Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,068,464 101,298
 

  Boris Bakhterev ( Специалист )
09 дек 2019 08:18:27

О дотационности регионов как явлении. Часть I

новая дискуссия Аналитика  161

Я хотел обстоятельно ответить на один из вопросов, сформулированных Советчик'ом (01 декабря 2019, 19:41:42), а именно:


...Какие дотации потребуются белорусским областям по бюджетному процессу РФ?

Мне потребовалось некоторое время и вот что получилось. В Части I - исключительно про РФ. В Части II - про РБ, резюме и использованные данные.


ЧАСТЬ I

Под дотационностю будем понимать разность между поступлениями налогов сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет (т. е. в федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъекта федерации) и расходами консолидированного бюджета субъекта федерации. Положительная разность – регион-донор, отрицательная – регион дотационный.

Обращаю внимание, что трансферты из федерального бюджета в доходах региона не означают, что регион дотационный. Трансферты (субсидии, субвенции, дотации) – это средства, предоставляемые региону на определенные цели, а не просто на покрытие дефицита его бюджета. Регион может получать разнообразные трансферты и при этом направлять в федеральный бюджет еще большие суммы.

Дотационность регионов определяется в первую очередь налоговой системой: собираемыми налогами и особенностями исчисления из налоговой базы, ставками налогов, пропорциями, в которых собранные налоги распределяются между бюджетами разных уровней.

Превратить регион-донор в дотационный регион и наоборот можно «легким движением руки».

Разумеется, уровень экономического развития и качество государственного управления также играет важную роль, но не во всех случаях.

-----------------------------------

1. Самые дотационные регионы: Чукотский АО, Магаданская обл. и Камчатский край. На душу населения в 2018 г. там пришлось 488 тыс. руб. (!), 174 тыс. руб. и 169 тыс. руб. соответственно. На эти три региона и проживающие в них 0,3% населения России приходится 11,3% всего дефицита дефицитных регионов. Однако вряд ли эти регионы можно отнести к самым бесполезным.

2. К «высоко дотационным» регионам я бы отнес 18 регионов, в которых дотации составляют более 20 тыс. руб. на душу населения. В таких регионах проживает 10,7% населения России и на них приходится 61,1% дефицита дефицитных регионов.

В эту группу входят: Тува, Крым, Алтай (60-70 тыс. руб. на душу населения), Чеченская республика, г. Севастополь, Амурская область, Ингушетия (41-47 тыс. руб.), Еврейская АО, Карачаево-Черкесия, Бурятия (33-36 тыс. руб.), Карелия, Забайкальский край (27-28 тыс. руб.), Кабардино-Балкария, Курганская область, Дагестан, Тамбовская, Псковская области, Калмыкия (20-23 тыс. руб.).

Можно ли оценить все эти регионы как «обузу» только на основании их дотационности?

Не все. Бурятия, например – это Улан-Удэнский авиационный завод, ценность которого не сводится к сумме уплаченных им налогов. Севастополь – база ЧФ, и этого, наверное, было бы с него достаточно. Крым – всероссийская здравница, принимает уже по 5-6 млн. российских отдыхающих в год, т. е. выполняет достаточно важные общегосударственные функции, на что и получает соответствующее финансирование.

Хотя в целом, регионы этой группы, действительно, являются проблемными с точки зрения их экономического развития.

3.1. Остальные 23 дотационных региона можно охарактеризовать как «умеренно дотационные»: Северная Осетия, Хакасия, Орловская область (19-20 тыс. руб. на душу населения), Новгородская область, Мордовия, Архангельская, Ивановская, Кировская, Липецкая области, Алтайский край, Брянская область (10-15 тыс. руб.), Марий Эл, Тульская, Костромская, Мурманская, Пензенская области, Приморский край, Адыгея, Курская область, Чувашия (5-10 тыс. руб.), Ставропольский, Хабаровский край, Воронежская область (1-4 тыс. руб.).

На эти регионы приходится 18,7% населения России и 27,5% дефицита дефицитных регионов (или 248 млрд. руб.).

