Украина и украинско-российские отношения
206,847,833 349,288
 

  Epi Centr ( Слушатель )
19 окт 2019 21:11:17

Колесо Фортуны: вагонная версия

новая дискуссия Дискуссия  326

Адвокат из Могилева

17.10.19

В начале октября холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" заключил крупный контракт на поставку железнодорожных колес в Беларусь. Уже в текущем году объем экспорта составит 6 тыс.тонн, в 2020-м – 20 тыс. штук. Этот контракт символизирует возвращение "Интерпайпа" на рынки СНГ после года гонений со стороны россиян. Теперь В.Пинчуку больше нужно волноваться, чтобы мощности его заводов успевали за спросом на колесную продукцию.

В апреле 2018 г. коллегия Евразийского экономического союза опрометчиво повысила пошлины на ввоз в страны СНГ железнодорожных колес происхождением из Украины с 4,75% до 34,22% от таможенной стоимости. Однако уже летом 2019-го это решение было приостановлено. Формально на год, пока будет длиться новое расследование. Но де-факто отзыв пошлин – это признание, что без украинских колес вагоностроительная индустрия постсоветского Содружества тормозит и страдает.

Беларусь первой заявила об этом вслух. Глава государственного холдинга "БелАЗ" Петр Пархомчик признал, что его страна совершила ошибку, согласовав пошлины на колеса в апреле прошлого года, и заверил, что больше такого не повторится. По его убеждению, белорусская сторона не даст добро на возобновление пошлин, так что это норма будет отменена и не будет действовать в ближайшие годы. Не исключено, что за свои лоббистские усилия "БелАЗ" рассчитывает на ценовые уступки со стороны В.Пинчука.

Записавшись в главные адвокаты "Интерпайпа" в Евразийском союзе, "БелАЗ" заодно претендует и на место крупнейшего импортера колесной продукции из Украины в Беларусь. До сих пор он традиционно закупал у В.Пинчука трубы, которые также необходимы в тяжелом машиностроении. Но теперь финансовый вес сотрудничества предполагается увеличить в разы. В состав "БелАЗа" входит Могилевский вагоностроительный завод (МВЗ), перед которым сегодня возникла задача значительно увеличить объемы работ. Не менее чем тысяча грузовых вагонов потребуется в течение 3 ближайших лет белорусскому химическому гиганту "Беларуськалий". Как минимум столько же необходимо и местным железным дорогам. Тогда как МВЗ в прошлом году смог изготовить только около 900 вагонов. И это уже был прирост в 25%. В 2019-м здесь планировалось выпустить 1500 вагонов. Но мечты разбились об дефицит колесных пар.

"В 2018 году на филиале ОАО "БелАЗ" в Могилеве была запущена линия по производству колесной пары. Однако мы столкнулись с острым дефицитом цельнокатаных колес, который был спровоцирован ростом производства железнодорожной отрасли и повышенной в апреле 2018 года антидемпинговой пошлиной на колеса производства Украины", – отметил П.Пархомчик. Даже дальнейший стремительный рост цен на колеса (примерно на треть за три месяца) не снял дефицита.

Выход из клинча "БелАЗ" нашел в заключении прямого контракта с "Интерпайпом". Ранее заводы В.Пинчука сотрудничали с Минским и Гомельским вагоноремонтными предприятиями, входящими в структуру Белорусской железной дороги, чья функция – замена старых колес на новые. Партнерство с МВЗ сулит "Интерпайпу" более крупные и стабильные заказы. Около 30% своих новых грузовых вагонов могилевцы планируют отправлять на экспорт, в т. ч. и в Украину. "БелАЗ" уже высказал готовность участвовать в тендере "Укрзализныци" по покупке подвижного состава за кредитные средства ЕБРР. Речь идет о приобретении 1000 грузовых вагонов уже в текущем году и еще 2500 в 2020-м.

Лавиноопасное пространство

Тем временем год действия заградительных пошлин на ж/д колеса на ЕАЭС-пространстве показал, это был настоящий самострел в ногу. В итоге защитные меры срикошетили по самим же потребителям колесной продукции в регионе, спровоцировав ценовую лавину им на голову. Дело в том, что после вытеснения украинской продукции на рынке остались лишь два российских производителя колес – ОМК и "Евраз", и этому дуумвирату не составило труда договориться и вручную завышать цены на свою продукцию на фоне ограниченных производственных возможностей.

Как уже отмечалось, прайсы на колеса взлетели моментально сразу после объявления пошлин. А в 2019 г. накатила вторая волна лавины. За первое полугодие цены на российском рынке, самом крупном в СНГ и формирующем конъюнктуру на всем окружающем пространстве, выросли еще на 70-80%. При таком тренде "Интерпайп" хоть и существенно потерял в объемах продаж на рынках СНГ, но денежные потери оказались менее болезненными.

