ЦитатаАлексей Кущ
экономист
Есть определенные сомнения в профессиональной пригодности нынешних "новых лиц" и их способности формировать необходимую для страны повестку дня. Но вот в чем особых сомнений нет, так это в наличии у них высокого болевого порога в отношении вопиющих провалов в проведении экономической политики и в части тех глобальных решений, которые влияют на экономику страны в целом.
В конце декабря представился еще один уникальный случай, когда глаза чиновников были подвергнуты публичной уринотерапии, а они ничтоже сумняшеся заявили, что это "Божья роса". Речь идет о фактическом провале газовых переговоров с "Газпромом", причем данный результат мы неоднократно предсказывали в предыдущих статьях.
О чем же примерно
договорились наша и российская делегации на газовых переговорах? По сообщению украинского профильного министра и других чиновников, "победа" Украины заключается в следующем.
Транзитный договор подписывается сроком на пять лет, но предусматривает существенное снижение объема транзитируемого природного газа: вместо 95-100 млрд куб. м в год, в 2020-м – на гарантированном уровне 65 млрд куб. м; в 2021-2024-м – в размере 40 млрд куб. м в год. То есть в ближайшие годы ожидается падение объемов транзита газа через территорию Украины более чем в два раза. А если сравнивать с потенциалом прокачки – то в четыре. Лишь в первый год заполняемость нашей трубы сократится примерно в 1,5 раза и параметры транзита могут сократиться "всего" на 30 млрд куб. м.
Здесь все логично, россиянам нужно достроить и ввести в эксплуатацию "Северный поток - 2", а затем их зависимость от украинского логистического коридора заметно ослабнет – именно этим и объясняется падение минимальных показателей транзита в 2021-2024 годах до исторического минимума в 40 млрд кубов. И почему бы нашим переговорщикам не подсобить ребятам из "Газпрома". Что это значит для Украины? Прежде всего, резкое сокращение логистической ренты, которую сейчас снимает "Нафтогаз" с россиян за прокачку газа. И составляет она 3 млрд долл. в год, то есть примерно 2% ВВП. Для Украины – системообразующий платеж. Сокращение объемов транзита – это соответствующее падение доходов от него, причем столь резкое, что денег будет хватать лишь на поддержание "трубы" в рабочем состоянии, без существенной модернизации и капиталовложений. Кроме того, государство не сможет "снимать" примерно 20-30 млрд грн в год в виде дивидендов с государственной компании – оператора ГТС. То есть в перспективе – очередная бюджетная дыра, которая будет активирована в 2020-м и расширена в 2021-2024 годах. Суммарные потери Украины за пять лет составят 6-7 млрд долл., что значительно выше, чем обсуждаемая ныне трехлетняя программа кредитования МВФ. Вы можете представить себе цену профнепригодности наших чиновников? Всего одни правильные переговоры с "Газпромом", умелая защита национальных интересов - и программа кредитования МВФ была бы вообще не нужна!
Нам, естественно, обещают, что
потери объемов транзита будут компенсированы ростом тарифа. Н
о не стоит обманывать себя. Украина провела анбандлинг, передала управление ГТС независимому оператору и, согласно требованиям третьего энергопакета ЕС, не сможет диктовать монопольно высокие тарифы. Нам не дадут это сделать сами европейцы, а не россияне, так как рост тарифа ведет к удорожанию газа для ЕС.
Кроме того, согласно договоренностям, "
Газпром" заплатит 2,9 млрд долл. в соответствие с решением Стокгольмского арбитража, а Украина откажется от новых исковых требований к российскому газовому монополисту. Может хоть здесь победа? Насколько удачно мы конвертировали судебный профит в свои транзитные перспективы, судить вам.
Но в целом, данный размен очень похож на продажу "первородства" за "чечевичную похлебку", ведь, получая 2,9 млрд долл., мы теряем намного больше в долгосрочной перспективе. Кроме того, есть один нюанс, о котором сейчас не принято говорить. Как вы думаете, почему РФ так быстро согласилась платить по счетам? Дело в том, что в Лондоне в скором времени завершится суд по так называемому долгу Януковича, а на самом деле – по выплатам Украиной долгов по выпуску еврооблигаций, купленных российским Фондом национального благосостояния. И сумма там до боли знакомая – 3 млрд долл. Таким образом, уже в недалеком будущем платежное требование Украины по выплате 2,9 млрд долл., согласно решению Стокгольмского арбитража, натолкнется на встречное требование РФ по выплате 3 млрд долл. (если лондонский суд обяжет Украину платить). А в таком случае нашей стране придется доплатить еще сотку…
Еще никогда Украина не подходила к газовым переговорам в таком "разобранном" состоянии. Парадоксально, но единственный выгодный формат для Украины – даже не обсуждается. Речь идет о концепции газового хаба и перенесении узлов учета поставок газа с западной границы на восточную. На начальном этапе это мог быть географический хаб, привязанный к нашим подземных хранилищам, а на зрелом – бенчмарк для Центральной и Восточной Европы и площадка хеджирования газовых портфелей. В таком формате переговоры с "Газпромом" вели бы не наши чиновники, а западноевропейские трейдеры, с которыми "Газпром" сотрудничает десятки лет и от которых больше зависит он, нежели они от российского монополиста. И предъявлять к трейдеру из Германии требования, связанные с политикой или результатами Стокгольмского арбитража, было бы бессмысленно.
