На украинской
железной дороге намечаются большие перемены. 22 января на экономическом форуме в Давосе был подписан меморандум с немецкой Deutsche Bahn.
Алексей Кущ считает, что немцам "Укрзализница" не нужна. По крайней мере, в существующем виде. "Вполне возможно, что речь идет о выделении кредита под наши железные дороги. Этим поясняется "десант" Deutsche Bahn в Украине - они хотят провести аудит и понимать, на что будут тратиться деньги", — считает эксперт.
"Пока нет четких правил УЗ никому не нужна, а правила не могут никак выписать. Идут разборки "под ковром". Немцы, видимо, в очередной раз пытаются застолбить территорию, но не беря пока на себя особых обязательств. Есть такая тактика - засылать своих советников и консультантов, чтобы хоть как то контролировать ситуацию", — считает и аналитик компании «Европатруль» (исследования транспортных рынков) Вячеслав Коновалов.
Напомним: "Укрзализниця" является государственной компанией и входит в список объектов, которые запрещено приватизировать, что недавно подтвердил Кабмин.
Но теоретически остается возможность концессии или, как минимум, оперативного управления. А так как было сказано о "привлечении немецких специалистов" и "управленческого опыта", а также об инвестициях, можно предположить, что на данном этапе речь может идти именно об оперативном управлении и приведении находящейся не в лучшем состоянии "Укрзализници" в "товарный вид".
Как рассказывают работники самой УЗ, в течение ближайших 6 месяцев в компанию должны прибыть несколько групп немецких специалистов. Понятно, что речь не о рядовых железнодорожниках. Скорее всего, немцы станут консультировать управленцев УЗ по ключевым направлениям.
Главная интрига — чем закончатся такие "консультации". Эксперты считают, что идея о "помощи" украинским коллегам "специалистами и деньгами" вряд ли принадлежит самой Deutsche Bahn. "Эта компания сама субсидируется германским правительством, получая в качестве дотаций 16 млрд евро в год. И "Укрзализниця" для нее, скорее, конкурент чем партнер", — говорит экс-министр инфраструктуры Александр Кава. Он не исключает, что для немцев может быть интересен контроль над грузовыми перевозками по территории Украины. Так что не исключено, что в будущем Deutsche Bahn попытается прибрать их к рукам.
Также, по его мнению, вряд ли речь может идти о новом кредите для УЗ. "Компания находится в таком состоянии, что новых кредитов уже не потянет. У нее и так высокая долговая нагрузка при сомнительных источниках ее погашения", — говорит он.
Кредитный портфель госкомпании в 2019 году достиг 40,8 млрд гривен. а на конец этого года составит 46,4 млрд. В 2020 году УЗ должна погасить около 12 млрд гривен.
Поэтому эксперты всерьез обсуждают некую конспирологическую версию. Что, дескать, Deutsche Bahn в Украину командировали немецкие власти. И заполучить контроль над нашей железной дорогой, якобы, - только часть плана. "Вначале немцы активно лоббируют открытие украинского рынка земли и продажу земли иностранцам. Потом некие "немецкие фермеры" пишут обращение к министру экономики Тимофею Милованов, в котором возмущаются тем, что их отодвигают от угодий в Украине, которые они уже обрабатывают. Далее появляются железнодорожники. Цепочка может быть следующая: земля- зерно- его логистика по ж/д в Европу. Именно с прицелом на такую схему Германии могут быть интересны наши рельсы", — рассказал наш источник.
ссылка