РВСН и прочие СЯС, а также ТЯО
9,092,670 25,776
 

  BlackShark ( Эксперт )
22 янв 2020 19:49:37

Слышал про это давно....

новая дискуссия Дискуссия  551

В России разрабатывается независимая от спутников система навигации. Для определения координат объекта космическая геолокация в таком случае не используется.

В целом технология основана на изучении аномалий гравитационного поля Земли и, следовательно, на российском открытии квантовой механики - одного из самых новых разделов физики. В настоящее время российские метрологи занимаются воистину титанической задачей: они снимают показания и вводят в искусственный интеллект гравитационные характеристики каждой точки поверхности.
Определение координат объектов основывается на составлении подробной карты силы притяжения, где указаны все материальные тела, воздействующие на точки в пространстве. Система позволяет картографировать микроколебания силы тяжести, поэтому крылатая ракета сможет попасть в цель даже без спутниковой навигации. Создатели отметили, что гравитационная система навигации разрабатывается исключительно для военных нужд, например, подводных лодок или техники, предназначенной для запуска баллистических ракет.

А вот это - КРУТО. Я про это слышал давно, но только как про НИР... краем уха.
Кстати, появляется еще одна причина для массового строительства "мирных" суперкрейсеров ГУГИ, которых стало уже много, и будет еще больше. Это не считая "Посейдона" и кучи других применений.
Отредактировано: BlackShark - 22 янв 2020 20:17:16
  • +1.51 / 55
  • АУ
ОТВЕТЫ (28)
 
 
  Danila96 ( Слушатель )
23 янв 2020 06:08:44

 
Возникает вопрос.
Если для своей территории вопрос понятен, или для открытого океана, то в другие страны для измерения гравитационных аномалий вряд ли пустят. Тут получается только гибридная система - часть пути по такой системе навигации, а далее ИНС. Вопрос накопления ошибок.
Имеет ли вообще смысл такое? Все равно в случае войны спутники навигации вынесут не сразу, они еще долго будут висеть.
  • +0.08 / 3
  • АУ
 
 
  Senya ( Практикант )
23 янв 2020 06:31:26

Формально как на источник ссылаются на https://zvezdaweekly…4r2ut.html
Но на АО «НТЦ «ИНТЕРНАВИГАЦИЯ» практически то же самое, но без самых одиозных журналяпов. Из перечисленного разве что точное позиционирование ПЛАРБ в "бастионах".
  • +0.49 / 18
  • АУ
 
 
 
  Yura_L ( Слушатель )
24 янв 2020 14:18:47

О господи... 
На этой самой ИНТЕРНАВИГАЦИИ - такие шедевры - что РЕН-ТВ корежит от зависти...
Если бы я не слыхал про навигации по физическим полям от серьезных ребят из ВНИИФТРИ, то посчитал бы это просто очередной псевдонаучной байкой. 
Хотя мое мнение - точность навигации по магнитным и гравитационным полям - чуть хуже, чем никакая. И геморроя при определении местоположения - намного больше, чем в любом из других способов. 
Тут такая штука - погрешность определения местоположения определяется погрешностью измерения данного параметра (в данном случае гравитационного или магнитного поля), и градиентом этого поля. 
Надо сказать, что точность измерения гравитационного поля составляет 0.1% для неподвижного объекта , а на движущемся объекте - намного хуже. А вот само поле в зависимости от расстояния - меняется не просто медленно, а ОЧЕНЬ медленно. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на карту высот геоида - гравитационное поле и форма геоида взаимно связаны. Я думаю, точность тут будет десятки км или хуже. 
Что касается карты гравитационных аномалий - то тут основные измерения производятся с помощью спутников. И обратно, гравитационные аномалии используются в первую очередь для расчета орбит. 
Сами гравитационные аномалии представляются в виде сферических функций. В настоящее время известно более 300 гармоник, и предполагается довести их до 1000. А это миллион коэффициентов. Для всего гравитационного поля Земли. 
  • +0.62 / 17
  • АУ
 
 
 
 
  Senya ( Практикант )
24 янв 2020 14:43:43

Ну они хотя бы убрали открытие квантовой механики российскими учёными.