Но Украина сама зашла в очередную газовую ловушку. И причина тому – нежелание околовластных групп влияния отдавать контроль за транзитными потоками под управление рыночных моделей. И здесь происходит удивительная смычка интересов "Нафтогаза", "Газпрома" и европейцев. И в Москве, и в Брюсселе уже рассматривают украинский транзитный коридор как вспомогательный и резервный. Сейчас по нему прокачивается менее половины транзитных объемов, а после запуска "Турецкого потока" и "Северного потока – 2" параметры прокачки сократятся с нынешних 90-95 млрд куб. м в год до 40-60 млрд. Обходные маршруты не решают проблему поставок газа в Австрию, Чехию, Словакию, Венгрию, Швейцарию и Италию. А это примерно 50 млрд куб. м в год. Кстати, именно эти страны являются адвокатами РФ в Европе. То есть и для европейцев, и для россиян важно "убаюкать" Украину обещаниями сохранения транзита до запуска всех обходных газопроводов, а потом "разбудить" и заставить подписать соглашение о закреплении объемов транзита на уровне указанных выше 40-60 млрд куб. м. Что по сути уже и произошло. Для этого можно и пролоббировать передачу нашего оператора ГТС в управление словацкому или итальянскому управителю, за которым через опосредованное и неформальное участие будут видны уши "Газпрома". Удивительно, но на прокачку 40-60 млрд куб. м в год соглашаются и в нашем правительстве, эти же цифры называли и "Нафтогазе".
Нынешний провальный результат в виде "обрезанного транзита" - это отчасти и заслуга бонусов, полученных топ-менеджерами "Нафтогаза". Указанные лица стали заложниками многомиллионных сумм, которые они поспешили обналичить, не дожидаясь уплаты со стороны "Газпрома". В таком варианте любой сценарий, предусматривающий иную форму погашения россиянами этого долга (кроме выплаты), был для них неприемлем – а вдруг заставят вернуть полученные премии. Хотя такие варианты могли быть и более выгодны для страны. Например, Украина отказывается от иска, а "Газпром" соглашается на транзит в размере 95 млрд кубов в год. В таком случае 2,9 млрд долл. были бы компенсированы нами уже в первые два года, а затем пошел бы чистый плюс на 1-1,5 млрд долл. ежегодно. Но субъективные частные интересы и страх за полученные бонусы, возможно, заставляли наших представителей идти по пути исключительно формального получения судебной выплаты, чтобы ни у кого не возникло желания отозвать уже выплаченные премии топ-менеджерам "Нафтогаза".
Нынешняя модель сотрудничества с "Газпромом" максимально выгодна газовым посредникам и их фирмам-прокладкам в ЕС. Например, импорт из Швейцарии в Украину по итогам девяти месяцев 2019-го превысил один миллиард долларов, но 770 млн долл. в нем – это поставки газа. Нужно ли говорить о том, что в Альпах газовых месторождений пока не нашли. Равно как и в Люксембурге, откуда тоже "идет" газ в Украину. На самом деле происходит банальная схема "замещения". К примеру, в ЕС приходит дорогой сжиженных природный газ (СПГ), который зачастую стоит на 30-40% дороже, чем трубопроводный, как по причине логистики, так и в результате дополнительных затрат на регазификацию. В то же время в Украину заходит дешевый российский трубопроводный газ. Но, по бумагам, мы будем покупать дорогой СПГ, отгруженный в европейские терминалы, в частности в Польше, а европейцы – дешевый российский. Естественно, физически газ не будет совершать столь сложные перемещения: российский газ будет частично потребляться в Украине, а СПГ – в ЕС, но платить за него мы будем наоборот: Украина за СПГ, а европейцы - за газ "Газпрома". Хорошая схема, особенно на фоне падения показателей транзита. Но украинский профильный министр и в Офисе президента сказали, что победа. Значит – победа
Я так понимаю, что выплата 2,9 млрд$ был единственным принципиальным вопросом для Нафтогаза. - Заплатите нам и мы подпишем, что угодно! Мы же уже себе премии с этих денег выписали.