В 2017 г. более половины выпускаемых колес (52%) "Интерпайп" экспортировал в страны СНГ. В прошлом году эта доля упала до 39%. Но, как видим, есть все предпосылки вернуться на позапрошлогодний уровень. И даже с прикупом. Колесный голод продолжает терзать вагоностроение России, а еще больше ее соседей. В Беларуси собственного производства железнодорожных колес нет вовсе, в Казахстане оно только запустилось в 2019 г. Соответственно и тем, и другим приходится заказывать колеса в России, а там два крупнейших производителя (Выксунский и Нижнетагильский метзаводы) выполняют соседские заказы по остаточному принципу. Потому что не успевают обеспечивать нужды внутреннего рынка. Эксперты экономической коллегии ЕАЭС оценивают текущую потребность этого сообщества в 1,7 млн колес в год, из которых 1,5 млн штук нужно самой России, 136 тыс. штук – Казахстану, 70 тыс. штук – Беларуси.

По оценкам Союза операторов железнодорожного транспорта РФ, нехватка новых ж/д колес в стране составляет до 500 тыс. в год. В лучшем случае – 200-300 тыс. штук. И в ближайший год-два этот разрыв преодолеть не удастся. Сами россияне вынуждены дополнительно импортировать цельнокатаные колеса из Китая. И смириться с обратным открытием рынка для украинской продукции. Хотя по-настоящему он никогда и не закрывался.

Другой вопрос в том, насколько сам холдинг В.Пинчука дорожит сегодня российским и смежными рынками. Генеральный директор "Интерпайпа" Фади Храйбе в одном из своих последних интервью отметил: "Мы понимаем, что нельзя питать иллюзий, что мы сможем постоянно присутствовать на этом рынке. Он сильно политизирован, а это значит, что в любой момент решением одного человека его могут закрыть". Однако дело не только в политических рисках. Есть еще один сдерживающий фактор – практически полная загруженность мощностей "Интерпайпа" по выпуску колес.

Дальше – больше

В прошлом году группа продала потребителям около 189 тыс. т железнодорожной продукции. Это на 10% больше, чем годом ранее. Треть из них (62 тыс. т) "Интерпайп" реализовал непосредственно в Украине, нарастив продажи на 40%. "Интенсификация обновления подвижного состава ПАО "Укрзализныця", которое в прошлом году получило максимальное количество за последние 25 лет грузовых вагонов, стала главным драйвером спроса на железнодорожную продукцию в Украине", – объяснили в компании. Еще 41 тыс. т колес "Интерпайп" отгрузил клиентам из ЕС. На этом направлении динамика роста еще выше: +76% к 2017 г. Как отмечают в холдинге, достичь этого удалось за счет ранее введенных мощностей по механической обработке колес и выполнению специальных финишных операций.

В текущем году на Нижнеднепровском трубопрокатном заводе завершается строительство нового участка мехобработки колес под европейский и американский рынки. В итоге "Интерпайп" сможет производить за год 180-200 тыс. колес для западных рынков и до 300 тыс. колес для постсоветских стран (включая Украину). Но в условиях отмены заградительных пошлин ЕАЭС и сохранения нынешнего объема спроса со стороны отечественных вагоностроителей, даже 300 тыс. будет недостаточно, чтобы удовлетворить всех. Тем более что выпуск грузовых вагонов в Украине продолжает расти (не так стремительно, как в прошлом году, но все же на 5,8% за январь-август 2019 г.). В то же время флагман украинского вагоностроения – Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) за 9 месяцев повысил выпуск грузовых вагонов почти на 60%, до 4,1 тыс. штук. Короче говоря, чтобы соответствовать всем, "Интерпайпу" необходимо продолжить накачивать производственные мышцы.

Сейчас это будет даже несколько легче, поскольку холдингу в конце сентября удалось заметно разрядить финансовую напряженность и получить согласие от кредиторов на реструктуризацию до конца 2024 г. задолженности более чем на 1 млрд долл. Большинство из этой суммы было потрачено на строительство электросталеплавильного комплекса, но ухудшение конъюнктуры не позволило окупить его в соответствии с планами. Стоит отметить, что в 2018 году EBITDA "Интерпайпа" выросла на 32%, до 158 млн долл., в основном благодаря улучшению показателей трубного дивизиона. Но в январе-июне 2019 года главным драйвером стал колесный дивизион – его EBITDA выросла втрое, до 60,2 млн долл. В целом за первое полугодие компания увеличила показатель EBITDA на 37%, до 125 млн долл.
https://minprom.ua/articles/256729.html
Отредактировано: avtoSave - 20 окт 2019 00:21:28
  • -1.46 / 33
  • АУ
ОТВЕТЫ (13)
 
