1
Исходный источник знаний – карта с сайта «Укртрансгаза» –
ссылка. Ценность карты в том, что на ней указаны диаметры труб магистральных газопроводов. Увы, карта в довольно слабом качестве, в ряде случае приходится догадываться.
Попробуем навести некоторый порядок в кажущемся хаосе. Выделим основные магистральные газопроводы.
- «Союз» («Оренбург – Западная граница»), 1979 год., 1420 мм, 26 млрд. м3 в год – синий маркер.
- «Уренгой – Помары – Ужгород», 1984 год., 1420 мм, 28 млрд. м3 в год. – красный маркер.
- «Прогресс» («Ямбург – Западная граница»), как я понял – вторая ветка «Уренгой – Помары – Ужгород» [ссылка], вероятно, с теми же характеристиками – тоже красный маркер.
Эти три магистральных газопровода дают 82 млрд. м3, т. е. именно они и обеспечивают транзит в западном направлении.
На Балканы, скорее всего, газ идет по газопроводу «Елецк – Курск – Кривой Рог» (до КС «Заднепровская»), дальше – «Кременчуг – Ананьев – Богордчаны», а от КС «Ананьев» – по «Аннаьев – Тирасполь – Измаил». Последний участок имеет трубы 1220 мм и мощность 20 млрд. м3. На карте - фиолетовый пунктир.
Теперь выделим внутриукраинские магистральные газопроводы. Их два: «Шебелинка – Днепропетровск – Кривой Рог – Одесса» и «Шебелинка – Полтава – Киев». Практически вся добыча своего газа сосредоточена в Харьковской области (Шебелинское месторождение) и Полтавской области.
2
Теперь попробуем решить задачу: добыча – 20-21 млрд. м3 в год (Харьковская, Полтавская область), потребление – 32 млрд. м3 в год; дефицит – 10-11 млрд. м3, источник покрытия – ? Допустим, газ из Европы.
Для решения задачи нужно еще знать, где находятся потребители. Мы этого точно не знаем. Но мы знаем, что Украина добывает 20-21 млрд. м3 и импортирует 10-11 млрд. м3. Из топливного баланса (2017 г.) можно понять, что 39% потребляет бытовой сектор, еще 32% сжигается на ТЭЦ, т. е. обогревает тот же бытовой сектор. Промышленность на энергетические цели потребляет 11%, на неэнергетические – 5%. Еще 14% - собственное потребление и потери энергетического сектора и трубопроводного транспорта.
Можно предположить, что промышленность потребляет 5 млрд. м3. Допустим, основные потребители находятся в Приднепровском промышленном районе и снабжать их будем по газопроводу из Шебелинки.
Бытовым потребителям нужно примерно 27 млрд. м3. 60% населения Украины (Донецкую область я взял за 1/2, а Луганскую за 1/3 от укростатовских данных) проживает на территории областей, расположенных вдоль газопроводов Шебелинка – Днепропетровск – Кривой Рог – Одесса» и «Шебелинка – Полтава – Киев», т. е. им понадобится примерно 16 млрд. м3. Плюс 5 млрд. м3 для промышленности – собственного газа хватает впритык. Без газа у нас могут остаться области «на конце» этих труб.
Есть еще мелкие детали. Сейчас эти газопроводы подпираются небольшими поставками российского газа через Валуйки и Новопсковское. Не очень понятно, как будут снабжаться северные районы Сумской, Николаевской и Одесской областей и южные районы Киевской и Полтавской областей. Но это мелочи. Пропускной способности этих магистральных газопроводов должно хватить.
Теперь переходим к вопросу, как снабжать население западных областей, которым нужно примерно 12 млрд. м3 плюс 3-4 млрд. м3 для Киевской области? Вот для них понадобится реверс.
В принципе, нерешаемых проблем я не вижу. 11 млрд. м3 доставить от западной границы в реверсном режиме до Киева, Черкасс, Кременчуга УкроГТС наверно сможет. Да, это будет стоить денег, но это уже отдельный вопрос.
3
Это все хорошо, но это у нас получилось в целом по году. Существует проблема зимнего потребления. Очевидно, что текущей добычи для обеспечения восточной и центральной Украины не хватит. Значит, Полтаве и Харькову придется гнать весь свой газ в сторону Одессы, а газом из западных хранилищ (сейчас там 17,4 млрд. м3 из всего запасенных 20,8 млрд. м3) снабжать Киевскую, Черниговскую, Полтавскую и Сумскую области. Мощностей для этого более чем достаточно, вопрос только в цене.
4
А теперь, как эту ситуацию видят на Украине. Попалась мне такая статья:
ссылка. Это план развития УГТС на 2018-27 гг. Упоминаются следующие объекты:
- Реконструкция «Уренгой – Помары – Ужгород» с КС Бар и КС Александровка. Я понимаю, что так планируется решить проблему снабжения газом юга Хмельницкой, Винницкой, Черкасской областей. По схеме понятно, что с прекращением транзита по «Союзу» это будут проблемные регионы.
- Реконструкция КС Яготин, КС Диканька тоже понятно. Газопровод «Шебелинка – Полтава – Киев» становится одним из важнейших для Украины и должен работать в оба направления.
- «Шебелинка – Днепропетровск – Одесса» – та же история. Его перестанет «подпирать» транзит из России, поэтому понадобится реконструировать «Марьевка – Херсон» и «Шебелинка – Славянск».
- А вот упоминание «Ивацевичи – Долина» и «Долина – Ужгород – Государственная граница» крайне любопытно и для меня необычайно приятно. Казалось бы, зачем в условиях цейтнота и жестких бюджетных ограничений Укртрансгаз собирается реконструировать этот газопровод? Откуда и куда он собирается гнать по нему газ? Из Словакии в Белоруссию или из Белоруссии в Словакию? Своих-то потребителей газа там нет. Есть у меня подозрение, что, когда Россия и Европа все-таки договорятся о транзите через Украину, то это будет транзит именно по газопроводу «Ивацевичи – Долина – Ужгород – Западная граница».
ВЫВОДЫ. В принципе, пройти эту зиму, если не будет холодов (ниже -15оС дольше 8-10 недель), Украина может. Отдельные накладки – не в счет. Накладки могут быть в «дальних углах»: Одесса, Черкассы, Кировоград,Чернигов
Самое интересное начнется ближе к лету, когда станет понятна реальная стоимость эксплуатации УкроГТС в таком режиме. Собственно, кое-что уже понятно. Коболев уже заговорил о поставках «Газпрома» прямо украинским потребителям [
ссылка]. Интерес понятен – без газпромовского газа Укртрансгазу на Шебелинке не хватит ни газа, ни давления.