Цитата: Тот самый, как его там .. от 27.11.2019 10:42:06"Нафтогаз" подготовился к отделению "трубы"
Не нужен им никакой договор о транзите в этом году, его просто не с кем заключать
.
О чем договорились Россия, Украина и ЕС на газовых переговорах19 сентября 2019г
На трехсторонних переговорах о транзите российского газа через Украину в ЕС достигнут первый успех: Россия согласилась на контракт по газовым правилам ЕС. Подробности - в репортаже DW из Брюсселя.
Источник.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЭТОЙ СТАТЬИ ЗДЕСЬО чем договорились Россия, Украина и ЕС на газовых переговорах
На трехсторонних переговорах о транзите российского газа через Украину в ЕС достигнут первый успех: Россия согласилась на контракт по газовым правилам ЕС. Подробности - в репортаже DW из Брюсселя.
19 сентября 2019г
Третий раунд газовых переговоров между Россией, ЕС и Украиной 19 сентября в Брюсселе заметно отличался от предыдущих встреч. Если в январе руководители российской и украинской делегаций обвиняли друг друга в "маразме", "сюрреализме" и "абсурде", то сейчас все три стороны дружно заявили, что встреча была конструктивной.
Первые подвижки
Ход переговоров не предвещал успеха. Встреча началась на час позже, а завершилась на полчаса раньше. Оказалось, однако, что и полутора часов сторонам хватило, чтоб достичь прогресса.
Первой из здания Еврокомиссии вышла российская делегация во главе с министром энергетики Александром Новаком. Поджидавшим журналистам он сказал, что встреча была "очень конструктивной", и сообщил, что российская сторона "готова работать по европейскому законодательству".
Через полчаса к прессе вышел вице-президент Еврокомиссии по энергетическому союзу Марош Шефчович. Стороны сблизили позиции по "большинству" обсуждавшихся вопросов, заявил он. Особенно порадовало Шефчовича, что "Россия согласна с тем, что будущий транзитный контракт должен основываться на европейском законодательстве".
На этом давно настаивала Украина, которую в этом поддерживала Еврокомиссия. Россия же воздерживалась от конкретных заявлений на эту тему. Возможно, причина сдвига в том, что в Украине - после нескольких лет неопределенности - наконец определились с моделью анбандлинга. Это одно из ключевых предписаний газового законодательства ЕС: компания, добывающая и торгующая голубым топливом, не может его транспортировать. Соответственно наряду с "Нафтогазом" должна существовать отдельная компания, которая станет оператором газотранспортной системы (ГТС) Украины.
Украина должна завершить анбандлинг до конца года
В Брюссель новый глава украинской делегации, министр энергетики и защиты окружающей среды Алексей Оржель приехал уже с решениями нового правительства Украины по анбандлингу, принятыми только накануне, 18 сентября.
Времени у Украины остается мало. Нынешний контракт "Нафтогаза" и "Газпрома", не предусматривающий анбандлинга, истекает 31 декабря. Независимого оператора ГТС еще предстоит сертифицировать. Это делает украинский регулятор, а подтверждает европейская сторона. Оржель предоставил ЕС и России график того, как в Украине будут реализовать требование европейского законодательства до 1 января.
Новак, в свою очередь, заявил, что если к этому сроку сертификации не будет, Россия предлагает либо продлить действующий контракт, либо подписать дополнительное временное соглашение. Марош Шефчович подтвердил, что российская сторона попросила Еврокомиссию обеспечить внедрение законодательства ЕС в Украине. А Оржель пообещал быть в этом отношении "максимально эффективным".
Нерешенные проблемы
Нерешенными остались некоторые другие проблемы. Главная из них - Стокгольмский арбитраж. По его решениям, "Газпром" остался должен "Нафтогазу" более 2,5 миллиардов долларов США. Российская компания с этим не согласилась и подала апелляцию.
В этот раз Новак повторил свое предложение урегулировать споры "по нулевому варианту, в рамках мирового соглашения". "Это очень важный момент для того, чтоб обеспечить экономически целесообразные поставки газа через ГТС Украины", - добавил он. В Киеве даже слышать не хотят о том, чтоб просто отказаться от более 2,5 миллиардов долларов. "Арбитраж не является предметом нынешних переговоров", - подчеркнул Оржель хотя и признал, что Россия тему поднимала.