 
  Старый кэп I ( Профессионал )
19 окт 2019 21:28:42

Ну-ну, посмотрим, как долго продержится витя с интерпайпом на Евразийском рынке теперь
максимум - года три, потом его опять схарчат
  • +0.15 / 4
  • АУ
 
  Nobody ( Практикант )
19 окт 2019 21:48:23
Сообщение удалено
Nobody
21 окт 2019 12:04:12
Отредактировано: Nobody - 21 окт 2019 12:04:12

  • +0.76
 
 
  silicons33 ( Слушатель )
19 окт 2019 21:55:13

у батьки проблемы нарисовались. продать рф производство не пожелал, загнул цену в небеса что рф по такой же цене обошлось с нуля всё построить, такое же. теперь мучается кому бы впарить колёса.))))
аркадий райкин вспомнился: про колёса и насосы))))
  • +0.62 / 5
  • АУ
 
  lock ( Слушатель )
19 окт 2019 21:53:28

Очередная агитка.  20 тыс штук обалдеть, 189 тыс всего призведено космос.   ОМК в 2019 произведет 970 тыс, EVRAZ 450  тыс, , Казахи 350 тыс.  Рынок только РФ на 19 год  1.78 млн.  Разница между спросом и предложением будет закрыта китайцами по квоте.  Пинчук под  санкциями РФ, не обломится. Интерпайп будет последним, у кого купят. Вот такая теперь дружба.
  • +1.48 / 25
  • АУ
 
  Nazgul ( Практикант )
19 окт 2019 22:31:26

6 тыс., да и 20 будущих против 860 тыс., произведённых в прошлом году одним только ВМЗ и потребности в 18-м году около 1,4 млн - то дааа... то вэлыка пэрэмога...Под столом Завоевали рынок, отхватили жирный кусок пирога, шо тут говоритьНезнающий
  • +0.83 / 10
  • АУ
 
 
  Epi Centr ( Слушатель )
19 окт 2019 23:44:31

6 тыс. тонн и 20 тыс. штук - это контракт Интерпайпа с Белазом, поставки на белорусский рынок, в обмен на блокирование Минском пошлины в ЕвразЭС.

На российский рынок Интерпайп и в 2017-м, и в 2018-м, и в 2019-м продолжал поставлять продукцию. Пошлину установили в размере 34,22%, а цена на российском рынке выросла на 70%, поставки продолжались, в меньшем объеме конечно и с гораздо меньшей прибылью чем у российских производителей, но видимо выросшая цена позволяла осуществлять поставки и при такой пошлине. 

В статье же об этом пишется, в 2017-м году доля СНГ как потребителя колесной продукции Интерпайпа была 52%, в 2018-м году - 39%. 
Общий объем железнодорожной продукции произведенный компанией в 2018-м году - 189 тысяч тонн. (а не штук)
  • -0.88 / 15
  • АУ
 
 
 
  Nazgul ( Практикант )
19 окт 2019 23:52:30

А поконкретней можно? Шо он там напоставлял на российский рынок? Какова его доля на российском рынке, и где пэрэмога, если доля СНГ в продукции пайпа была 52%, в 18-м сократилась до 39?
И кстати, емнип, в далёком 06 году железнодорожной продукции производилось в районе 217 тыс тонн. Пэромога, чё...Незнающий
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  Epi Centr ( Слушатель )
20 окт 2019 00:19:11

А причем тут перемога? Просто приведена новость о том, что Беларусь намерена блокировать введение новых пошлин на колесную продукцию Интерпайпа в рамках ЕвразЭС. Действие старой пошлины приостановили. 

Доля Интерпайпа за период действия заградительных тарифов упала конечно, странно было бы ожидать другого результата.
  • -0.39 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
  Nazgul ( Практикант )
20 окт 2019 00:49:45

Стока многа букаф, чтобы сказать, что Белорусссия намерена что-то заблокировать, что и так приостановлено? Вы ветки не попутали? Здесь ветка украино-российских отношений.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  lock ( Слушатель )
20 окт 2019 07:29:27

Мощности Интерпайпа оцениваются в 50% примерно от ОВК, сколько по факту производят вопрос.   В мотивировочной части заградительных пошлин указано, что Интерпайп был пойман комиссией ЕвразЭС на мошенничестве с финансовой отчетностью.

