Украина и украинско-российские отношения
206,823,281 349,265
 

  Дядя Саша ( Слушатель )
05 окт 2019 21:24:45

Краматорск: Энергомашспецсталь

новая дискуссия Дискуссия  1.220

Я посмотрел две последние страницы - по-моему, идея познакомиться с состоянием украинской промышленности народу понравилась)
Поэтому приведу немножко информации по ПАО "Энергомашспецсталь". Думаю, это будет интересно, в том числе планировщикам восстановления Донбасса)
--
На Ютубе канал Росатом представил такой видеоролик:

Предприятия Росатома: Энергомашспецсталь
--
В чем дело? В 2010 году Росатом купил более 90% акций этого завода, и он вошел в состав машиностроительного дивизиона. Если не ошибаюсь, туда же входят Ижорские заводы, Уралмаш, и какой-то завод в Чехии.
---
Интересно, как этот завод переживает кризисные годы. Поищем информацию на официальном сайте.
Новости из пресс-центра)
- Завод выполнил заказ для немецкого металлургического предприятия
- получил заказ для Криворожстали (нынче Арселор)
- отгрузил продукцию для украинских предприятий (среди которых Краматорский завод тяжелого станкостроения - какой огромный промышленный потенциал сосредоточен в Краматорске! У КЗТС, кажется, положение тяжелое.)
- и т.д.
Похоже, завод живет. Насколько хорошо - это узнать сложнее.
Однако, на сайте завода не видно никаких упоминаний о Росатоме. Может, Росатом, не будь дурак, продал его?
Кажись, нет! Не заметил сразу главную новость:
 --
  • 26.07.2019 13:58




ПАО «Энергомашспецсталь» получило крупный заказ на производство заготовок для Тяньваньской АЭС, расположенной в Китае. В рамках контракта, подписанного в июле 2019 года, ПАО «ЭМСС» изготовит для 7 и 8 энергоблоков АЭС «Тяньвань» детали для реакторного оборудования. В комплект поставок войдут заготовки для корпуса реактора, парогенератора, главного циркуляционного насоса, главного циркуляционного трубопровода, коллектора и компенсатора давления. Обечайки, фланцы, патрубки, днища и другие комплектующие будут поставлены заказчику в 2020-2021 гг.
--
Там так написано, что можно подумать, будто это заказ от китайцев, и заготовки будут переданы китайцам, а они уже построят реактор.
На самом деле весной этого года Росатом подписал контракт на строительство блоков 7 и 8 Тяньваньской АЭС.
Вот он-то, видимо, и выдал заказ заводу.
Это хорошо, независимо от того, кому сейчас завод принадлежит, потому что он работает на нас - расширяет возможности Росатома.
  • +0.85 / 14
  • АУ
ОТВЕТЫ (28)
 
 
  Epi Centr ( Слушатель )
06 окт 2019 11:45:29

Судостроение и судоремонт на Украине тоже вполне существуют, в отличии от авиастроения и автопрома. 

В 2016-2018 гг.  за 3 года, предприятия судостроения увеличили объем выполненных работ в 2,5 раза.
В 2017-2018 гг., за 2 года, украинскими верфями было построено 3 судна на экспорт и 25 для внутреннего рынка, отремонтировано 108 судов для иностранных и 263 – для украинских заказчиков.

Вот конкретный пример - на днях, 20 сентября на судостроительном заводе "Нибулон" ввели в эксплуатацию построенный ими 140-метровый самоходный плавучий кран, способный перегружать 18 тыс.тонн зерна в сутки и хранить на борту 10 тыс.тонн. 

Все этапы строительства, от закладки корпуса до оборудованного на борту спортзала, - можно посмотреть наглядно на видео, с 3:00. Все выглядит вполне достойно, только непонятно зачем строители в конце руками машут...

 
 Компания инвестировала  600 млн.долларов в свою судостроительную программу в Николаеве на судостроительном заводе "Лиман", 140-метровый плавкран - это 75 обьект спущенный собственником на предприятии, уже строят по 8-9 судов в год. 

Нибулон экспортирует 5 млн.тонн зерна в год, в планах выйти на 15-20 млн.тонн. Зерно это валюта, валюта - это возможности, строят собственный флот для обслуживания грузопотока, от речных сухогрузов и барж до дноуглубителей, буксиров, нефтеналивников и плавучих кранов. 

Нормально идут дела у Ильичевского судоремонтного завода. В 2018-м году ремонт на предприятии прошли 97 судов.  
Когда-то у них оставалось 300 рабочих,  потом вышли на 1200, в этом году аврал с заказами и сроками и сейчас на предприятии работают уже 3500 человек в 3 смены.

Вполне живой Измаильский судоремонтный, российская фирма - владелец танкера который участвовал в инциденте в Керченском проливе направила его туда видимо не просто так. Он выполняет заказы для турков, румын, болгар, судовладельцев обслуживающих Дунай. Видимо заказчиков вполне устраивает соотношение цена/качество. 
Не умер и Херсонский судостроительный, возобновил выполнение работ по линейке 100-метровых танкеров-химовозов.  

Откровенно все плохо - у двух николаевских предприятий, 61 коммунара и черноморского судостроительного завода, там где строили крейсера-авианосцы, к жизни они не вернутся. Завод "Океан" полудохлый, ржавые буксиры ремонтирует.

Сказать что у судостроительной отрасли на Украине - большое будущее, - это перебор. Но есть отдельные предприятия с конкретной осязаемой перспективой и внятными собственниками, которые  за 5 лет могут выйти на уровень выполнения заказов по 25-30 судам в год и на объем в 1-1,5 млрд.долл. вместе с услугами по судоремонту. 

Дальше, да еще без господдержки, будет сложнее - отрасль почти монополизирована Южной Кореей, Китаем и Японией. Украина в худшем случае будет иметь свои 0,5%  рынка, в лучшем- заберет до 1,5 % от обьемов мирового судостроения и судоремонта, но сохранит собственную нишу в отрасли. 