Вторая проблема -
поставки российского газа в саму Украину. Москва неизменно подчеркивают, что для нее это - главный вопрос. Как известно, в ноябре 2015 года Украина прекратила покупать газ у России и теперь импортирует его из ЕС. А вот приоритет "Нафтогаза" - подписание двух транзитных соглашений. Первое - так называемое "interconnection agreement", то есть договор между "Газпромом", как оператором газотранспортной системы России, и украинским оператором ГТС о передаче газа. Второе соглашение - также между двумя операторами - о бронировании транзитных мощностей. И лишь на третьем месте для "Нафтогаза" - подписание контракта с "Газпромом" о поставках газа в Украину.
Пока неясно, удастся ли Украине решать эти проблемы по отдельности. Как завил Шефчович, отвечая на вопрос корреспондента DW,
результат переговоров должен будет объединять три фактора: сроки контракта, размер тарифов и объемы, включая объемы продажи российского газа Украине.
Если контракт подписан не будет…
Вероятно, именно из-за таких разногласий главы трех делегаций говорили о возможности, что контракт не подпишут до конца года. При этом
представители Брюсселя и Киева подчеркивали свою готовность к разным сценариям, учитывая что в Европе в этом году активно запасаются газом.
Хранилища газа в ЕС 15 сентября были заполнены более чем на 95 процентов. Общий их объем - около 100 миллиардов кубометров, а годовое потребление газа в ЕС - 474 миллиарда кубометров.
В украинские подземные газохранилища, по данным "Укртрансгаза", закачали уже 19,4 миллиарда кубометров - за месяц до начала отопительного сезона. Годовое же потребление в 2018-м в Украине составило чуть более 32 миллиардов кубометров газа, а собственная добыча - 21 миллиард кубометров.
"Газпром" тоже не сидел сложа руки. Его руководство заявляло о планах закачать в подземные хранилища в странах ЕС 11,4 миллиарда кубометров своего газа.
Так что в Европе приняли меры на случай прекращения поставок газа через украинскую ГТС. Но пока участники настроены на достижение договоренности. Об этом свидетельствует и их решение провести следующий раунд переговоров еще до конца октября.
===================
Украинский транзит газа из РФ по правилам ЕС: как это будет?21 ноября 2019г
В Украине спешат подготовить анбандлинг "Нафтогаза" до конца года, чтобы подписать с Россией контракт на транзит газа по европейским правилам. Как это должно работать, объясняет DW.
........
Как будет работать транзит?После того, как в Украине завершат анбандлинг, оператор ГТС будет предлагать всем заинтересованным компаниям мощности для транспортировки газа. Тарифы - одинаковые для всех - будут зависеть не от того, хочет ли бронировать мощности российский "Газпром" или, к примеру, польская PGNiG, а от условий - прежде всего, объемов и длительности прокачки газа. Тарифы устанавливает не оператор, а регулятор.
Еще в сентябре российские СМИ распространили утверждение, что после внедрения европейских правил новый оператор ГТС Украины будет обязан выставлять на аукцион мощности и без подписания нового контракта с "Газпромом". В "Нафтогазе" такую информацию опровергали.
В итоге, после последнего раунда газовых переговоров Россия-Украина-ЕС замглавы Еврокомиссии Марош Шефчович расставил точки над "і". По его словам, без нового межсетевого соглашения между операторами ГТС Украины и России (так называемое "interconnection agreement") невозможными будут ни долгосрочный транзит, ни краткосрочное бронирование мощностей.ИсточникПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЭТОЙ СТАТЬИ ЗДЕСЬ
Украинский транзит газа из РФ по правилам ЕС: как это будет?21 ноября 2019г
В Украине спешат подготовить анбандлинг "Нафтогаза" до конца года, чтобы подписать с Россией контракт на транзит газа по европейским правилам. Как это должно работать, объясняет DW.
С 2020 года Украина готова транспортировать российский газ в ЕС лишь по европейским правилам. Длительное время Москва хотела работать по старой схеме, но в сентябре на газовых переговорах в Брюсселе все-таки согласилась
на европейские нормы . Киев спешит выполнить требования европейского законодательства еще до конца года. DW объясняет, что именно означает транзит газа по правилам ЕС.