Директор Белаза заговорил о блокировании согласно украинскому источнику.  Подано как новость о том Беларусь намерена блокировать. Факт  подачи блокировки в комиссию на рассмотрение на 20 год есть ?  Суть поста ведь в этом ?
Суть ответа - рынок РФ для Интерпайпа будет со временем закрыт даже за счет допуска китайцев в моменты пикового спроса до  ввода новых мощностей (сейчас 1.5 млн вместе с Казахстаном, основные призводители инвестируют в расширенеие). Квота определена, импортеры назначены, сертификация в финальной стадии. Промышленная политика РФ сознательно нацелена на полное исключение Украины из всех производственных цепочек. Доля не упала, ее упали и будут давить до последнего.
  • +1.49 / 22
  • АУ
 
 
 
 
 
  Старый кэп I ( Профессионал )
20 окт 2019 09:29:25

Причем тут Интерпайп?
Бацке на него глубоко пох..., как и на его продукцию
Ему надо получить кредит от России. Вот он и пыжится, ставя палки в колеса.
Решат вопрос с кредитом - тут же вернут пошлины на продукцию Интерпайпа, перекрыв для нее рынок ЕАЭС. 
А собственно Интерпайп в ЕАЭС нафиг никому не нужен, НИКОМУ
  • +0.35 / 10
  • АУ
 
 
 
  Петр+ ( Слушатель )
20 окт 2019 09:50:31

уже написали, что рынок жд колес "плавает". Сегодня такая ситуация, что есть большой спрос, под него увеличивают мощности производственные. Через 2 года спрос пойдет вниз, мощности вверх и внешние поставки будут не нужны на многие годы вперед.
Ситуация та же что и с производством вагонов, в какой-то момент российские заводы совместно с украинскими напроизводили столько вагонов что на пару лет спрос резко упал. Хорошо, что отключили от рынка укр заводы, постепенно сбалансировали спрос и предложение (в том числе введя более строгие нормы по сроку использования).
Рынок колес ждет то же самое.
Украине нужно своим рынком вагонов заняться, производство мизерно судя по парку и его состоянию. Россия сбрасывает на укр рынок старый хлам разными способами (таких способов много), а укр операторам это выгоднее, чем новые покупать.
  • +1.24 / 14
  • АУ
 
  Boris Bakhterev ( Специалист )
20 окт 2019 07:19:20

Статья очень содержательная, интересная. Правда, история подана вне контекста. А контекст такой. Развернуто - здесь: Эксперт. Коротко - так:

ЦитатаОсновная причина ажиотажного спроса [на железнодорожные колеса] кроется в длительной цикличной разбалансировке рынка вагонов. В 2013–2016 годах на железнодорожном пространстве Таможенного союза было запрещено курсирование вагонов с продленным сроком службы, чтобы поддержать вагоностроение. В результате почти пятую часть парка вагонов «пустили под нож», что на фоне выросшего объема перевозок два года назад привело к дефициту вагонов и росту ставок их аренды. Более того, пригодные б/у колеса от старых вагонов были поставлены на эксплуатируемые вагоны. Именно сейчас срок их службы истек, что и привело к массовой потребности в замене колес. Поскольку производство новых вагонов снижать никто не планирует, ажиотаж схлынет не раньше следующего года.




ЦитатаПрезидент одного из крупных перевозчиков АО «СГ-транс» Сергей Калетин от лица Союза операторов железнодорожного транспорта тогда заявил, что дефицит колес нарастает, потребность в них на 2019 год составит 1 млн 785 тыс. единиц, а производители выпустят лишь чуть более 1,5 млн. Производители заявили, что если бы не провал в потреблении новых колес в 2014–2016 годах, когда ремонт происходил б/у колесами, и загрузка производителей колес составляла менее 40%, то дефицита бы не возникло.

В ответ на увеличение спроса Выксунский металлургический завод (входит в Объединенную металлургическую компанию, ОМК) увеличил производство, в этом году он планирует выпустить 950 тыс. колес против 860 тыс. в прошлом году, когда уже были превышены предельные производственные мощности в 850 тыс. штук. Второй производитель, ПАО «Евраз НТМК», нарастит мощности до 550 тыс. штук и выше. Недавно вышедший на рынок казахстанский «Проммашкомплект» может производить до 250 тыс. штук (и половину поставлять на российский рынок), еще 160–200 тыс. поставит украинский «Интерпайп». Кроме того, в мае начались поставки из Китая (компании Ma Steel и Tayuang) в размере 800 тыс. за три года для снижения ажиотажа. Таким образом, максимальный объем предложения на рынке составляет 2,2 млн штук колес в год.

РЕЗЮМЕ. В России накосячили - не смогли в свое время грамотно согласовать интересы РЖД, производителей вагонов и перевозчиков, в результате сначала возникли проблемы у российских металлургов, а теперь у перевозчиков. Место "Интерпайпа" в этой истории - ... не самое завидное. Сначала, когда рынок колес 2015-16 гг. сократился, его попросту выставили с рынка. Сейчас, когда на рынке возник дефицит, его пустили закрыть этот дефицит. Когда ажиотаж спадет, его снова уберут с рынка. Причем тогда ему придется столкнуться еще и с конкуренцией и на внешних рынках, которые сейчас ему вынужденно освободили ОМК и ЕВРАЗ.
  • +1.57 / 24
  • АУ