Сколько ни повторяй "халва" - во рту слаще не станет." (с) Ходжа Насреддин.
Вот так и с" Минском 1, 2" и прочее. Запутались с" Минском" - придумали "Нормандский формат". Теперь вот еще предлагается новый формат с Трампом в придачу. А все оттого что не знают как выйти из создавшегося тупика так, чтобы все стороны хоть как-то были удовлетворены. Теперь вот такая идея появилась. А почему бы и нет?
ЦитатаСитуация с военным конфликтом на Донбассе после подписания Минских соглашений принципиально не меняется, конфликт перешел в вялотекущую фазу, и на прописанных в соглашениях условиях он не может быть прекращен. Почему? Киев хочет вернуть Донбасс в сегодняшнюю унитарную Украину, где он будет однозначно зачищен нацистами, а Москва стремится отдать его Украине как часть Русского мира с гарантией, что он сохранится в таком же виде при «номинальном суверенитете» Украины над ним.
Киевские власти такой вариант, естественно, не устраивает, поэтому минские переговоры не приводят ни к каким результатам. Москва по многим причинам не может признать суверенитет Донбасса и тем более включить его в состав России, в связи с этим он шестой год в подвешенном состоянии. При этом я глубоко убежден, что не только Донбасс, но и весь Юго-Восток — от Одессы до Харькова — является русской землей, временно оккупированной украми, но обстоятельства не позволяют сейчас вернуть свое и надо искать варианты хотя бы временного обустройства жизни на Донбассе без обстрелов и гибели людей.
Сегодня сдвинуть минский процесс с мертвой точки на прописанных в нем условиях практически невозможно: слишком непримиримы позиции сторон и каждая из них настаивает на своей версии их выполнения. Если посмотреть текст Минских соглашений, то они написаны так, что у каждой стороны есть повод не выполнять их. Киевские власти и олигархат не хотят вносить изменения в Конституцию под особый статус Донбасса. Коломойский прямо заявил, что «это опухоль, она должна быть отделена от другого организма, чтобы не отравлять его». То есть видеть Донбасс в таком статусе в составе Украины они не хотят. Существует несколько вариантов решения этого вопроса, такие как план Медведчука или Авакова, но ни один из них не находит поддержки сторон.
С их точки зрения, Донбасс должен войти в состав Украины, но не влиять на остальное население страны. По этому поводу недавно всплыло неожиданное предложение от директора Центра политической конъюнктуры российского политолога Чеснакова, весьма близкого к кремлевскому куратору Украины Суркову, которые вместе являются проектировщиками и строителями ЛДНР в их сегодняшнем неприглядном и уродливом обличье. В конце августа в интервью изданию «Актуальные комментарии» он заявил, что под особым статусом Донбасса, предусмотренного Минскими соглашениями, можно понимать статус специального региона Гонконг в составе Китая, и Донбасс может сосуществовать с Украиной приблизительно, как Гонконг с Китаем: «одна страна — две системы». Такой статус Гонконга закреплен в китайской конституции и неукоснительно уже более двадцати лет выполняется двумя сторонами, а также Англией, которая вернула регион в 1997 году Китаю.
При всей своей экзотичности это предложение имеет право на существование, и его стоит рассмотреть более предметно. Посмотрим, что же из себя представляет Гонконг и как он безболезненно вписывается в Китай.
Специальный административный регион (САР) Гонконг создан в соответствии со ст. 31 Конституции Китая, в которой записано всего лишь, что государство в случае необходимости создает особые административные районы и режим особых административных районов устанавливается законами. Все полномочия САР, созданного в 1997 году временно на срок пятьдесят лет, описаны в Основном законе (Конституции) Гонконга.
САР Гонконг является неотъемлемой частью Китая, включенного в него по принципу «одна страна — две системы». Социалистическая система и политика в Гонконге не устанавливаются. Он самостоятельно осуществляет исполнительную, законодательную и судебную власть, включая право на окончательное судебное решение.
Гонконг подчиняется непосредственно правительству Китая, которое отвечает только за иностранные дела, имеющие отношения к Гонконгу, и за безопасность Гонконга.
