Окончание. Начало – здесь: 30 сентября 2019, 14:48:56 и здесь: Вчера в 15:54.
На первом этапе мы пришли к выводу, что для восстановления объемов реализации промышленной продукции в Донбассе (в границах Донецкой и Луганской областей) до уровня 2013 года потребуется 1,1-1,3 трлн. рублей.
На втором этапе мы убедились, что этих средств достаточно для реализации нескольких десятков крупных проектов, способных серьезно изменить лицо экономики Донбасса. Это может быть строительство (реконструкция) Лисичанского НПЗ, строительство аммиакопровода Северодонецк-Горловка-Мариуполь с терминалом перевалки. Этот аммиакопровод позволит восстановить работу Северодонецкого Азота и Стирола в Горловке. Вокруг него также можно создать целый ряд предприятий химии, которые, в свою очередь, «потянут» проекты в области машиностроения и металлургии.
Может быть реализован целый ряд проектов в области машиностроения и металлургии, «завязанных» на машиностроительные предприятия Ростова-на-Дону, Волгограда и других. Восстановление производства тепловозов в Луганске – это, конечно, «голубая мечта», но пусть остается на усмотрение «Трансмашхолдинга». Если в Луганске будет целесообразно развернуть производство каких-то компонентов или ремонт – тоже неплохо.
Отдельная тема – высокотехнологичное сельскохозяйственное производство. Пусть эти проекты не создают так уж много высокооплачиваемых рабочих мест, зато они безразличны к проблемам сбыта и санкций. Кроме того, они могут стать толчком для роста пищевой промышленности, а это уже хорошо.
Теперь нужно убедиться, что запланированные проекты способны дать ожидаемый экономический и социальный эффект.
Третий этап: Верификация намеченной программы на предмет возможности достижения заявленных социально-экономических целей.
Вернемся в самое начало. Общая логика:
1. Знаем объем реализации промышленной продукции в Донецкой и Луганской областях в 2013 г.
2. Находим объем реализации промышленной продукции в 2018 г. в украинских частях Донецкой и Луганской областях и ЛДНР.
3. Находим объем реализации, который должны генерировать инвестпроекты в Донецкую и Луганскую области для восстановления объемов реализации промышленной продукции до уровня 2013 года.
4 …
Но как убедиться, что вместе с объемами реализации продукции (всего лишь один и не самый значимый показатель) до уровня 2013 г. подтянутся и остальные, те. Которые непосредственно характеризуют уровень благосостояния, например: число рабочих мест и средняя величина заработной платы?
Когда я обещал это сделать, я предполагал, что программа реконструкции Донбасса будет состоять из десятка мега-проектов, для которых будут известные подходящие аналоги. Проанализировав несколько из таких аналогов, я смог бы распространить выводы на остальные и заключить, что вся программа способна увеличить занятость и среднюю величину заработной платы так-то и так-то. Оказалось, что задача в таком виде мне не по зубам. Оказалось, что самый крупный проект – 160 млрд. рублей (около 13% стоимости всей программы), какие-то могут быть около 50 млрд. рублей, а большинство – 10-20 млрд. рублей. Выборочный анализ проектов ничего не даст – как я определю, что несколько случайно выбранных проектов дают репрезентативную выборку? Поэтому я попробую зайти с другой стороны.
Логика следующая:
1. В качестве показателя благосостояния используем величину валового регионального продукта (ВРП) в абсолютном и душевом исчислении. По своей сути ВРП (как и ВВП) представляет собой заработную плату (полученную на всех этапах производства) и прибыль (до уплаты налога на прибыль). С другой стороны, это все конченые расходы, все конечное потребление (государственное и частное).
2. Между ВРП и объемами реализации должна быть связь. Необходимо установить соотношение и того и другого в регионах России, которые могли бы служить аналогами, и распространить эти пропорции на нашу программу реконструкции Донбасса.
3. Посмотреть, какой получается прирост ВРП, ВРП на душу населения, насколько это прирост будет значителен в сравнении с нынешним уровнем украинской части Донбасса (такие данные есть, а по ЛДНР – нет) и с уровнем, допустим, Ростовской области.
Начинаю считать.
