Уже, наверное, существуют в сети многие тысячи комментариев и рассуждений на тему окончания контракта между Нафтогазом и Газпромом. И, вроде бы, все понятно. Однако, я нигде не видел подробных ссылок на соответствующие документы. Пришлось разбираться самому.
Вкратце ситуация выглядит так- 1 января 2020 года истекает срок действия контракта между Нафтогазом и Газпромом.
- Для подписания нового контракта Нафтогаз должен выделить в отдельную компанию оператора газотранспортной системы (транзитную компанию) Украины (УГТС), как того требует 3-й энергопакет Евросоюза.
- Нафтогаз имеет в запасе полтора месяца и может не успеть. Не успеть создать транзитную компанию, не успеть подписать контракт с Газпромом, не успеть и то, и другое.
- Если успеет все, Газпром сможет перекачивать не более 50% от емкости УГТС.
- Если успеет только выделить транзитную компанию, она должна будет выставлять емкость УГТС для прокачки на аукцион с уже определенной начальной ценой лота и держать аукцион открытвм 2 месяца.
Какие ваши доказательства? 1. 1 января 2020 года истекает срок действия контракта между Нафтогазом и Газпромом.Газпром заключает контракты с потребителями на поставку газа (для Газпрома это чаще всего газовые компании других стран) и с владельцами трубопроводов на прокачку газа до потребителя. 1 января 2020 года истекает срок действия двух контрактов: на поставку газа на Украину и на транзит газа через Украину.
ДокументыСкрытый текст
Контракт об объемах и условиях транзита природного газа через территорию Украины на период с 2009 по 2019 годы http://www.compromat.ru/page_23856.htmСтатья 14. Срок действия контракта
14.2. Настоящий Контракт остается в силе до 10 часов 1 января 2020 года. Настоящий Контракт может быть продлен, если Стороны до 01 июля 2019 года достигнут соответствующей договоренности
Контракт купли-продажи природного газа в 2009-2019 годахhttp://www.compromat.ru/page_23857.htmСтатья 2. Предмет Контракта
2.2. Продавец принимает на себя обязательство передать, а Покупатель – принять в период с «1» января 2009 года по «31» декабря 2019 года Природный газ на условиях DAF...
Статья 10. Срок действия Контракта
10.2. Настоящий Контракт может быть продлен по согласованию Сторон путем подписания соответствующего дополнительного соглашения к настоящему Контракту.
ВыводКонтракт на транзит истекае в 10 часов 1 января 2020 года и уже не может быть продлен. Нужен новый контракт. Контракт на поставку газа истекает в 00:00 часов 1 января 2020 года и, теоретически, может быть продлен даже в последнюю секунду. 2. Для подписания нового контракта Нафтогаз должен выделить в отдельную компанию оператора газотранспортной системы (транзитную компанию) Украины (УГТС), как того требует 3-й энергопакет Евросоюза. Украина не является членом ЕС, так «с якого переляку» всплывают требования 3-й энергопакета Евросоюза?
ДокументыСкрытый текст
Third Energy Package3-й энергопакет состоит из пяти документов. По ссылкам можно найти документы на всех языках Евросоюза
Regulation (EC) No 713/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 establishing an Agency for the Cooperation of Energy Regulators;
https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1573220552920&uri=CELEX:32009R0713 Regulation (EC) No 714/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on conditions for access to the network for cross-border exchanges in electricity and repealing Regulation (EC) No 1228/2003;
https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1573220552920&uri=CELEX:32009R0714 Regulation (EC) No 715/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on conditions for access to the natural gas transmission networks and repealing Regulation (EC) No 1775/2005;
https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1573220552920&uri=CELEX:32009R0715 Directive 2009/72/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in electricity and repealing Directive 2003/54/EC;
https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1573220552920&uri=CELEX:32009L0072 Directive 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 2003/55/EC.
https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1573220552920&uri=CELEX:32009L0073 Закон України «Про ринок природного газу» №329-VIII от 9 апреля 2015 года с изменениями № 1541-VIII от 22 сентября 2016 года,
https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/329-19 Стаття 2. Правова основа ринку природного газу
1. На виконання зобов’язань України за Договором про заснування Енергетичного Співтовариства та Угодою про асоціацію між Україною, з однієї сторони, та Європейським Союзом, Європейським співтовариством з атомної енергії і їхніми державами-членами, з іншої сторони, цей Закон спрямований на імплементацію актів законодавства Енергетичного Співтовариства у сфері енергетики, а саме: Директиви 2009/73/ЄС про спільні правила внутрішнього ринку природного газу та про скасування Директиви 2003/55/ЄС; Регламенту (ЄС) 715/2009 про умови доступу до мереж транспортування природного газу та яким скасовується Регламент (ЄС) 1775/2005; Директиви 2004/67/ЄС про здійснення заходів для забезпечення безпеки постачання природного газу.