С тройкой лидеров не особо могут тягаться по объемам и другие более крупные страны.
  • -0.54 / 30
  • АУ
 
 
  Cheen ( Специалист )
06 окт 2019 11:51:31

Каким водоизмещением судна? В штуках это, сами понимаете, ни о чём. Может там 263 лодки и 25 москитных катеров.
  • +0.82 / 12
  • АУ
 
 
 
  Алексей N ( Специалист )
06 окт 2019 11:56:18

Москитный ремонт? Смеющийся
ЦитатаИ если в 1993-м флот под украинским флагом составлял 0,9% общемирового (дедвейт* 6177 тыс. т), то к 2015 г. дедвейт сократился до 477 тыс. т, а доля флота — до 0,03% общемирового.
С 1991-го по 2017 г. количество судов под украинским флагом водоизмещением 5 тыс. т и больше сократилось с 375 до 40. Вместе с тем около 200 средних и крупных судов, принадлежащих украинским собственникам, бороздят моря и океаны под иностранными флагами.
За этот же период пассажирский флот сократился с 2,5 тыс. (в т. ч. 150 — на воздушных крыльях) до 115 судов (12 на воздушных крыльях, из них четыре — в рабочем состоянии).

там фсё украдено, нечего ремонтировать
статья годичной давности

  • +0.20 / 5
  • АУ
 
 
 
  Epi Centr ( Слушатель )
06 окт 2019 12:24:08

На Ильичевском судоремонтном два дока могут принимать суда длиной до 225 м, еще один док - суда до 91 м. На лодки не похоже. Подмигивающий

Подходим к одному из доков. На нем стоит 189-метровый сухогруз Rubyred. "Это наши постоянные клиенты", – рассказывает Михаил Дудников.
Помимо доков, ремонт судов происходит на 12 причалах. Их общая протяженность составляет 2,6 километра. Такие масштабы позволяют ремонтировать одновременно несколько десятков судов. "Сейчас у нас в ремонте находится 24 судна. Бывает и больше. Все зависит от сложности работы и степени повреждения судна", – поясняет руководитель ИСРЗ.
"Как же заводу удалось выбраться из бурьянов и разрухи?". По утверждению Евгения Желтикова, все довольно просто – благодаря переговорам с заказчиками, своевременному и качественному ремонту, который был бы невозможен без квалифицированного персонала.

"Начиная с 2014 года мы потратили много сил и времени, чтобы убедить наших клиентов в том, что завод работает, а в Украине война идет только на небольшой части территории и от Черноморска она далеко. Если в Украине нам нет конкурентов, то в Черноморском регионе нашими соперниками являются судоремонтные заводы Турции. Чтобы завоевать клиента, нам приходится идти на определенные уступки и привлекать его выгодным предложением. Черное море отдалено от основных маршрутов Средиземного моря, поэтому некоторые судовладельцы требуют найти груз для судна, чтобы оно не шло порожняком, другие хотят выиграть во времени или в деньгах. Это очень непросто, но мы работаем в сфере услуг и поэтому приходится договариваться. Думаю, нам это удается и цифры это подтверждают", – рассказывает Евгений Желтиков.
  • -1.01 / 27
  • АУ
 
 
 
 
  Старый кэп I ( Профессионал )
06 окт 2019 16:46:34

У меня только один скромный вопрос - Измаильский судоремонтный завод был одним из основных судоремонтных заводов Черноморского пароходства
Все было построено при СССР. Всё... 
Что нового построители потомки шумеров (кстати, при СССР было три дока способных принимать суда длиной 225 м, один копатели Черного моря благополучно утопили в 2008)
Сейчас основные усилия укрийского судостроения - строительство транспортной инфраструктуры для перевозки зерна (краны, баржи - дороги убиты в задницу, по воде возить дешевле -, лихтеры-зерновозы...)
Но ведь эти заказы - конечны, и дно уже видать
А шо дальше?
  • +1.48 / 34
  • АУ
 
 
  akrapiva ( Слушатель )
06 окт 2019 23:01:03



А столько минусов камраду за что? 
  • +0.13 / 7
  • АУ
 
 
 
  gvf ( Слушатель )
06 окт 2019 23:11:31

мне лень разбирать полностью ту туфту что он бездумно скопировал
вот как пример
https://kherson.net.…kvidirovan
Для понимания - построить баржу - коробку по сути, это не значит судостроение.
  • +1.36 / 17
  • АУ
 
 
 
  случайный прохожий ( Практикант )
07 окт 2019 00:10:32

(Зевая...) Да надоел
  • +0.89 / 19
  • АУ
 
 
  Boris Bakhterev ( Специалист )
07 окт 2019 09:43:09

Существует конечно... Только масштаб уже не тот.

Вы пишите про Ильичевский судоремонтный завод: "Когда-то у них оставалось 300 рабочих, потом вышли на 1200, в этом году аврал с заказами и сроками и сейчас на предприятии работают уже 3500 человек в 3 смены." Да, 3500 человек - это прилично. Но это же крупнейший завод Украины! Для "крупнейшего" 3500 человек - это уже "не круто".

Для примера, беру первый попавшийся список российских судостроительных заводов: https://sdelanounas.ru/blogs/29365/. Первые 10 по алфавиту:

Название
Число занятых
ПАО «Судостроительная фирма «Алмаз»
778 (Годовой отчет за 2017 г.)
АО «Адмиралтейские верфи»
6402 (Годовой отчет за 2018 г.)
ПАО «Амурский судостроительный завод»
1782 (2018 г., СОУТ*)
АО «Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод»
120 (1.01.2018, СПАРК)
АО «Балтийский завод»
5867 (1.01.2018,Годовой отчет)
ООО «Верфь братьев Нобель», Рыбинск
264 (СПАРК)
ООО «Верхгнекамская строительная компнаия»
не действующее предприятие
АО «Судостроительный завод «Волга»
251-500 (СПАРК)
АО «Волжский судостроительно-судоремонтный завод»
142 (СПАРК)
АО «Восточная верфь»
501-1000 (СПАРК)

* СОУТ - Отчет о результатах Специальной оценки условий труда

Всего в списке - 41 предприятие. Среди первых десяти два крупных - "Адмиралтейские верфи" и "Балтийский завод", каждое из которых почти вдвое превосходит крупнейшее предприятие украинского судостроения. Николаевский судостроительный когда-то был того же масштаба. А сейчас у нас крупнейший - Ильичевский судоремонтный. Про "Севмаш" тактично умолчим.

Упомянутый Вами Судостроительный завод "Лиман" (сайт) строит такое:

 Неплохо, конечно...