Нахожу у Росстата «Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации (валовая добавленная стоимость в основных ценах)» и «Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства»:
.
| ВРП
| ВРП
|
| Пр-во
| Пр-во
|
|
|
|
| 2016
| 2017
| -
| 2016
| 2017
| -
| 2016
| 2017
|
Белгородская область
| 729
| 786
| -
| 565
| 603
| -
| 1.29
| 1.30
|
Брянская область
| 281
| 308
| -
| 175
| 182
| -
| 1.61
| 1.69
|
Владимирская область
| 394
| 416
| -
| 402
| 407
| -
| 0.98
| 1.02
|
Воронежская область
| 817
| 865
| -
| 384
| 388
| -
| 2.13
| 2.23
|
Ивановская область
| 179
| 186
| -
| 115
| 126
| -
| 1.55
| 1.48
|
Калужская область
| 372
| 417
| -
| 551
| 684
| -
| 0.68
| 0.61
|
Костромская область
| 158
| 166
| -
| 104
| 119
| -
| 1.51
| 1.39
|
Курская область
| 362
| 388
| -
| 162
| 167
| -
| 2.24
| 2.32
|
Липецкая область
| 484
| 498
| -
| 569
| 619
| -
| 0.85
| 0.80
|
Московская область
| 3662
| 3803
| -
| 2034
| 2234
| -
| 1.80
| 1.70
|
Орловская область
| 215
| 214
| -
| 102
| 94
| -
| 2.11
| 2.28
|
Рязанская область
| 334
| 361
| -
| 242
| 267
| -
| 1.38
| 1.35
|
Смоленская область
| 263
| 282
| -
| 176
| 178
| -
| 1.49
| 1.59
|
Тамбовская область
| 298
| 301
| -
| 136
| 159
| -
| 2.19
| 1.89
|
Тверская область
| 362
| 384
| -
| 213
| 239
| -
| 1.70
| 1.61
|
Тульская область
| 519
| 556
| -
| 543
| 576
| -
| 0.95
| 0.96
|
Ярославская область
| 472
| 511
| -
| 321
| 338
| -
| 1.47
| 1.51
|
г.Москва
| 14238
| 15725
| -
| 4142
| 4783
| -
| 3.44
| 3.29
|
Республика Карелия
| 231
| 253
| -
| 87
| 86
| -
| 2.67
| 2.93
|
Республика Коми
| 548
| 574
| -
| 164
| 170
| -
| 3.34
| 3.38
|
Ненецкий авт. округ
| 255
| 276
| -
| 21
| 21
| -
| 11.96
| 13.42
|
Архангельская область без Ненецкого авт.округа
| 426
| 467
| -
| 142
| 280
| -
| 2.99
| 1.67
|
Вологодская область
| 477
| 508
| -
| 504
| 564
| -
| 0.95
| 0.90
|
Калининградская область
| 385
| 417
| -
| 419
| 447
| -
| 0.92
| 0.93
|
Ленинградская область
| 916
| 966
| -
| 912
| 917
| -
| 1.00
| 1.05
|
Мурманская область
| 432
| 446
| -
| 138
| 149
| -
| 3.14
| 3.00
|
Новгородская область
| 243
| 269
| -
| 199
| 191
| -
| 1.22
| 1.41
|
Псковская область
| 146
| 152
| -
| 84
| 91
| -
| 1.73
| 1.66
|
г.Санкт-Петербург
| 3666
| 3866
| -
| 2438
| 2606
| -
| 1.50
| 1.48
|
Республика Адыгея
| 90
| 99
| -
| 44
| 49
| -
| 2.06
| 2.03
|
Республика Калмыкия
| 61
| 67
| -
| 1
| 1
| -
| 90.03
| 71.29
|
Республика Крым
| 328
| 359
| -
| 68
| 77
| -
| 4.81
| 4.64
|
Краснодарский край
| 2077
| 2226
| -
| 807
| 809
| -
| 2.57
| 2.75
|
Астраханская область
| 347
| 421
| -
| 59
| 54
| -
| 5.91
| 7.86
|
Волгоградская область
| 747
| 771
| -
| 613
| 710
| -
| 1.22
| 1.09
|
Ростовская область
| 1284
| 1347
| -
| 704
| 751
| -
| 1.82
| 1.79
|
г.Севастополь
| 66
| 71
| -
| 10
| 11
| -
| 6.36
| 6.43
|
Республика Дагестан
| 583
| 623
| -
| 38
| 41
| -
| 15.44
| 15.24
|
Республика Ингушетия
| 52
| 56
| -
| 2
| 3
| -
| 24.11
| 21.61
|
Кабардино-Балкарская Республика
| 135
| 138
| -
| 31
| 27
| -
| 4.32
| 5.21
|
Карачаево-Черкесская Республика
| 71
| 75
| -
| 30
| 37
| -
| 2.38
| 2.04
|
