90% продукции российского судостроения выпускается для оборонного сектора, закредитованность предприятий достигает критических значений, а накопленный СССР научно-технический потенциал практически полностью исчерпан. Это не выдержки из секретного доклада ЦРУ, а оценка отрасли Минпромторгом РФ. Как именно государство планирует выходить из такого положения, – в сегодняшней статье блога "Судострой".Довольно интересное событие произошло 28 октября. Премьер Дмитрий Медведев утвердил Стратегию развития судостроительной промышленности на период до 2035 года. Подготовленный Минпромторгом
документ заслуживает внимания тех, кто связан с судостроением, поскольку задаёт основные направления госполитики в отрасли. А государство пока что является основным игроком в данном бизнесе.
Что имеется
Документ начинается с оценки общего состояния судостроительной отрасли, из которой можно узнать, что за последние пять лет около 90% всей произведённой отраслью продукции относилось к военному назначению.
При этом отмечается высокая накопленная кредитная нагрузка предприятий. Объясняется это высокими издержками, большими объёмами закупки комплектующего оборудования, а также длительными сроками строительства кораблей, судов и морской техники.
Ещё одной проблемой, как следует из Стратегии, являются кадры. В 2018 году в отраслевых организациях было задействовано около 186 тыс. человек (показатель стабильно растёт с 2013 года), средний возраст работников составлял около 45 лет. При этом в ряде регионов наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров, а в целом по отрасли наблюдается несоответствие профессиональных навыков работников квалификационным требованиям.
В части, посвящённой научно-техническому развитию, отмечается, что созданный ранее задел практически исчерпан. Следствием этого является значительное отставание от мирового уровня по ряду направлений. Переход от военного кораблестроения к гражданскому судостроению тормозит высокая трудоёмкость и стоимость создания новых образцов по сравнению с иностранными аналогами, отсутствие навыков у разработчиков, а также неготовность научно-технической базы.
Ещё одна серьёзная проблема – отсутствие построечных и спусковых сооружений для крупнотоннажного флота. На данный момент лишь несколько предприятий могут строить гражданские суда длиной более 170 м. К тому же, от зарубежных коллег российские верфи отстают в использовании компьютерных технологий и роботизации.
Наконец, одна из любимых читателями тем – судовое комплектующее оборудование (СКО). По оценке Минпромторга, доля СКО в стоимости разных судов и кораблей составляет 35-75%. При этом доля импорта в СКО для гражданского сектора составляет 40-85%, для военного – 50-60%. Основная причина тому – низкая конкурентоспособность отечественной продукции из-за высокой стоимости, низкого качества и отсутствия сервиса. Некоторые позиции отечественные производители не предлагают в принципе.
Также в документе упоминаются выбор зарубежного судоремонта отечественными судовладельцами и отсутствие системы долгосрочного планирования.
Что делать
На фоне перечисленных проблем в правительстве видят потребности рынка и значительные производственные возможности для отечественных предприятий как в военном кораблестроении, так и в гражданском судостроении, включая экспорт.
Так, в Стратегии заявлена цель увеличить в 2,3 раза объём производства при одновременном росте в 2 раза производительности труда и доведении доли отечественной продукции в конечной стоимости гражданской продукции до 75%.
При этом рассматриваются три сценария развития отрасли. Например, по самому оптимистичному варианту к 2035 году в РФ планируется построить 23 газовоза, по пессимистичному – 4.
Не менее важная часть Стратегии – пятистраничный перечень мероприятий по достижению цели. Помимо стандартных пунктов о развитии нормативно-правовой базы, проведении НИОКР и разработке мер по увеличению экспорта, в отдельный пункт вынесено судовое оборудование. Среди мероприятий – создание центра компетенций СКО и развитие государственно-частного партнёрства по отдельным направлениям.
Гражданский судоремонт планируется развивать в рамках диверсификации центров, специализирующихся на боевых кораблях. Для своевременной поставки оборудования планируется создать единую информационную систему логистической поддержки сервиса и ремонта.
В общем, как это часто бывает, на бумаге всё звучит достаточно здраво и логично. Как будет на практике, покажет время. Из конкретики пока только то, что Минпромторг должен в течение полугода представить план мероприятий по реализации Стратегии.
https://zen.yandex.r…00b1b10055