А Судостроительный завод Нибулон (сайт):



Симпатично, но, согласитесь,  тезис "судостроение и судоремонт на Украине тоже вполне существуют" иллюстрируется весьма слабо.
  • +2.01 / 27
  • АУ
 
 
 
  Epi Centr ( Слушатель )
07 окт 2019 14:31:02

Я же специально видео дал, с завода Нибулон, там с 3:00 как раз показаны все этапы строительства 140-метрового судна начиная с закладки корпуса. Вы видео просмотрели? Там же все видно, какое оборудование на заводе, сколько лет персоналу - из разных цехов там в конце зачем-то руками машут. Улыбающийся (ясно почему - руководство хотело дать рабочим чувство собственной значимости и востребованности)
 

  
 Специально на этом акцентировал внимание - тут построили с нуля, все выглядит вполне достойно на мой взгляд, собственник имеет определенные планы развития и строительства новых судов. Какие еще нужны иллюстрации?

На Херсонском судостроительном например делают только корпуса по  заказу голландцев для танкеров,  уровень совсем не тот. 

Относительно авиастроения разница налицо, в этой отрасли есть позитивная динамика сразу по нескольким предприятиям. Если сравнивать с другими странами - многие в судостроении уже просто не выдержали конкуренции с Южной Кореей и Китаем. Относительно этих двух стран - все остальные в мире - отстающие.  
  • -0.65 / 28
  • АУ
 
 
 
 
  Максимыч ( Слушатель )
07 окт 2019 14:57:59

Давно обращаю внимание на Ваш сдержанно-оптимистический подход.
Подскажите, где видите еще "точки роста"? Где, в каких сферах могла бы "выстрелить" Украина, если пренебречь внешними пертурбациями?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  GrinF ( Слушатель )
07 окт 2019 15:17:46

в росте сексуального туризма... При нормальной постановке вопроса Киевы может - заткнуть за пояс Патайю..

https://agritura.livejournal.com/243486.html
«По той стороне, где четные номера, — вспоминал мемуарист, — от угла Прорезной до Думской площади порядочная женщина могла идти только с мужчиной, если же прохаживалась одна — значит проститутка. Этот закон особенно начал действовать после революции 1905 года».
https://www.interesniy.kiev.ua/iz-istorii-bordeley-kieva/
  • +0.41 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  exUSSR ( Практикант )
07 окт 2019 15:29:04

Простой вопрос.
Какой суммарный дедвейт судов, построенных на Украине  ну, скажем, в 2018?
  • +0.15 / 4
  • АУ
 
 
 
 
  Boris Bakhterev ( Специалист )
07 окт 2019 16:18:59

Все это хорошо. Но что удивительного в том, что судостроительный завод строит суда?

Что из себя представляет этот NIBULON MAX» пр. П-140? Это - судно-перегружатель. Самоходная баржа, скрещенная с плавучим краном. Видимо, решили что строить такое чудо выгоднее, чем обычные зерновые терминалы.

Не хочу ругать это творение, но и особое восхищение мне непонятно. Это судно "река-море", т. е. требования к мореходности достаточно умеренные. Два крана по 45 тонн грузоподъемностью - тоже не впечатляет.

Если бы Нибулон производил такие суда на конвейере - это было бы основанием для гордости. Но само по себе такое судно, пусть необычной конструкции? Давайте хотя бы дождемся, когда его достроят, пока его всего-то спустили на воду. Опять же - Нибуллон делает корпус, а что еще? Краны - немецкие.


За 8 месяцев 2019 г. реализация промышленной продукции 1685 млрд. грн, в том числе обрабатывающая промышленность - 1075 млрд. грн. (63,8%), в т. ч. Виробництво інших транспортних засобів (ОКВЭД 30) - 30 млрд. грн. (1,8%), в т. ч. Виробництво залізничних локомотивів і рухомого складу (ОКВЭД 30.2) - 19 млрд. грн. (1,1%). Среди 11 млрд. грн. (0,7%) есть ОКВЭД 30.1 - Строительство кораблей, судов, лодок. Укрстат даже не показывает их отдельной строкой.
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов на Украине, кстати, все еще более важная отрасль - 19 млрд. грн.
=============================
Вы Вчера в 18:29 писали про пектин:

Цитата
Во Львовской области открылся завод по производству пектина

26 сентября, 16:18

Один из крупнейших в Украине производителей фруктовых соков и соковых концентратов группа компаний T.B.Fruit (Городок, Львовская область) запустила завод по производству пектина во Львовской области, строительство которого велось 2 года. Отметим, по предварительной оценке, инвестиции в строительство и запуск нового завода на Львовщине составили 25-30 миллионов евро.

Производственная мощность завода — 3 тыс. т яблочного пектина в год.

Основатель группы компаний Тарас Барщовский отметил, что T.B.Fruit стала третьим производителем яблочного пектина в мире.



Это, конечно, круто - 3-е место в мире. Вот только этот пектин стоит в рознице 3141 руб за килограмм. Вики пишет, что все мировое производство всякого разного пектина - 28-30 тыс. тонн в год, если меня не подводит математика - $1,4 млрд., доля Украины - $140 млн. в год. Это серьезно?

=============================

Вы Вчера в 20:01 сравнивали жилищное строительство в России и на Украине. Вы почему-то сочли аутсайдерами Дальневосточный, Сибирский и Уральский ФО с их 2,5 млн. кв. м и 37 млн. населением, при том, что Украина ввела те же 2,5 млн. кв. м при примерно том же населении. Южный и северо-кавказский ФО ввели 2,4 млн. кв. м при населении 26 млн. человек. Понятно, что с Центральным ФО (5 млн. кв. м, 39 млн. человек) и сравнивать нет смысла.

=============================

Невозможно сравнивать Украину и Россию в плане промышленного производства. 25 лет назад можно было. Во времена СССР вся европейская часть (Украина, Белоруссия, Россия, Прибалтика) представляла собой высокоразвитый в промышленном отношении регион. А сейчас - все. "Она [Украина] утратила статус промышленно развитого государства" (С) В. В. Путин.
  • +1.79 / 31
  • АУ
 
 
 
 
 
  Luna ( Практикант )
08 окт 2019 13:30:20

Доприватизируют остатки и будет даже лучше! Подмигивающий
ЦитатаПо итогам работы в 2018 году самыми убыточными государственными предприятиями оказались ПАО "Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины", завод "Арсенал" и Николаевский бронетанковый завод. Об этом сообщает "Экономическая правда".

