Пока «Укрзалізниця» удивляет пассажиров новым видом декоративно-прикладного искусства по выращиванию грибов прямо в вагонах, власть готовит тектоническую реструктуризацию государственной компании с ее последующей приватизацией и передачей части активов в концессию.
Недавно министр инфраструктуры Владислав Криклий отметил, что на структурные изменения в УЗ потребуется до двух лет: «Переходный период минимум год, но будем стараться уложиться в срок не более чем два года. Мы общались с коллегами из Польши, у них анбандлинг железной дороги длился два с половиной года. Они это достаточно удобно и правильно сделали, и, думаю, мы можем учитывать и их опыт. А есть и другие, например, Германия. Там процесс длится два десятка лет».
Министерство планирует разделить компанию на три части, отдельные операторы будут отвечать за: инфраструктуру (пассажирские вокзалы, грузовые терминалы, железнодорожное полотно и т. д.); пассажирские перевозки; грузовая транспортировка.
После железнодорожного анбандлинга, Мининфраструктуры хочет разместить акции УЗ на IPO (Первичное публичное предложение). Выход железнодорожного монополиста на международную биржу де-факто запустит процесс приватизации госкомпании.
Согласно недавнему отчету правительства
«Укрзалізниця» вошла в десятку самых прибыльных госкомпаний по итогам первого полугодия, показав 1,07 млрд. грн. чистой прибыли.
Итоги реформирования транспортного гиганта Украины вполне логичны с точки зрения комплексных мер экономических преобразований, которые продвигает Зе-команда. Транспортная логистика как составляющая экономического контура «аграрной супердержавы», должна быть оптимизирована под функции такой модели экономики: транспортировка экспортного сырья за границу и доставка туда же рабочей силы.Помимо грандиозных планов по приватизации и внедрения частной тяги, Мининфраструктуры планирует передать часть железнодорожных вокзалов в концессию -- на основе недавно принятого закона. Эти планы вынашивал еще экс-министр Владимир Омелян. Публично озвучивались намерения сдать в концессию Киевский вокзал, а в качестве пилотных проектов рассматривались железнодорожные станции Николаева и Хмельницкого.
Как стало известно «2000», процедура согласования передачи в концессию Хмельницкого вокзала находится в финальной стадии. Объект планируют передать на баланс города. Вероятно, власти Хмельницкого просчитали возможные выгоды от распоряжения имуществом за счет скрытых в законе преимуществ для инвестора-концессионера: концессионеры могут получать от государства финансовые бонусы в виде различных доплат и компенсаций.
Потенциальные концессионные инвесторы вполне могут заинтересоваться крупными вокзалами с большим пассажиропотоком Киева, Одессы и Харькова. Или даже «середнячками» -- как в Хмельницком и Николаеве. Но вот вокзалы в условной Жмеринке или Шепетовке вряд ли кого-то могут заинтересовать в качестве бизнес-актива. Концессионная раздача привлекательных объектов приведет к тому, что на государственном балансе останутся убыточные, полуразрушенные вокзалы на региональной периферии.
Европейская модель не предполагает приватизацию железных дорог. Это позиция некомпетентных сотрудников Мининфраструктуры, которые даже не могут изучить мировой опыт и пытаются навязать гражданам под видом мирового опыта свои странные и некомпетентные идеи. Нет никакой необходимости передавать вокзалы в концессию. Если посмотреть на европейский опыт, то вокзалы там развиваются за счет средств железной дороги и бюджета ЕС. Есть примеры государственно-частного партнерства, но не концессий.