
https://kloch4.livejournal.com и
https://militarizm.livejournal.comhttp://anna-news.info/primenenie-aviatsii-ukrainy-v-hode-vojny-na-donbasse/