Высшим законодательным органом региона является Законодательный совет Гонконга, избираемый гражданами САР. Законы Китая в Гонконге не действуют, за исключением относящихся к иностранным делам и безопасности. Гонконг живет по собственным законам, которые не должны противоречить Основному закону.
Главой исполнительной власти Гонконга является президент, который возглавляет правительство. Президент избирается Комитетом выборов Гонконга и утверждается правительством Китая, также утверждаются высшие должностные лица Гонконга. Комитет выборов формируется из представителей промышленных, коммерческих, финансовых, профессиональных, религиозных и других секторов гонконгского общества. Президент возглавляет правительство Гонконга.
Законодательные и исполнительные органы Гонконга формируются из специалистов, постоянно проживающих в Гонконге. Граждане Гонконга согласно установленной квоте избирают своих представителей в парламент Китая.
Законодательные и исполнительные органы Китая не имеют права вмешиваться в дела Гонконга, определенные рамками Основного закона. Вооруженные силы Китая также не вмешиваются в дела Гонконга. Расходы по содержанию гарнизона вооруженных сил в Гонконге несет Китай. Правительство Гонконга отвечает за общественный порядок и формирует силы правопорядка.
Гонконг, кроме флага и герба Китая, может использовать свои государственные символы. Гонконг обладает независимой судебной властью. В качестве официальных языков установлены китайский и английский языки.
Гонконг имеет собственные финансы, в качестве валюты используется гонконгский доллар. Правом выпуска гонконгской валюты наделено правительство Гонконга. Гонконг является отдельной таможенной территорией и проводит собственную налоговую политику, Китай не может собирать налоги в Гонконге.
Правительство Гонконга самостоятельно формирует политику в сфере культуры и образования. Представители региона могут участвовать в составе делегаций Китая в международных переговорах, касающихся вопросов САР. Гонконг может участвовать в международных экономических организациях, таких как ВТО и АТЭС.
То есть Гонконг при номинальном суверенитете Китая обладает очень широкими полномочиями в сфере политики, экономики, финансов, культуры и фактически является самостоятельным государственным образованием, его права ограничены только в сфере международных отношений и безопасности.
Мог бы такой особый статус Донбасса в составе Украины устроить жителей Донбасса? Почему бы и нет: после пяти лет бесконечной войны они хотят одного — мира и спокойствия на своей земле. Статус, аналогичный Гонконгу, практически гарантирует им завоеванное за эти годы, но под номинальным суверенитетом Украины. Обстоятельства складываются так, что пока уйти от Украины по разным причинам не получается и надо искать временные компромиссы.
При таком статусе Донбасса ему предоставляется полная свобода внутреннего устройства региона, он оставляет за собой контроль над законодательством, политикой, экономикой, финансами и денежной системой, судами, таможенной, миграционной и правоохранительной системами, а также возможность иметь представительства в таких международных организациях, как ВТО, СНГ и ЕАЭС.
Донбасс может ввести в качестве официальной валюты российский рубль и украинскую гривну или свою собственную валюту, иметь два официальных языка — русский и украинский, ввести свою таможню с Украиной и Россией, установить льготное налогообложение и привлечь бизнес на свою территорию. Не надо забывать, что на Донбассе сосредоточен мощный горнорудный и металлургический комплекс, который при соответствующих инвестициях может обеспечить экономическое процветание этому региону.
Но самый главный вопрос заключается в том, что без одобрения такого статуса основными заинтересованными сторонами, в качестве которых здесь выступают политическая элита Украины, население Украины и Донбасса, украинский, российский и западный бизнес, политическая элита России, руководство стран Европы и США, он никак не может быть реализован.
В таком проекте должно быть максимум заинтересованных сторон. В первую очередь большой бизнес. Бизнес должен быть заинтересован в урегулировании конфликта на Донбассе, прекращении боевых действий, снятии санкций, возобновлении товарооборота с Украиной и должен видеть для себя экономические преимущества в этом регионе. Они могут заключаться в установлении здесь зоны с низким налогообложением, близкой к офшору, выгодной для инвестиций и открытия производств. Бизнес Украины, России и Запада с удовольствием придет сюда, если увидит возможность получения хорошей прибыли.