Председатель экспертной организации StateWatch Глеб Каневский сообщил, что Государственная аудиторская служба в конце июля отчиталась правительству об убытках и потерях государственных предприятий.

Государственный завод "Арсенал", органом управления которого является Государственное космическое агентство, получил 4,3 млн гривен убытков при плановых 6,3 млн гривен прибыли.

Также аудиторы отчитались о недополученной прибыли в двух предприятиях госпредприятий.

В 2018 году ГП "Конструкторское бюро "Южное "им. М.К. Янгеля", которым управляет космическое агентство, недополучил прибыли на сумму 116,17 млн гривен; ГП "Классификационное общество Регистр судоходства Украины", органом управления которого является Морская администрация, недополучило прибыли на сумму 4,3 млн гривен.



  • +1.71 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
08 окт 2019 13:40:49
Сообщение удалено
Прапорщик Задов
28 окт 2019 05:28:23
Отредактировано: Прапорщик Задов - 28 окт 2019 05:28:23

  • +1.11
 
 
 
 
 
 
 
  Andrian ( Слушатель )
08 окт 2019 14:38:31

Даже эти считают деньги , и арендуют здания в остатках промзон столицы , но рядом с транспортом . Площади большие , недорого . Всяким "активистам" крушить там нечего . В праздники туда толпы идут/едут за "благой вестью" .  
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
08 окт 2019 14:41:36
Сообщение удалено
Прапорщик Задов
28 окт 2019 05:26:51
Отредактировано: Прапорщик Задов - 28 окт 2019 05:26:51

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Andrian ( Слушатель )
08 окт 2019 14:46:03

Ошибаетесь . Конкуренция за право быть провайдером с небесами сейчас велика . Количество всяких храмов/церквей/церквушечек увеличивается , как грибы после дождя .
  • +0.06 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
08 окт 2019 14:47:16
Сообщение удалено
Прапорщик Задов
28 окт 2019 05:26:49
Отредактировано: Прапорщик Задов - 28 окт 2019 05:26:49

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
 
  gadyuka ( Практикант )
08 окт 2019 15:00:39
Сообщение удалено
gadyuka
24 окт 2020 21:40:05
Отредактировано: gadyuka - 24 окт 2020 21:40:05

  • +0.50
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
08 окт 2019 14:25:06
Сообщение удалено
Прапорщик Задов
28 окт 2019 05:28:17
Отредактировано: Прапорщик Задов - 28 окт 2019 05:28:17

  • +0.82
 
 
  Удаленный пользователь
07 окт 2019 15:44:09


В судостроении правильнее считать не в гривнах и не в штуках, а в тысячах тонн суммарного водоизмещения построенных судов.
Важно смотреть какие именно суда сейчас строит Украина.

Все эти перемоги "В 2016-2018 увеличили объем выполненных работ в 2,5 раза" на поверку оказывается по сравнению с околонулевым уровнем 2015-го года. И намного ниже чем было до майдана.


Вот реальные цифры на июль 2019 (за 2018-й и первое полугодие 2019-го):
ЦитатаОбщий объем продукции реализованной, судостроительными предприятиями Украины в 2018 году, составил почти 3 млрд грн. Это на 32% больше аналогичного показателя 2017 года.
Объем услуг по судоремонту в прошлом году составил 501 млн грн (+47% к 2017 году). Но реализация судостроительной продукции уменьшилась на 15%, до 1,2 млрд грн.

https://gmk.center/p…stroiteli/

Когда хохлы бодро рапортуют "В 2016-2018 гг.  за 3 года, предприятия судостроения увеличили объем выполненных работ в 2,5 раза." - на поверку оказывается, что это не в тоннах суммарного водоизмещения, и даже не в штуках корыт, а в гривнах. Причем всей продукции и услуг, выпускаемых всеми судостроительными/судоремонтными предприятиями незалежной, а не только относящихся непосредственно к судоремонту и судостроению.

На самом деле, украинские судопредприятия производят и различные металлоизделия и конструкции. В общем объеме продукции, произведенной  на предприятиях «Укрсудпрома» в 2018 году, такой «неформат» составил более 30%. Так, на Азовском судоремонтном заводе изготавливаются грейферы разного объема для мостовых и портальных кранов, а также каркасные и модульные металлоконструкции. В свою очередь завод «Океан» производит мостовые конструкции, которые были использованы, например, при строительстве пешеходно-велосипедного моста через Владимирский спуск в Киеве.



Оказалось, что реализация собственно судостроительной продукции (суда и катера) в 2018-м году на Украине уменьшилась на 15%, составив лишь 1,2 млрд гривен (50 млн долларов). Улыбающийся

__________________________________________________________________________

Теперь давайте посмотрим что именно за суда строят сейчас на Украине и прикинем суммарное водоизмещение.

По сути единственные верфи которые хоть как-то работают у хохлов - это «Нибулон», ЧАО «Кузница на Рыбальском» и Smart Maritime Group (SMG).

1. "Нибулон".  Николаев.
На данный момент крупнейший судостроитель Украины.

Компания "Нибулон" появилась в далёком 1991-м году, основана николаевским предпринимателем Алексеем Вадатурским, венгерской фирмой KOMBISEED KFT и британской фирмой Meridian Commodities Ltd. Предприятие было названо по имени городов, откуда происходили соучредители: НИколаев - БУдапешт - ЛОНдон.   

Это международная компания, зарегистрированная в офшорах, а не украинская. Значительная часть прибыли и налогов утекает за границу, так что не радуйтесь особо её успехам, это успехи иностранных инвесторов и иностранных владельцев, которые снимают основные сливки, оставляя Украине копейки. К тому же, как это будет показано ниже, "успехи" судостроительного отделения "Нибулона" сильно преувеличены украинскими журналистами и свидомыми укропатриотами. 

Офшоры «НИБУЛОНа» и минимизация налогообложения

Согласно журналистским расследованиям 2017–2018 годов, Алексею Вадатурскому и его сыну Андрею Вадатурскому принадлежат две офшорные «дочки»: Nibulon S.A. (Невшатель, Швейцария) и Nibulon Trading BV (Утрехт, Голландия).

Журналисты вменяют в вину не владение офшорами, но попытки минимизировать выплату налогов в украинский бюджет: украинский «НИБУЛОН» продает зерно зарубежным «дочкам» по заниженной стоимости; основной доход холдинга остается вне Украины, где налоговые ставки ниже.