Так это и был изначальный вопрос. Все понимают, что статья на уровне белого шума, но интересно, что за ним могут прятать.
  • +0.39 / 15
  • АУ
 
 
 
 
 
  Yura_L ( Слушатель )
24 янв 2020 16:27:12

Пока я слыхал только заявления, а конкретно никто ничего не говорит. Возможно, что на самом деле все совершенно не так, как это заявляют.
Кстати, один камрад, спец по авиации, говорил, что с помощью обычного акселерометра, измеряя силу тяжести, можно определить абсолютные координаты с хорошей точностью. 
Смысл в том, что широта и долгота - это по сути направление силы тяжести в геоцентрической системе координат. А система из трех акселерометров умеет измерять вектор силы тяжести. Для определения координат нужно только знать направление осей геоцентрической системы. А эти оси можно сохранить из точки вылета с помощью хорошего гироскопа. 
Так что вполне реализуемая система. 
Если говорить о точности, то с помощью хороших акселерометров вектор силы тяжести измеряют с точностью до 20 угл. секунд - это треть от угловой минуты. Если перевести это в широту-долготу, то угловая минута - это морская миля. Следовательно, погрешность составляет треть от морской мили, т.е. пол-километра. 
ЗЫ. Если говорить про аномалии гравитационного поля, то они на несколько порядков меньше величины этого гравитационного поля. Соответственно, на несколько порядков будет хуже точность. Поэтому у меня очень скептическое отношение к этой затее. 
  • +0.13 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
24 янв 2020 19:45:34

Можно предположить, что гравитационные аномалии - это как раз то, что мешает точно определить место по гироскопу с отвесом, так как из-за них отвес направлен не совсем на центр земли. Тогда карта гравитационных аномалий, где указаны отличия гравитационной вертикали от направления на центр Земли (по аналогии со склонением компаса) - то, что надо.
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  ВТБ! ( Слушатель )
24 янв 2020 19:53:37

Получается не самостоятельная система позиционирования, а карта поправок к системе на основе гирокомпаса.
  • +0.12 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Yura_L ( Слушатель )
25 янв 2020 05:11:15

Эти гравитационные аномалии - на уровне погрешности  акселерометров.  А вот при движущемся объекте всякие ускорения - они намного больше, и они очень сильно влияют.
Но в космосе - они очень даже сказываются. 
Собственно, гравитационные аномалии наиболее востребованы при расчете орбит.  Ну и конечно, в геодезии для определения формы геоида.
  • +0.29 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
25 янв 2020 11:22:42

Дык, народ меня и поправил, что "...для разработки ПЗ...". Это если о боевых ракетах вспоминать.

Ну да. Точность определение координат точек старта и цели (в том числе Н над уровнем моря) тоже вносит свою долю в "точность стрельбы".Подмигивающий
  • +0.18 / 6
  • АУ
 
 
 
 
  BlackShark ( Эксперт )
24 янв 2020 16:24:04

Нет. Никто бы не стал и связываться с таким. ИНС с их нынешней точностью бы хватило как автономной системы.
  • +0.27 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
  Yura_L ( Слушатель )
24 янв 2020 16:32:27

Так я несколько раз пытался выведать у камрадов, которые заявляли, что такие работы ведутся, как это работает, но те молчат, как рыба об лед...
Да и я бы, наверное, тоже молчал, если бы плотно занимался этой тематикой. Тема, как я понимаю, весьма специфическая. 
  • +0.51 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Danila96 ( Слушатель )
24 янв 2020 16:39:50

 
Еще бы.
Январь.
Снега в Сибири умотаться, Веселый
  • +0.08 / 1
  • АУ
 
 
 
  k3sv ( Слушатель )
25 янв 2020 12:11:47

а что есть такие компактные приборы чтобы мгновенно и точно измерить гравитацию с высокой точностью ?
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  rommel.lst ( Практикант )
25 янв 2020 13:42:05

Просвещайтесь.
Это метод старый, есть более продвинутые, когда для повышения точности позиционирования "пробного" спутника используется еще и СНС.
  • +0.29 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
  k3sv ( Слушатель )
25 янв 2020 17:44:41