Для населения Донбасса и Украины такое решение вполне приемлемо. Война прекращается, и начинает на взаимовыгодных условиях возрождаться экономика по обе стороны линии фронта. Для отмороженных националистов и нацистов такой вариант абсолютно неприемлем, и их, по всей видимости, новой власти придется зачищать.
Для российской правящей элиты, стремящейся втолкнуть Донбасс в Украину с целью усиления русского вектора в украинском обществе, появляется возможность решить эту проблему путем превращения самопровозглашенных республик в привлекательную часть Русского мира, на который должна равняться вся Украина, и таким путем не возвращать ЛНР и ДНР Украине, а, наоборот, подталкивать Украину к встраиванию в русский Донбасс.
Для украинской политической элиты этот сценарий пока что неприемлем, она еще живет иллюзиями, что Россия вот-вот развалится и Донбасс с Крымом вернутся в Украину. С ней надо работать и по всем каналам убеждать, что вариант Гонконга для Донбасса — это реальный путь прекратить войну и начать экономический подъем на Украине, другого не дано. Донбасс Россия никогда не сдаст, а без решения этого вопроса никаких инвестиций на Украину не будет, и она обречена на дальнейшую деградацию. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на элиту может стать давление украинского и зарубежного бизнеса по реализации их планов получения максимальной выгоды на этой территории.
Для руководства стран Европы этот сценарий также может оказаться вполне приемлемым, поскольку они уже устали от Украины и стремятся к разрешению конфликта, тем более на условиях, при которых Россия не одерживает полную победу и Донбасс входит в состав Украины. Для США этот вопрос пока открытый: если они посчитают целесообразным дальше продолжать конфликт на Донбассе с целью ослабления России и усиления против нее санкций, то никакой вариант, ведущий к миру, для них неприемлем. Если они решат на данном этапе как можно больше заработать на Украине и не допустить скатывания России в объятия Китая и нормализовать отношения с Россией, то такое решение вопроса вполне их устроит.
Главными бенефициарами в этом вопросе являются США и крупный украинский бизнес. Если они увидят в таком статусе свою выгоду, то украинской власти и элите придется реализовывать его. При номинальном суверенитете Украины над Донбассом реальные рычаги управления регионом, кроме вопросов международных отношений и безопасности, будут в руках властных структур Республик, которые могут быть сформированы при взаимном согласии сторон.
При всех вариантах разрешения конфликта на юго-востоке Украины наиболее принципиальным вопросом, прописанным в Минских соглашениях, является обеспечение безопасности, связанное с передачей российско-украинской границы под контроль ВСУ и их нахождение на территории Донбасса. Эта проблема обусловлена не столько безопасностью Украины, сколько безопасностью жителей ЛНР / ДНР. Здесь даже не главное, что будет записано в Конституции и законах, это всегда можно нарушить или изменить. Должна быть сила, гарантирующая выполнение достигнутых договоренностей, и такой силой может быть только армия Донбасса.
При вхождении Республик в состав Украины, независимо от способа реализации, неизбежно встает вопрос подчинения местной армии общему командованию ВСУ или ее ликвидации. Конечно, роспуск вооруженных сил Донецка и Луганска недопустим, и придется искать пути ее сохранения. Возможны варианты ее формирования и назначения командного состава из жителей Донбасса по предложению руководящих структур региона с последующим утверждением в Киеве или другие компромиссные варианты, гарантирующие защиту населения. В любом случае это самый проблемный вопрос при придании особого статуса Республикам. Попытки назвать эту армию органами правопорядка слишком примитивны, это лишает ее тяжелого вооружения и наверняка не будет принято любой украинской властью.
К сожалению, пока по разным причинам ЛНР и ДНР по примеру Крыма не могут войти в состав России, как хотели его жители с началом Русской весны, время для этого еще не пришло. Поэтому и рассматриваются другие пути решения этого вопроса. Схема придания Донбассу особого статуса типа Гонконга как временная мера со всеми ее преимуществами и недостатками является одним из возможных вариантов прекращения затянувшегося конфликта на Украине.
https://apuhtin18.li…44777.html