Публичное акционерное общество (ПАО) "Судостроительный завод "Лиман" образовано в 1994 году на базе Черноморского ремонтно-механического завода. Завод специализировался на малотоннажном судостроении, судоремонте и изготовлении металлоконструкций.

В августе 2012 года ССЗ "Лиман" приобретен ООО СП "Нибулон" и переименован в Судостроительно-судоремонтный завод "Нибулон":

ЦитатаУ серпні 2012 року компанія «НІБУЛОН» придбала основні фонди та майновий комплекс Миколаївського суднобудівного заводу «Лиман». 




То есть это не новая верфь, а советское наследие на базе Черноморского ремонтно-механического завода. 


На 2019-й год на судостроительном-судоремонтном заводе "Нибулон" работают около 650 человек:
ЦитатаНа сьогодні на ССЗ «НІБУЛОН» працює близько 650 кваліфікованих робітників, які мають досвід праці на провідних суднобудівних підприємствах світу.


______________________

В 2017 году "Нибулон" построил 8 судов.

Несамоходная баржа В2000 - 4 шт., грузовместимость до 2000 т, водоизмещение в порожнем - менее 500 т.



...

Речные буксиры-толкачи для барж проекта 121М - 3 шт., водоизмещение около 200 тонн:

 

...

Земснаряд проекта СДС-15 - 1 шт., водоизмещение около 600 тонн: 



_________________________________

В 2018 году "Нибулон" сдал заказчикам всего лишь 6 судов.  

Насосная станция БСН-1 - 1 шт., водоизмещение - около 10 тонн, может меньше:



По сути это небольшой примитивный понтон, на котором насос. Судном это назвать очень сложно, но хохлятские "судостроители" всё равно это посчитали и добавили в статистику в штуках.Улыбающийся

...

Несамоходный перегружатель проекта П-38 - 1 шт., водоизмещение - 2515 т.:



По сути это примитивный квадратный понтон, на который заезжает обычный наземный экскаватор. 

...

Несамоходная сухогрузная баржа проекта В5000 - 2 шт, грузовместимость до 5000 т, водоизмещение в порожнем - менее 1000 т.



...

Буксир проекта Т3500 - 2 шт., длина 30 м,  водоизмещение около 500 тонн:








Итого за 2017-2018 "Нибулон" построил 14 судов суммарным водоизмещением около 8700 тонн. Перемога! 

План Нибулона на 2019-й год - 8 судов, несамоходная баржа проекта В5000, небольшие речные буксиры проекта POSS-115, а также кран П-140. 

_____________________________________________

2. Smart Maritime Group (SMG). Николаев.

SMG объединяет николаевскую и херсонскую верфи, созданные на базе ПАО «Черноморский судостроительный завод» и ПАО «Херсонский судостроительный завод». Управляет Николаевским машиностроительным заводом.

Вот как описывает ситуацию в украинском судостроении после майдана директор SMG:
ЦитатаВ 2012 году на верфях СМГ было произведено товарной продукции на $92 млн. Основными заказчиками были норвежские, голландские и мальтийские судовладельцы. После событий 2014 года портфель заказов значительно сократился. Иностранный заказчик, опасаясь форс-мажоров, попросту ушел с рынка. В результате - в 2016 году товарная продукция по двум нашим заводам составляла всего $15,4 млн.

То есть объем товарной продукции сократился с 92 млн до 15 млн долларов, в 6 раз.

В 2017 этот украинский судостроительный/судоремонтный холдинг судов не построил ни одного судна.

...

В 2018 построено одно единственное судно - морозильный траулер старого советского проекта 1288 "Бухта Соколовская". Водоизмещение в порожнем - 3900 т.



Что интересно, судно построено для российской рыболовной компании "Преображенская база тралового флота" на Дальнем Востоке.Улыбающийся
Украинским рыбакам такие траулеры не по карману, они используют всякое старьё еще советской постройки.

...

Итого за 2017-2018 «Черноморский судостроительный завод» и «Херсонский судостроительный завод», входящие в группу SMG, построили 1 судно водоизмещением 3900 тонн. Перемога! Существует компания в основном за счёт мелкого ремонта. 

Весной 2019 года на верфях SMG в Николаеве и Херсоне спущены на воду 2 танкера-химовоза водоизмещением в порожнем по 1300 тонн.

В августе 2019 года «Херсонский судостроительный завод» прекратил свое существование:
ЦитатаХерсонский судостроительный завод юридически ликвидирован
28.08.2019

В ходе сегодняшнего пленарного заседания Херсонского городского совета мэр города Владимир Миколаенко заявил, что хозяйственный суд официально прекратил деятельность как юридического лица знаменитого ХСЗ. (Херсонского судостроительного завода).

https://kherson.net.ua/news/hersonskij-sudostroitelnyj-zavod-juridicheski-likvidirovan

Перемога!Улыбающийся
_____________________________________________

3. "Кузня на Рибальському". Киев.

Ранее завод назывался "Ленинская кузница", но в 2017 был декоммунизирован.  Единственный на данный момент производитель военных "кораблей" (вернее военных речных катеров) на Украине.

До лета 2018 основной владелец (74% акций) - известный украинский олигарх Пётр Порошенко. В 2018 акции завода были проданы за 300 млн долларов оффшорной компании другого украинского олигарха - Сергея Тигипко. Причем непосредственно перед продажей хитрый Порошенко вывел из состава завода 60 тысяч квадратных метров недвижимости, оставив их за собой. Соответственно, завод после Порошенко сильно уменьшился в размерах.  :)


Что же он строит?

В 2017 спущены на воду и в 2018 достроены 4 малых речных бронекатера проекта 58150:





Водоизмещение 30 тонн. Именно на таких катерах свидомые моряки пытались "прорваться" в Керченский пролив и позорно сдались в плен.Улыбающийся

...

Речные десантные катера проекта 58503:





Водоизмещение 47 тонн.

В 2017 году было построено 0 таких катеров. В 2018-м - 4 шт.

Итого данный завод построил в 2017-2018 8 шт. катеров, суммарным водоизмещением 308 тонн.