Республика Северная Осетия-Алания
| 125
| 128
| -
| 20
| 26
| -
| 6.29
| 4.85
|
Чеченская Республика
| 169
| 179
| -
| 6
| 6
| -
| 30.48
| 27.68
|
Ставропольский край
| 643
| 665
| -
| 256
| 248
| -
| 2.51
| 2.68
|
Республика Башкортостан
| 1338
| 1396
| -
| 959
| 1068
| -
| 1.39
| 1.31
|
Республика Марий Эл
| 159
| 169
| -
| 130
| 143
| -
| 1.22
| 1.18
|
Республика Мордовия
| 202
| 213
| -
| 140
| 154
| -
| 1.44
| 1.38
|
Республика Татарстан
| 1933
| 2114
| -
| 1419
| 1561
| -
| 1.36
| 1.35
|
Удмуртская Республика
| 532
| 556
| -
| 325
| 312
| -
| 1.64
| 1.78
|
Чувашская Республика
| 261
| 271
| -
| 160
| 169
| -
| 1.63
| 1.60
|
Пермский край
| 1096
| 1191
| -
| 896
| 953
| -
| 1.22
| 1.25
|
Кировская область
| 293
| 307
| -
| 190
| 196
| -
| 1.54
| 1.57
|
Нижегородская область
| 1161
| 1260
| -
| 1092
| 1181
| -
| 1.06
| 1.07
|
Оренбургская область
| 765
| 823
| -
| 270
| 294
| -
| 2.83
| 2.80
|
Пензенская область
| 349
| 365
| -
| 187
| 182
| -
| 1.87
| 2.01
|
Самарская область
| 1270
| 1350
| -
| 865
| 939
| -
| 1.47
| 1.44
|
Саратовская область
| 643
| 669
| -
| 340
| 337
| -
| 1.89
| 1.99
|
Ульяновская область
| 325
| 341
| -
| 248
| 257
| -
| 1.31
| 1.32
|
Курганская область
| 190
| 201
| -
| 93
| 95
| -
| 2.03
| 2.12
|
Свердловская область
| 1991
| 2143
| -
| 1550
| 1651
| -
| 1.28
| 1.30
|
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
| 3068
| 3511
| -
| 446
| 516
| -
| 6.89
| 6.81
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
| 2026
| 2461
| -
| 304
| 352
| -
| 6.66
| 6.99
|
Тюменская область (без авт.округов)
| 916
| 1013
| -
| 633
| 668
| -
| 1.45
| 1.52
|
Челябинская область
| 1271
| 1349
| -
| 1207
| 1334
| -
| 1.05
| 1.01
|
Республика Алтай
| 44
| 45
| -
| 6
| 5
| -
| 7.29
| 9.49
|
Республика Бурятия
| 198
| 202
| -
| 60
| 57
| -
| 3.30
| 3.52
|
Республика Тыва
| 53
| 59
| -
| 0
| 0
| -
| 125.94
| 170.79
|
Республика Хакасия
| 196
| 208
| -
| 81
| 86
| -
| 2.42
| 2.42
|
Алтайский край
| 502
| 509
| -
| 261
| 291
| -
| 1.92
| 1.75
|
Забайкальский край
| 277
| 301
| -
| 25
| 23
| -
| 10.97
| 12.87
|
Красноярский край
| 1746
| 1882
| -
| 920
| 961
| -
| 1.90
| 1.96
|
Иркутская область
| 1066
| 1192
| -
| 456
| 463
| -
| 2.34
| 2.57
|
Кемеровская область
| 865
| 1058
| -
| 466
| 535
| -
| 1.86
| 1.98
|
Новосибирская область
| 1047
| 1141
| -
| 407
| 420
| -
| 2.57
| 2.71
|
Омская область
| 622
| 651
| -
| 709
| 775
| -
| 0.88
| 0.84
|
Томская область
| 480
| 511
| -
| 139
| 150
| -
| 3.45
| 3.41
|
Республика Саха (Якутия)
| 863
| 917
| -
| 32
| 34
| -
| 27.23
| 26.82
|
Камчатский край
| 197
| 202
| -
| 72
| 85
| -
| 2.74
| 2.37
|
Приморский край
| 739
| 778
| -
| 173
| 217
| -
| 4.28
| 3.58
|
Хабаровский край
| 627
| 666
| -
| 197
| 241
| -
| 3.19
| 2.77
|
Амурская область
| 271
| 266
| -
| 24
| 23
| -
| 11.22
| 11.33
|
Магаданская область
| 148
| 158
| -
| 4
| 4
| -
| 41.86
| 39.46
|
Сахалинская область
| 749
| 771
| -
| 58
| 58
| -
| 12.96
| 13.36
|
Еврейская автономная область
| 46
| 53
| -
| 5
| 6
| -
| 9.15
| 9.50
|
Чукотский автономный округ
| 68
| 69
| -
| 1
| 1
| -
| 112.84
| 84.85
|
.