хитро Улыбающийся
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  kpago ( Слушатель )
25 янв 2020 17:12:19

Смотря что понимать под словом "компактные". Для определения УСТ существуют гравиметры, которые бывают абсолютными и относительными. Абсолютные - подбрасывают пробное тело (шарик) и по траектории его движения определяют значение ускорения силы тяжести. В принципе, акселерометр, ось чувствительности которого, направлена по направлению отвеса тоже измеряет УСТ. Относительные гравиметры - определяют приращение УСТ от точки с известным значением, до определяемой.
  • +0.16 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
  Радонеж ( Слушатель )
25 янв 2020 17:24:02

Как только точность соблюсти на подвижной плавающей вро всех смысла платформе? Учитываются ли при расчетах трасс впоследствии приливные волны? Солнце? Луна? Или их влияние ничтожно?
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  kpago ( Слушатель )
25 янв 2020 17:41:16

Для подвижного агрегата (или ПЛ) гиростабилизированная платформа. АПНГК на Тополе-М / Ярсе в землю задавливается и развязывается от агрегата.
ЦитатаУчитываются ли при расчетах трасс впоследствии приливные волны? Солнце? Луна? Или их влияние ничтожно?


Сомневаюсь. Почти уверен, что не учитываются.
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
  Luddit ( Слушатель )
23 янв 2020 07:57:58

А дипломаты на что? Ну и подлодкам океана хватит, а ведь это именно для них сверхактуально - знать своё место не всплывая и не используя ничего излучающего.
Кстати, а не связан ли американский прессинг наших дипломатов с тем, что они начали много и нудно колесить по стране?
  • +0.13 / 8
  • АУ
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
23 янв 2020 08:20:55

1. Спутники - прекрасный инструмент для построения точнейшей гравитационной карты Земли. Гуглите GRACE.
2. Такие гравитационные модели вполне себе применимы в СУ ракет с ИНС.
  • +1.14 / 25
  • АУ
 
 
 
  Sewer Endemic ( Слушатель )
23 янв 2020 08:52:42

Если быть точным, то применяют их при расчёте ПЗ. БЦВК ракеты сильно ограничен по памяти. Сейчас, конечно, не настолько, как в те легендарные времена, когда на 133-й серии вычислители делали, но всё же, всё же...
  • +0.28 / 6
  • АУ
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
23 янв 2020 09:03:06

А это возможно в принципе - измерив поле на высоте 500 км, создать карту, пригодную для движения на уровне земли? Или максимальное разрешение будет того же порядка, что и высота измерений?
  • +0.13 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
23 янв 2020 09:20:04

Там чуть-ли не изменение популяции китов в Мировом океане учитывается.
Как-бы даже не слишком точные карты получаются для применения в ИНС.
Погуглите "спутники GRACE и GRACE FO".
  • +0.35 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
23 янв 2020 09:27:12

Так погуглил. "В 2006 группа исследователей во главе с Ральф фон Фрезе[en] и Ларами Поттс[en] по данным GRACE обнаружила в Антарктиде геологическое образование диаметром около 480 км"
Причем не факт, что 480 - это не уточненное значение по результатам наземных/воздушных исследований.
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
23 янв 2020 09:46:41

Гуглите ещё.Подмигивающий
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
  Диамант ( Слушатель )
24 янв 2020 21:32:10


Если аппаратуру можно в самолет вставить, то договор по открытому небу в помощУлыбающийся
  • +0.10 / 2
  • АУ
 
  Dunkeld ( Слушатель )
23 янв 2020 11:07:24

Дык  подобные "карты гравитации" уже давно составляются, по крайней мере по трассам МБР/БРПЛ, не для навигации только а для более точного просчета ПЗ, там "дребезг g" дает приличный вклад в КВО
  • +0.40 / 9
  • АУ
 
  gorgonix ( Слушатель )
23 янв 2020 13:33:39

А как же быть с этим?
https://youtu.be/CsSQckMQxrc
  • -0.12 / 4
  • АУ