_____________________________________________

Если просуммировать по вышеперечисленным основным судостроительным заводам Украины, то получается, что в 2017-2018 они построили на всю страну 25 судов суммарным водоизмещением 12900 тонн

В среднем на всех верфях Украины после майдана строится в год 12 судов со средним водоизмещением 500 тонн каждое.Улыбающийся

Перемога!!! Переможища!!! СмеющийсяСмеющийся
Главное важно раздувать щёки "предприятия судостроения увеличили объем выполненных работ в 2,5 раза.", авось никто не полезет перепроверять, что же там на самом деле "увеличилось" у вечно лживых хохлов)) Нос увеличился, как у Пиноккио. 



Совокупная реализация судостроительной продукции в 2018 году составила всего 1,2 млрд грн или 50 млн долларов. Это на все судостроительные заводы вместе взятые. В среднем по 2 млн долларов на судно.  

Ещё где-то потерялись 3 судна, о постройке которых в 2017-2018 заявляют хохлы, но это похоже это мелочь вроде небольших яхт или какие-то очередные баржи-коробки. 




За 2 года все верфи и судостроительные заводы Украины построили 25-28 судов, включая катера по 30 тонн и крошечные буксиры, суммарным водоизмещением менее 13 тысяч тонн.Улыбающийся

А ведь когда-то в УССР строили авианосцы:



Теперь украинские патриоты хвастаются микроскопическими шаландами, которые на 95% импортные и построенны на международных заводах, зарегистрированных в офшорах.  
И правда перемога. 



По сути, "Нибулон" - это единственное судостроительное предприятие Украины, которое хоть как-то шевелится. И то, оно уничтожило всех остальных, захапав себе все заказы по баржам и буксирам, а другие украинские верфи сосут лапу без заказов.




Да какие 20-30 судов в год, о чем вы? Или вы про шаланды по 10-30 тонн? 

 "Нибулон" построит для себя необходимое кол-во барж зерно вывозить и всё. Сейчас во флоте "Нибулона" около 80 судов всех видов (из которых 48 шт. построены до 2014) . 
Планируют за 3 года довести это число до 100, на этом покроют все свои нужды и всё.Улыбающийся





Опять свидомая перемога? :)

А вот цифры на 15 июля 2019 по всему судостроению и судоремонту на всех верфях Украины:

Цитата"Всего на судостроительных предприятиях работает более 5 тыс. человек. Из них в судостроении и судоремонте – почти 3 тыс."



На всех судостроительных/судоремонтных заводах Украины работает в общей сложности 5 тыс. человек. Это включая охранников, сторожей, уборщиц, водителей и т.д. А непосредственно в судостроении и судоремонте на всю Украину занято "почти 3 тыс." То есть меньше 3000 человек. :) Перемога? Перемога однозначно! 

Для сравнения, на одном только  российском судостроительном заводе "Севмаш" в Северодвинске работает 28 тысяч человек, до 2020 планируют нанять еще 2 тыс, доведя число рабочих до 30000+. Площадь завода более 300 гектаров.  Там сейчас одновременно строятся 13 атомных подводных лодок надводным водоизмещением 9-15 тысяч тонн каждая (включая самый большой в мире подводный крейсер "Белгород" - носитель мегаторпед судного дня "Посейдон"). 
Совокупное водоизмещение строящихся АПЛ на "Севмаше" - свыше 160 тысяч тонн.






http://flotprom.ru/2018/Севмаш3/

Плюс 17 тысяч рабочих в центре судоремонта "Звёздочка", который тоже находится в Северодвинске. 

Одни только эти 2 завода в Северодвинске превосходят всё украинское судостроение в 5 раз по численности рабочих и в 20 раз по водоизмещению строящихся кораблей/судов. Улыбающийся Про техническое совершенство, наукоёмкость, высокотехнологичность и сложность этих российских кораблей вообще молчу, для современной Украины это абсолютно недостижимый уровень.

Всего в судостроительной отрасли в России занято более 160 тысяч человек (в 54 раза больше чем на Украине). 

...

В 2018 году, по данным Минпромторга, в постройке на российских верфях находилось 170 судов. Состоялась закладка 51 судна, передано заказчикам 90 судов. 
В 2017-2018 годах в России на 40 крупных судостроительных заводах построено 187 шт. крупных военных и гражданских судов, совокупным водоизмещением 511 тысяч тонн (224 тыс. тонн в 2017 и 287 тыс. тонн в 2018), совокупной стоимостью 272 млрд рублей (102 млрд. в 2017 и 170 млрд. в 2018 - всего за 2 года в России построено судов и кораблей на 4,2 млрд долларов).  


Причем это только крупные корабли и суда. Всякая мелочь водоизмещением менее 50 тонн в российской статистике не учитывается. Если посчитать итоги украинского судостроения в 2017-2018 с таким же условием, то получится, что на Украине за 2 года построили всего лишь 16 судов, общим водоизмещением 12,5 тыс. тонн.  В 12 раз меньше чем в России по штукам, и в 41 раз раз меньше чем в России по суммарному водоизмещению, в 42 раза меньше чем в России по совокупной стоимости товарной продукции. Перемога!  :)




Тут какие-то совсем влажные мечты пошли. 0,5% рынка судостроения, 1,5% мирового рынка судоремонта. Сумашедший

Столько нет даже у Польши, а у Украины всегда будет намного хуже чем у Польши, даже не сомневайтесь.  Потому что вы для Европы, в которую так стремились со своим "Евромайданом", даже не люди 4-го сорта, а люди 10-го сорта.  Евросоюз уничтожил греческое судостроение, почти уничтожил польское судостроение. И думаете, что они будут терпеть конкуренцию со стороны каких-то обнаглевших хохлов?  
Не для этого "Евроассоциацию" затевали. Наивные хохлы мриют, что ведущие Западноевропейские страны хотят их облагодетельствовать, а на самом деле вас хотят лишь поиметь.

Мировой рынок судоремонта сейчас составляет 20,5 млрд долларов в год, мировой рынок судостроения - 114 млрд долларов в год.
Южная Корея имеет 34% рынка, Китай 33% рынка, Япония 17%. Все остальные страны - 16%

ЦитатаThe global market for Ship Repair and Maintenance Services is expected to witness significant growth in 2018, reaching a market value of US$ 20,532.6 Mn while growing at a y-o-y growth rate of 6.4% as compared to 2017.

Global Shipbuilding market size will reach 175190 million US$ by 2025, from 114250 million US$ in 2018, at a CAGR of 5.7% during the forecast period.