Для большей части регионов (53 региона, 62% выборки) отношение ВРП к объему реализации промышленной продукции лежит в диапазоне от 1 до 3. В диапазоне от 1 до 2 – 36 регионов или 42% выборки. Это, от 1,0 до 1,5: Белгородская, Владимировская, Ивановская, Костромская, Рязанская, Ленинградская, Новгородская области, г. С.-Петербург, Волгоградская, область, Башкирия, Мари, Мордовия, Татарстан, Пермский край, Нижегородская, Самарская, Ульяновская, Свердловская, Челябинская области; от 1,5 до 2,0: Брянская, Московская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Ярославская, Архангельская, Псковская, Ростовская, области, Удмуртия, Чувашия, Кировская, Саратовская, Тюменская (без округов) области, Алтайский край, Кемеровская область, Красноярский край. Эти регионы можно считать аналогами. Более высокий коэффициент характерен для ресурсообеспеченных регионов (ВРП создается предприятиями добывающих отраслей) или просто бедных (ВРП «создается» за счет государственных расходов).
Дальше. В первой части мы решили, что наша программа стоимостью 1,1-1,3 млрд. рублей должна позволить реализовать инвестиционные проекты, которые будут генерировать выручку в размере 650-750 млрд. рублей в год. Теперь мы можем предположить, эти проекты будут создавать ВРП в размере 650 млрд. – 1,5 трлн. рублей в год.
Население Донецкой и Луганской областей, как думает Укрстат, (т. е. с ЛДНР) – 6,2 млн. человек. Тогда, рассматриваемая программа теоретически дать прирост душевого ВРП в размере 100-240 тыс. рублей в год.
Вот для сравнения: в регионах ЦФО душевой ВРП – от 253 тыс. руб. (Брянская область) до 411 тыс. руб. (Калужская область), в регионах ПривФО – от 219 тыс. руб. (Чувашия) до 543 тыс. руб. (Татарстан), в Ростовской области – 319 тыс. руб., Волгоградской – 305 тыс. руб., в Крыму – 188 тыс. руб., в Севастополе – 165 тыс. руб. Т. е. прибавка в 100-240 тыс. рублей в год – это очень прилично.
Укрстат считает, что душевой ВРП в 2017 г. в Донецкой области составлял 39,4 тыс. гривен, а в Луганской – 13,9 тыс. гривен; в рублях это было приблизительно 80 и 28 тыс. руб. соответственно.
Выводы.
Между объемом реализации промышленной продукции и величиной валового регионального продукта наблюдается зависимость, которая позволяет сделать вывод, что «Программа реконструкции Донбасса» стоимостью 1,1-1,3 трлн. руб. при условии, что построенные в ее рамках проекты будут генерировать 650-750 млрд. руб. в год, позволит увеличить душевой ВРП Донецкой и Луганской областей на 100-240 тыс. рублей в год (верхняя оценка).
Это – именно верхняя оценка, поскольку созданный в рамках этой программы прирост ВРП достанется населению Донецкой и Луганской областей только соразмерно степени локализации создаваемых здесь производств.
Какая степень локализации возможна в Донецкой и Луганской областях? Доля заработной плате в затратах на производство для предприятий обрабатывающей промышленности в России в 2018 г. составляла 9% (с отчислениями во внебюджетные фонды – 11%). Это минимум, на который может рассчитывать Донбасс. Я уверен, что Донбасс способен гораздо на большее. Я бы в качестве ориентира выбрал бы 50%.
Тогда получается, что рассматриваемая программа вполне способна поднять душевой ВРП Донбасса до 130-200 тыс. рублей. Уровень жизни. Таким образом, может подтянуться до 40-60% от уровня соседней Ростовской области. Что и требовалось.
=======================
На этом я остановлюсь. Мой исходный посыл, заключавшийся в том, что стоимость реконструкции Донбасса вовсе не астрономическая, вполне подтвердился. Точнее – я не наткнулся в своих расчетах на что-то такое, что опровергло бы его.