Стаття 23. Загальні вимоги про відокремлення і незалежність оператора газотранспортної системи (модель відокремлення OU)
Стаття 23 вводиться в дію з 1 квітня 2016 року - див. пункт 1 розділу VII цього Закону
1. Оператор газотранспортної системи є юридичною особою, яка не є складовою вертикально інтегрованої організації і здійснює свою господарську діяльність незалежно від діяльності з видобутку, розподілу, постачання природного газу, діяльності оптових продавців.
Оператор газотранспортної системи не може провадити діяльність з видобутку, розподілу або постачання природного газу.
ВыводСтатья 2 закона Украины «О рынке природного газа» требует имплементации 3-го энергопакета ЕС на Украине.
Статья 23 того же закона определяет правила выделения транзитной компании и практически переписана со статьи 9 директивы Directive 2009/73/EC. Статья 23 вступает в силу 1 апреля 2016 года.
Украина обязала саму себя следовать правилам 3-го энергопакета ЕС и обязалась сделать это еще в 2015-2016 годах. Транзитная компания не создана до сих пор и нет никаких препятствий затянуть процесс ее создания еще на пару лет. 3. Нафтогаз имеет в запасе полтора месяца и может не успеть.Транзитная компания, выделенная из состава Нафтогаза, должна пройти сертификацию у национального регулятора, а затем в Комиссии по Энергетике ЕС. Поскольку Украина решила исполнять директивы 3-го энергопакета, под катом только ссылки на его статьи.
ДокументыСкрытый текст
Directive 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 2003/55/EC.https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1573220552920&uri=CELEX:32009L0073Article 11. Certification in relation to third countries
3. The regulatory authority shall adopt a draft decision on thecertification of a transmission system operator within fourmonths from the date of notification by the transmission systemoperator. It shall refuse the certification if it has not beendemonstrated: (a) that the entity concerned complies with the requirements ofArticle 9; and(b) to the regulatory authority or to another competent authority designated by the Member State that granting certificationwill not put at risk the security of energy supply of the Member State and the Community.
D
irective 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 2003/55/EC.https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1573220552920&uri=CELEX:32009L0073Article 17. Assets, equipment, staff and identity
1. Transmission system operators shall be equipped with allhuman, technical, physical and financial resources necessary forfulfilling their obligations under this Directive and carrying outthe activity of gas transmission, in particular: (a) assets that are necessary for the activity of gas transmission,including the transmission system, shall be owned by thetransmission system operator;(b) personnel necessary for the activity of gas transmission,including the performance of all corporate tasks, shall beemployed by the transmission system operator;(c) leasing of personnel and rendering of services, to and fromany other parts of the vertically integrated undertaking shallbe prohibited.
3. Transmission system operators shall be organised in a legalform as referred to in Article 1 of Council Directive68/151/EEC(1).
4. The transmission system operator shall not, in its corporateidentity, communication, branding and premises, create confusion in respect of the separate identity of the vertically integratedundertaking or any part thereof.
5. The transmission system operator shall not share IT systemsor equipment, physical premises and security access systems withany part of the vertically integrated undertaking, nor use the sameconsultants or external contractors for IT systems or equipment,and security access systems.
ВыводДиректива 2009/73/EC Статья 11 параграф 3 пункт (b)
Сертификация украинской транзитной компании может занять до 4-х месяцев. Заявление на сертификацию может быть отклонено если регулятор или любое государство ЕС продемонстрирует, что сертификация данной транзитной компании подвергает риску безопасность поставок энергии в ЕС.