В России в 2018 году построили судов и кораблей на 2,6 млрд долларов. Это 2,3% от мирового рынка судостроения или 15% от всего свободного от Китая, Кореи и Японии рынка. Уже вполне приличные показатели. Крутой

Для сравнения, вна Украине построили в 2018 судов на 50 млн долларов - это 0,04% (четыре сотых процента) от мирового рынка судостроения. Чтобы получить хотя бы "0,5% рынка", как мечтают свидомые хохлы, Украине нужно нарастить объемы судостроения в 20 раз. Вряд ли это возможно в обозримом будущем.Улыбающийся Скорее всего, Украина в будущем потеряет свои 0,04% и упадет до 0,02%. 

Если и возникнет какая-то ниша (например, резко увеличится мировой спрос), то её тут же займут более сильные страны - Россия, Азия, Европа. В черноморско-средиземноморском бассейне заказы заберут себе Турция, Россия, Румыния, Польша, Франция, Италия, Испания, Греция.  Украина может только демпинговать за счёт сверхдешевой рабочей силы. Но и качество украинского судостроения и судоремонта весьма низкое.  

Украинский судоремонт на поверку в большинстве случаев оказывается не ремонтом, а скорее техническим обслуживанием кораблей - подкраска, смазка и тому подобные мелочи. 
Ничего общего со сложным ремонтом атомных подводных лодок и крейсеров. Например, на ремонт одного только крейсера "Адмирал Нахимов" в России в 2019 запланировано потратить 29,5 млрд. рублей (450 млн долларов). Это в 22,5 раза больше чем принес весь украинский судоремонт за 2018-й год.Улыбающийся

_________________________________________________________

Причем все большие верфи, которые достались Украине от СССР, хохлы уже уничтожили. Все существующие украинские судоремонтные и судостроительные заводы - тоже наследие "клятых москалей". 

А в России помимо сохранения и модернизации существующих верфей добавились ещё и Крымские верфи, построена новая крутая верфь Пелла под Питером (которая активно развивается), строятся две мегаверфи на Дальнем Востоке и в Мурманской области (3 гигантских сухих дока размерами 0,8-1,4 млн м3 каждый):




https://glav.su/forum/2/2473/messages/5346117/#message5346117

На "Звезде" будут строить океанские супертанкеры, газовозы и атомные сверхледоколы "Лидер". Там уже заложены первые 8 судов суммарным водоизмещением свыше 400 тысяч тонн и ещё 5-8 судов будут заложены до конца года, а до 2035 года там планируется построить 178 судов совокупным водоизмещением более 20 млн тонн.  Крутой

С завершением строительства "Звезды", "Кольской верфи" и новой площадки "Пеллы" в России будут строить по 120-150 крупных судов в год, совокупным водоизмещением по 1,2 млн тонн и совокупной стоимостью 10 млрд долларов. Это примерно 5-6% мирового рынка. 

Плюс с 2018 года в РФ началась реализация масштабной программы по обновлению рыболовного флота, на 7 российских верфях строятся 30 крупных траулеров и супертраулеров совокупным водоизмещением более 180 тыс. тонн.

Плюс ежегодно для ВМФ и ФСБ РФ ежегодно на российских верфях спускается на воду около 30 военных кораблей и 20 вспомогательных судов. У нас серийно строятся современные атомные подводные крейсера, многоцелевые атомные подлодки, дизельные подлодки, фрегаты, корветы, тральщики, МРК, БДК, атомные ледоколы и т.д.

Вот это я называю перспективами. Крутой

..................


А какие перспективы есть у украинского судостроения? Их очень мало.

1. На Украине собственные потребности в больших судах совсем небольшие. Построит "Нибулон" для себя в течении трех лет еще 20 судов суммарным водоизмещением 8 тыс. тонн, а дальше всё, развиваться некуда.  Ну нету у Украины сотен крупных рек, 12 морей и 3-х океанов как у России. 

2. На внешних рынках перспективы еще печальнее. На Европейский рынок укров не пустит Польша, она сама после вступления в Евросоюз сидит на голодном пайке и кидается на любой даже мелкий заказ как голодная собака на кость. В Азию не пустят Китай, Корея и Япония. России украинские суда тоже не нужны. Нету у Украины и стран-партнеров вроде Индии и Алжира, которые заказывали бы военные корабли. 

3. Собственный военный флот на Украине после майдана стал очень маленький (меньше 10 кораблей), максимум что строят - крошечные речные катера плоскодонки по 30-47 тонн. Да и то после ухода Порошенко, не факт что это продолжится. До майдана у Украины были большие планы...  Хотели построить 4 корвета проекта 58250 водоизмещением 2650 т каждый, даже заложили один из них в 2011. Но сразу после майдана его строительство было прекращено на готовности корпуса где-то 35-40% и с тех пор куски ржавеют на «Черноморском судостроительном заводе».  На достройку корвета нужно жалких 150 млн долларов, по 50 млн долларов в год (если строить ещё 3 года). Но даже таких копеек у нищей Руины на судостроение и на военный флот нет.  Какие 150 млн долларов на корвет, если вся продукция всех судостроительных заводов Украины в 2018 составила всего 50 млн долларов? :)

4. Украина стремительно теряет компетенции в судостроении. Молодёжь уезжает по безвизу в Европу и пытается там устроиться, на украинских заводах работают в основном старики. Даже если какой-то украинский парень выучится на сварщика, то он со временем свалит в Европу или Россию. 