Третий энергопакет против монополий
В постсоветских странах и добыча, и продажа, и транспортировка газа оказались сосредоточены в руках госкомпаний - "Газпрома" в России и "Нафтогаза" в Украине. Между ними действует нынешний контракт на транзит газа, подписанный в 2009 году. Его заключению предшествовала так называемая "газовая война" между Россией и Украиной, когда в начале 2009 года поставки голубого топлива были прекращены не только в Украину, но и по ее территории в ЕС.
Противостояние и его последствия побудили Евросоюз, известный своей нетерпимостью к монополиям, принять
Третий энергопакет. Цель этого набора директив и постановлений заключалась в дальнейшей либерализации энергетического и газового рынков, а также в усилении прав потребителей. Одна из главных его норм - анбандлинг - не допускает сосредоточения в одних руках транспортных сетей, производства энергоносителей и их продажи.
Отдельный оператор газотранспортной системы в Украине
В Украине 17 ноября вступил в силу закон об
анбандлинге национальной акционерной компании (НАК) "Нафтогаз Украины". Он предусматривает выделение из ее состава предприятия по транспортировке природного газа и сертификацию нового независимого оператора газотранспортной системы (ГТС).
"Нафтогаз" находится под управлением украинского правительства. А оператором ГТС будет управлять исключительно министерство финансов страны. Согласно закону, ни правительство, ни премьер не смогут контролировать, координировать действия оператора или назначать его руководство. Более того, закон запрещает кому-либо, например, премьеру, вмешиваться в то, как министерство финансов управляет корпоративными правами.
Выделение оператора газотранспортной системы (ГТС) Украины из структуры "Нафтогаза" было предусмотрено еще законом о природном рынке газа от 2015 года. Впрочем, длительное время анбандлинг в силу ряда причин был заблокирован. Процесс сдвинулся с мертвой точки лишь после смены власти и назначения нового правительства в Украине. В сентябре Кабмин принял решение о модели анбандлинга.
Сейчас в структуре "Нафтогаза" создано ООО "Оператор газотранспортной системы Украины" (ОГТСУ). С 1 января, после прекращения нынешнего контракта на транзит газа, ОГТСУ продадут предприятию "Магистральные газопроводы Украины", которое является государственным и теперь находится под контролем Минфина. Стоимость продажи будет динамичной, кроме того, предусмотрена рассрочка на 15 лет. А с 1 января 2020 года государство, которое и останется собственником ГТС Украины, передаст эту систему в управление ОГТСУ.
Сертификация независимого оператора
Согласно Третьему энергопакету ЕС, о независимости оператора можно говорить только лишь после его сертификации. Ее проводит национальный регулятор - в Украине это Нацкомиссия, совершающая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). В начале октября ОГТСУ подало заявку на сертификацию. 22 ноября регулятор планирует рассмотреть вопрос пока лишь о предварительной сертификации.
Правила ЕС предусматривают и внешний контроль: сертификацию украинского оператора должен проверить Секретариат Энергетического сообщества в Вене. Анбандлинг будет целиком соответствовать европейским нормам лишь тогда, когда Секретариат подтвердит решение НКРЭКУ.
Ни из Вены, ни из Брюсселя (а Еврокомиссия неформально принимает участие в согласовании сертификации) замечаний по анбандлингу пока не прозвучало. В "Нафтогазе" прогнозировали, что Секретариату Энергетического сообщества понадобятся полтора-два месяца на согласование.
Как будет работать транзит?
После того, как в Украине завершат анбандлинг, оператор ГТС будет предлагать всем заинтересованным компаниям мощности для транспортировки газа. Тарифы - одинаковые для всех - будут зависеть не от того, хочет ли бронировать мощности российский "Газпром" или, к примеру, польская PGNiG, а от условий - прежде всего, объемов и длительности прокачки газа. Тарифы устанавливает не оператор, а регулятор.
Еще в сентябре российские СМИ распространили утверждение, что после внедрения европейских правил новый оператор ГТС Украины будет обязан выставлять на аукцион мощности и без подписания нового контракта с "Газпромом". В "Нафтогазе" такую информацию опровергали. В итоге, после последнего раунда
газовых переговоров Россия-Украина-ЕС замглавы Еврокомиссии Марош Шефчович расставил точки над "і". По его словам, без нового межсетевого соглашения между операторами ГТС Украины и России (так называемое "interconnection agreement") невозможными будут ни долгосрочный транзит, ни краткосрочное бронирование мощностей.