Сразу бросаются в глаза: Архангельская область – Северодвинск – крупнейший центр российского судостроения, в т. ч. атомного подводного; Ставропольский и Алтайский края – из числа ведущих сельскохозяйственных регионов, Мурманская область – место базирования СФ, Хабаровский край – это КнАПО и Амурский судостроительный завод. Тульская область – это КПБ., Воронежская – Воронежское авиастроительное объединение.

В эту группу входят Чувашия, которая примечательна тем, что почти 14% ее трудоспособного населения работает за пределами родного региона. С одной, стороны, это не очень хорошо. Но посмотрим на это с другой стороны: люди то работают, просто результат их деятельности отражается как доходы других регионов. А они и их семьи получают все положенные (и заслуженные) социальные услуги по месту постоянного проживания. Ну и что, что это «уродует» статистику региональных финансов? Чувашия такая не одна: Адыгея (17% работают за пределами своего региона), Калмыкия (13%), Еврейская АО (11%), Брянская, Ивановская, Тульская (около 9%). Все эти регионы мы уже встречали среди «дотационных». А может, никакие они не дотационные, просто мы имеем дело с причудами статистики?

3.2. Теперь переходим к «донорам». 13 регионов с населением 21,5% дают 279 млрд. руб. бюджетного профицита (2,7% профицита профицитных регионов).

В принципе, эти регионы можно объединить с «умеренно дотационными» регионами. У одних – ничего не значащий минус, у других – точно такой же плюс. «Умеренно профицитные» регионы (профицит на душу населения – до 20 тыс. руб.): Смоленская, Тверская, Кемеровская, Белгородская, Владимирская, Новосибирская области, Якутия, Краснодарский край, Ростовская, Вологодская, Ульяновская, Челябинская, Свердловская область.

Несмотря невыразительные показатели региональных финансов, наверное, не надо рассказывать, что Кемеровская область – это половина российского угля, Якутия – это все наши алмазы, Дон и Кубань – благодаря абсолютно не характерным для России климатическим условиям, это наши ведущие сельскохозяйственные регионы (подсолнечник, кукуруза, пшеница). Ростов-на-Дону, вместе с Новосибирском, Екатеринбургом и Челябинском – это важнейшие промышленные и научные центры.

4. 25 регионов c населением 47,2% дают 5 562 млрд. бюджетного дефицита (53,7% профицита профицитных регионов): Волгоградская, Московская, Нижегородская, Саратовская, Калининградская, Омская, Ярославская, Калужская, Рязанская области (профицит на душу населения – 27-47 тыс. руб.), Башкирия, Сахалинская, Тюменская области, Удмуртия, г. Москва, Ленинградская область, Пермский край (51-98 тыс. руб.), Самарская, Иркутская, Астраханская области, Татарстан, г. С.-Петербург, Красноярский край, Оренбургская область (104-146 тыс. руб.), Томская область и Коми (153-183 тыс. руб.).

Эта группа регионов в очередной раз подтверждает мысль: простой и очевидной связи между бюджетной обеспеченностью, с одной стороны, и уровнем экономического развития, важностью региона для всей страны, с другой стороны, не наблюдается. Большинство регионов-доноров вовсе не поражают своим уровнем экономического развития. Валовой региональный продукт на душу населения (ВРП) в 19 из них (с населением, составляющим две трети населения регионов этой группы) – ниже среднего по России значения!

5. Ну, и самые яркие камни в короне российских финансов: ХМАО, Ненецкий АО, ЯНАО. Это 1,5% населения, 4 510 млрд. руб. профицита (43,6% профицита профицитных регионов). Какие-то вопросы относительно природы такого явления как дотационность регионов остались?

-----------------------------------


ЧАСТЬ II

Какое место, с точки зрения государственных финансов, могут занять области Белоруссии в случае присоединения к России?..
Отредактировано: Boris Bakhterev - 09 дек 2019 09:08:49
  • +1.34 / 15
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!