5. Добавляет сложностей крайне нестабильная экономическая ситуация, политическая ситуация, криминогенная обстановка на Украине.  Зеленский оказался полнейшим придурком, умудрился поссориться как с Трампом, так и с демократами. Европе Украина тоже уже порядком надоела. Всё идёт к дефолту и падению гривны до 40-45 за доллар.  Депопуляция ускоряется. В украинских судостроительных городах численность населения упала с 2013 по 2019 - с 497 тыс. до 483 тыс. в Николаеве и с 298 тыс. до 289 тыс. в Херсоне.   Растет число преступлений, скоро из АТО массово начнут возвращаться "вытираны", которые сразу вливаются в бандитские группировки, занимаются рэкетом и т.д.  С энергетикой у укров тоже все печально, своего газа, нефти и угля добывается всё меньше, цены на импортное топливо растут.  Нормальной команды у Зеленского нет, планов по восстановлению украинской промышленности нет, денег на это тоже нет.  Улыбающийся
  • +5.29 / 114
  • АУ
 
 
 
  gvf ( Слушатель )
07 окт 2019 16:07:43

Все верно.
Дополню только в одном.
Стоимость железной коробки - корпуса судна примерно до 10% в общей стоимости законченного продукта.
Т.е. проект, его насыщение, сложность этого насыщения, локализация производства этого насыщения, проектное сопровождение на этапе постройки если проект головной - это львиная доля стоимости.
Баржа при том же водоизмещении будет стоит в разы дешевле самоходного судна - там ни проектировать толком нечего, ни трубопроводы разводить - все банально - резка листового металла, прокат различный (тавры, полособульбы) и сварка всей этой фигни.
  • +1.37 / 18
  • АУ
 
 
 
  Epi Centr ( Слушатель )
07 окт 2019 22:05:33

Хорошо, я с этим согласен. Но странно почему вы бросаетесь сравнивать мелкое украинское предприятие с далекими судостроителями на Северном Ледовитом и Тихом океане, а не скажем завод "Нибулон" с  Варненским судостроительным заводом, предприятием в Констанце, или знаменитой Гданьской судоверфью. Вот такое сопоставление вполне корректно, близкие регионы, схожее местоположение, масштабы стран.

 Речь же шла о том, какие заводы есть на Украине и сейчас еще хоть чего-то выпускают, как Энергомашспецсталь.
Можно еще про Павлоградский химический завод вспомнить, интересное в прошлом и работающее сейчас предприятие, с оборонкой связано.
Цитата4 января 1929 года был принят проект взрывного завода в городе Павлограде , строительство которого было завершено во второй половине этого ж года. Главная задача, которая возлагалась на будущий Павлоградский завод - обеспечить Красную Армию взрывчатыми веществами и боеприпасами.

 Павлоградский химический завод прошел путь от простейших технологий снаряжения боеприпасов различных калибров до современного автоматизированного снаряжения боеприпасов крупного калибра,высокомеханизированного, большой производительности производства промышленных взрывчатых веществ (ВВ), создания на основе последних достижений науки и техники производства смесевого твердого ракетного топлива (СТРТ) и ракетных двигателей

В 80-х годах завод производил более 500 тонн промышленных ВВ ежесуточно; изготовлял и снаряжал смесевым твердым топливом двигатели ракет всех классов, начиная со «Стрелы» (аналога американского «Стингера») до стратегических ракетных баллистических комплексов, которые являлись основой ракетно-ядерного щита Советского Союза. Завод располагал единственным в Союзе автоматизированным производством для снаряжения авиабомб крупного калибра.

С июня 1976 года «ПХЗ» становится основным заводом - производителем зарядов для двигателей 1, 2 и 3- х ступеней ракетных комплексов МБР РС - 22. С 1987 года завод перешел на серийный выпуск зарядов 1, 2 и 3-х ступеней для ракетных комплексов

Вроде  2 млрд.гривен объем выполненных работ в 2018-м году, из них более 1 млрд.гривен - какой-то госзаказ. Гройсман с Турчиновым в прошлые годы неоднократно посещали это предприятие. 

Химический завод в Павлограде приспособили для нужд ВСУ

Павлоградский химический завод занимается массовым восстановлением ракет к реактивным системам залпового огня "Смерч" и изготовлением топлива для ракетных комплексов "Ольха".
Сбор восстановленных реактивных снарядов для реактивных систем залпового огня калибра 300 миллиметров БМ-30 "Смерч" проводится в цехе конечного сбора Государственного предприятия "Научно-производственное объединение "Павлоградский химический завод".

Исследователи в научно-исследовательском институте со штатом 900 сотрудников, благодаря технологиям изготовления новых видов ракетного топлива, добились возможности восстановления старых советских ракет, и оснащение новых.

Генеральный директор химического завода Леонид Шиман отметил, что предприятие способно производить топливо не только для комплексов РСЗО, но и для боевых ракет значительно большей мощности, среди которых ракеты малой и средней дальности.
https://24tv.ua/ru/himicheskij…u_n1148008

 Завод недавно решил намекнуть, что жив и этой осенью планируют летные испытания  ОТРК на 300-500 км проводить, посмотрим правда или нет. 

 
 А если идти по пути сравнений в русле вашей логики - ну давайте сравним объем суммарного водоизмещения построенных судов в РФ и Южной Корее за 2018-й год. 

Количество занятых  на судостроительных заводах в РСФСР в 1990-м году и сейчас в России. 

Долю РФ в мировом судостроении в 2010-2018-м  и долю СССР в 1980-88-м.
Раз у России столь внушительные успехи в судостроении, вами перечисленные - значит нужны понятные ориентиры, чтобы их оценить. Подмигивающий
  • -1.42 / 50
  • АУ
 
 
 
 
  Nazgul ( Практикант )
07 окт 2019 22:51:03

Вы написали свой пост на ветке УРО, чтобы сравнивать украину с Польшей? Шокированный
  • +0.17 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  Американец ( Слушатель )
08 окт 2019 04:59:05

А ещё совсем недавно и прочертить линию. Вектор направления. Развитие или деградация. Вы бы в целом ниспадающий график прочертили или растущий, или какой то стабильный - прямая линия?
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  Solomonger ( Слушатель )
08 окт 2019 06:39:08

Мне кажется, вы упускаете саму цель Нибулона и причину столь успешной деятельности по построению столь развитой кооперации в условиях гуляй поля. 
В свете открытия продажи земли транснациональным корпорациям встает остро вопрос с вывозом готовой продукции на рынки. Дороги и Ж.д. приходят в упадок и поддержание их в работоспособном виде стоит больших денег. 
Речной транспорт дешев, эффективен, его труднее разграбить бандам патриотов. 
Вот и получается, что гордость Украины есть лишь инструмент по выкачке ресурсов колониальными державами. Аборигены этого знают, и Нибулон стоит в стороне от всяких историй с рейдерами и прочими неприятностями. 
Остальное загнется, судоремонт держится на отчаянном демпинге цен, в ущерб капитальным инвестициям и за счет дешевой силы. Продержаться смогут долго, но что это меняет? Прожить жизнь выживая.....
  • +1.26 / 17
  • АУ