Акционерное общество «Укртрансгаз» завершило модернизацию газоизмерительной станции (ГВС) «Гребеники» (Одесская обл.), которая даст возможность осуществлять реверсивную транспортировку газа из Румынии через Молдову в случае прекращения транзита из РФ.
«Модернизация технологической трубопроводной станции позволила существенно повысить маневренность и надежность функционирования ГТС, особенно в случае прекращения транзита российского газа с 1 января 2020 года. Проектная мощность станции после модификации составляет 70 млн куб. м в сутки в аверсном режиме и 4 млн куб. м в сутки в реверсивном режиме из Молдовы», — сообщается в пресс-релизе УТГ.
В компании отметили, что работы были выполнены в соответствии с инициативой CESEC, которая предусматривает обеспечение транспортировки природного газа через трансбалканские трубопроводы в реверсивном направлении из Греции через Болгарию и Румынию в Украину и Молдову.
Российские СМИ уже назвали проект «болгарской газовой подножкой».Как сообщалось, в мае 2018 года «Укртрансгаз» успешно осуществил оценку спроса на входные мощности в Украину из Румынии и подтвердил экономическую целесообразность создания таких мощностей на трансбалканском маршруте.
Операторы ГТС Румынии и Украины в мае 2018 года договорились о реконструкции газоизмерительной станции Исакча-1, которая даст возможность улучшить точность измерения газа и обеспечит возможность двустороннего потока газа в этой точке соединения систем. Транспортировка газа от точки Исакча-1 — Орловка будет проходить по магистральным газопроводам Раздельная — Измаил и Шебелинка — Днипро — Кривой Рог — Измаил.
В октябре 2019 года генеральный директор ООО «Оператор ГТС Украины» (ОГТСУ) Сергей Макогон сообщил, что Румыния подтвердила предоставление с 1 января 2020 года гарантированных мощностей по поставкам газа в Украину объемом 4,1 млн куб. м в сутки.
Трансбалканский трубопровод является альтернативным источником поступления природного газа в Украину, учитывая ввод в эксплуатацию газопровода TANAP, наличие LNG-терминалов в Греции и Турции, перспективы роста добычи газа на черноморском шельфе в Румынии.
Сегодня пропускная способность ГТС в Украину на западной границе составляет: из Словакии — 42,5 млн куб. м/сутки, Венгрии — 19,5 млн куб. м/сутки, Польше — 4,3 млн куб. м.
Весной этого года 11 ведущих европейских и украинских газовых трейдеров выразили заинтересованность в транспортировке природного газа по направлению Румыния—Украина.
Трубопровод Транзит-1 является одним из трех трубопроводов Трансбалканского маршрута, который сегодня используется для транспортировки природного газа из РФ в Болгарию, причем долгосрочный контракт на бронирование этого трубопровода ЧАО «Газпром» на территории Румынии завершился в 2016 году, что требует приведения правил использования этой инфраструктуры к соотвестствие с требованиями европейского законодательства, в том числе в части обеспечения свободного доступа участников рынка к этому газогону.
Вместе с тем, 10-летний план развития оператора ГТС Румынии компании SNTGN Transgaz SA включает проект соединения национальной газотранспортной системы и румынских оффшорных месторождений газа с трубопроводом Транзит-1.
Операторы ГТС Румынии и Украины также договорились о реконструкции ГВС «Исакча-1», которая позволит улучшить точность измерения газа и обеспечит возможность двустороннего потока газа в этой точке соединения систем. Соответственно, Трансбалканский трубопровод является перспективным альтернативным источником поступления природного газа в Украину, особенно если учесть ввод в эксплуатацию газопровода TANAP, наличие LNG терминалов в Греции и Турции и перспективы роста добычи природного газа на шельфе Черного моря в Румынии.
С учетом указанных выше обстоятельств, ЧАО «УКРТРАНСГАЗ» в период с 30 марта по 30 апреля 2018 года провел процедуру оценки необязующего спроса участников рынка природного газа Украины и смежных стран на гарантированные мощности по трубопроводу Транзит-1 в направлении транспортировки Румыния-Украина. Для рассмотрения предлагалась мощность 5 млрд куб. м. в год.
Поэтому, по подсчетам экспертов, в 2023 году рыночный спрос будет превышать максимальную годовую мощность в 2 раза, а в период с 2020 по 2030 год — в 1.6 раза.
Такой уровень заинтересованности ведущих игроков рынка природного газа Украины и ЕС является мощным сигналом для региональных операторов ГТС о необходимости реализации проекта по обеспечению возможности двусторонней транспортировки природного газа по Трансбалканскому трубопроводу.
А учитывая агрессивные планы Газпрома по реализации Турецкого потока, который приведет к значительному уменьшению объемов транспортировки газа по Трансбалканскому газопроводу, Европейская Комиссия и операторы ГТС Греции, Болгарии, Румынии, Молдовы и Украины создали рабочую группу с целью совместной реализации возможности для двусторонней транспортировки газа через Трансбалканский газопровод из Греции в Украину — коридор «Юг—Север». Реализация этого проекта значительно улучшит уровень интеграции газовых рынков региона Южной Европы и обеспечение безопасности газоснабжения в странах Балканского региона. Следует отметить, что этот проект практически не требует дополнительных инвестиций от операторов ГТС, потому что планируется использовать уже существующую инфраструктуру Трансбалканского газопровода.
ссылкаПо выделенному.
Если мне не изменяет память, то о подножке наши СМИ писали в ракурсе "Болгария успела вскочить на подножку уходящего поезда", т.е.принять участие в строительстве газопровода "Турецкий поток".
Статья переможная, но денег за транзит в казенном кармане от этого не прибавится. Как бы, наоборот, доплатить придется.