Директива 2009/73/EC Статья 17 параграф 1 пункт (c)
Оператор транзитной системы обязан иметь на балансе ГТС и являться работодателем для всего обслуживающего персонала
Директива 2009/73/EC Статья 17 параграф 3
Оператор транзитной системы обязан быть создан в соответствии со законодательством ЕС (Article 1 of Council Directive68/151/EEC)
Директива 2009/73/EC Статья 17 параграф 5
Оператор транзитной системы обязан не иметь совместного имущества в области ИТ, физических объектов и систем безопасности.
При всех вышеперечисленных сложностях выделение транзитного оператора не случится и через 6 месяцев, даже если начать этот процесс вчера. 4. Если успеет все, Газпром сможет перекачивать не более 50% от емкости УГТС. ДокументыСкрытый текст
Directive 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 2003/55/EC.
https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1573220552920&uri=CELEX:32009L0073Article 17Assets, equipment, staff and identity
2. The activity of gas transmission shall include at least the following tasks in addition to those listed in Article 13:
(c) granting and managing third-party access on a
non-discriminatory basis between system users or classes of system users;
ВыводДиректива 2009/73/EC Статья 17 параграф 2 требует не ущемлять права других сторон при доступе к газопроводу. Самый легкий способ не ущемлять права других – не давать никому более 50%. Прямого запрета на предоставление более 50% пропускной способности газопровода – нет. Ответственность несет транзитная компания.
Газпром сможет заполнить всю трубу, если транзитная компания даст ему разрешение и никто другой не захочет получить доступ к той же трубе. 5. Если успеет только выделить транзитную компанию, она должна будет выставлять емкость УГТС для прокачки на аукцион с уже определенной начальной ценой лота и держать аукцион открытым 2 месяца. ДокументыСкрытый текст
Directive 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 2003/55/EC.https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2009:211:0094:0136:en:PDFArticle 32. Third-party access
1. Member States shall ensure the implementation of a system of third party access to the transmission and distribution system, and LNG facilities based on published tariffs, applicable to all eligible customers, including supply undertakings, and applied objectively and without discrimination between system users. Member States shall ensure that those tariffs, or the methodologies underlying their calculation are approved prior to their entry into force in accordance with Article 41 by a regulatory authority referred to in Article 39(1) and that those tariffs — and the methodologies, where only methodologies are approved — are published prior to their entry into force.
3. The provisions of this Directive shall not prevent the conclusion of long-term contracts in so far as they comply with Community competition rules.
ВыводДиректива 2009/73/EC Статья 32 параграф 1
Государство должно обеспечить равноправный доступ к передаче, распределению и хранилищам [природного газа] на основе опубликованных тарифов. Государство должно обеспечить утверждение тарифов или методологии их расчета до вступления их в силу в соответствии со статьей 41 [о национальном регуляторе].
Директива 2009/73/EC Статья 32 параграф 3
Это не предотвращает заключение долгосрочных контрактов если они соответствуют правилам конкуренции ЕС.
Национальный регулятор утверждает тарифы, которые впоследствии должны быть опубликованы. В связи с упоминанием долгосрочных контрактов можно предположить, что это тарифы для краткосрочных поставок газа. То есть, вот вам цена, не нравится – не берите. Не удалось продать товар (трубу) – вот вам новая цена. Сведений об аукционе я в 3-м энергопакете не нашел. Может быть, кто-нибудь поможет? ПодытожимКонтракт на транзит природного газа через территорию Украины истекает 1 января 2020 года. Продление его невозможно, новый контракт до 1 января заключен уже не будет. В соответствии с законом Украины «О рынке природного газа» Нафтогаз был обязан выделить транзитную компанию еще в 2016 году. Сделано это не было и никто не мешает не делать это и дальше.Так что вопрос о транзите после 1 января 2020 года звучит так: Подпишет ли Газпром котракт на транзит с украинской компанией, которая не подчиняется украинскому законодательству? На дессертСкрытый текст
Закон Украины «О рынке природного газа»
https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/329-19статья 21, параграф 1 подпункт 1)
1) контроль над Партнером ГТС не здійснює жодна особа (особи) з держави (держав), яка не є стороною Енергетичного Співтовариства чи Сполученими Штатами Америки;
1) контроль над партнером ГТС не осуществляет ни одно лицо (лица) из государства (государств), которое не является членом
Энергетического Сообщества или
Соединенными Штатами Америки;
\n\n