Гульнара Бажкенова – о том, почему не стоит перебивать президентов и что влечет за собой нежелание избавляться от колониального мышления.
На российском телеканале НТВ была такая передача «Герой дня без галстука». Как можно догадаться по названию, общение проходило в неформальной обстановке, эффектная блондинка ходила в гости к известным политикам, и они как можно более непринужденно отвечали на ее вопросы. В 1998 году
героем передачи стал Нурсултан Назарбаев – без галстука, в уютном шерстяном пуловере и пальто с меховым воротником (когда съемки проходили на улице).
Казахстанский президент и российская журналистка беседовали то внутри резиденции на улице Фурманова, то гуляли среди елей президентского парка.
Потом в какой-то момент блондинка неожиданно схватила своего собеседника за воротник, фамильярно потрепала его и развязно спросила: «А воротничок из чего сделан?» «Не знаю, мне жена одежду покупает», – пожал плечами Назарбаев. Если он опешил, то не подал вида.Путать свободу с хамством характерно для таких стран, как Россия и Казахстан. Бросаться из крайности подобострастия и целования ручек в другую крайность – нарушения не то что субординации, но элементарных приличий. Любой журналист респектабельного западного СМИ и просто воспитанный человек знает, что первое лицо чужой страны требует к себе даже более почтительного отношения, чем своей, ведь в отношениях с ним вы проявляете уважение или неуважение не только к нему лично, но к его стране и народу.
«Нью-Йорк таймс» или Си-эн-эн могут писать и передавать что угодно про тиранов и диктаторов, но если они берут интервью хоть у аятоллы Хомейни, хоть у Ким Чен Ына, то при всей жесткости и прямоте вопросов ведут себя и говорят в предельно уважительном тоне, с соблюдением протокола.
Швырнуть ботинком в американского президента, как это сделал иракский журналист Мунтазар-ар-Зейди, – никакой не признак свободы, как политкорректно оценил инцидент сам пострадавший Джордж Буш.
С Саддамом Хуссейном журналист так поступить бы не смог, а с Бушем было не страшно.
В каком-то смысле это компенсация комплексов. Когда вы не можете открыто критиковать своего президента, то критикуете чужого. Когда вы боитесь своих, то с другими ведете себя демонстративно хамовато, и сами себе кажетесь при этом крутым.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на прошлой неделе принял участие в валдайском форуме. Это произошло впервые, Назарбаев туда никогда не ездил, не царское это дело.
Токаев моложе и много проще, чтобы выступить на таком заштатном в мировой повестке, однако, важном для стратегического партнера российском форуме.
Но значит ли это, что в разговоре с ним допустим более чем вольный, если не сказать ернический тон? Начнем с того, что казахстанского лидера то и дело перебивали, а Путин так и вовсе вспомнил про Саддама Хусейна в ответ на безобидные слова, что современным странам лучше «не иметь ядерного оружия, но зато привлекать больше инвестиций в свою экономику, поддерживать и развивать хорошие отношения мира, что делает Казахстан на практике».
Шутку про Саддама Хуссейна мгновенно растиражировали все российские СМИ, хотя мы знаем и помним, что произошло с ним – он был казнен.
И так шутить в отношении коллеги, только вступившего в должность, в чьей стране не прекращаются акции протеста, значит оказать ему медвежью услугу.А потом, как будто почувствовав слабину, неизвестный казахстанской аудитории российский журналист по фамилии Лукьянов решил, что ему тоже можно шутить с президентом суверенного государства. А может быть, даже нужно, раз шутит Путин.
Нашим тоже, надо сказать, так и надо. Когда вы и сами ни во что не ставите своих, читай себя, а чужим позволяете нарушать элементарные личные границы, то вас и не будут уважать. Это называется колониальным мышлением.
Попробовал бы казахстанский журналист схватить Назарбаева за воротник! Посмела бы российская журналистка схватить за воротник Путина! Журналист Федор Лукьянов никогда бы не позволил такой тон не только в отношении своего президента, но и американского, французского или немецкого. Это недопустимый тон в общении с главами суверенных государств, если вы, конечно, считаете государство суверенным. Ну или вы просто хам и дурак. Но тогда вопрос, как вас допустили на одну площадку с руководителями стран.
Российские журналисты любят компенсировать свою внутреннюю несвободу на чужаках. Просто почитайте государственные российские СМИ. Россия так устроена, что собираясь туда в гости, стоит быть начеку. На понимание ведущим публичной дискуссии приличий и субординации мы повлиять не можем. Но президентскому протоколу на тридцатом году стажа работы пора уже научиться предвидеть такие выпады со стороны соседей и не допускать публичного если не унижения, то пренебрежения.
В конце концов, дело не в Назарбаеве или Токаеве – речь идет о президенте Казахстана. Российские журналисты и политологи второго эшелона не должны разговаривать с первым лицом суверенного соседнего государства так, будто перед ними стоит не слишком влиятельный губернатор одной из российских областей.
Источник