либо Гончарук ошибся, либо просто сболтнул лишнего, а немцы пока раскрывают не все карты. Ведь понятно, что в меморандуме вряд ли есть подробности о передаче в управление на 10 лет. Так как это документ о намерениях, в нем может быть зафиксирована разве что готовность к сотрудничеству, а она как раз включает консультации, которые немцы и признали. А что последует за "консультациями" — пока можно только гадать.
Есть и еще одно существенное различие между формулировками Гончарука и Deutsche Bahn. "Если нашу железную дорогу немцы возьмут в управление, то им придется за это платить. Как минимум, за использование инфраструктуры. А если они будут оказывать консультационные услуги, то платить придется уже нам", — пояснил аналитик института Growford Алексей Кущ.
"Deutsche Bahn — это не благотворительная организация и консультировать просто так она нас не будет. Такие услуги могут обойтись УЗ в миллионы евро. И пока неясно насколько оправданными будут подобные затраты", — говорит экс-министр инфраструктуры Александр Кава.
Впрочем, похоже, что власти намерены отдать в управление иностранцам всю стратегическую транспортную инфраструктуру страны, а не только железную дорогу. Так, порты планируют отдать в концессию на 30 лет. Этот процесс, собственно, уже стартовал. Концессионером Херсонского порта стала компания "Ризоил".
........
Это первый в Украине проект по концессии морпортов, но власти собираются пустить по такой же схеме и другие порты. На очереди порт "Ольвия" в Николаеве. А затем будут готовится к концессии также порты в Одессе, Мариуполе, Бердянске и порт "Черноморск". Их хотят передавят в концессию на 30 лет, а самого концессионера будут выбирать на конкурсе.
Херсонский порт, который ,первым пошел под концессию, убыточный. В прошлом году он сработал в минус почти на 16 млн гривен. Но при этом его грузооборот вырос на 23,7%, до 3,8 млн тонн. Это около 3% общего грузооборота украинских портов. Через херсонский порт проходит в основном продукция хипрома (удобрения), металл, уголь, ферросплавы.
Победитель концессионного конкурса — компания "Рисоил". Назвать ее системным или "западным инвестором" сложно. Конечными бенефициарами компании являются бизнесмены грузинского происхождения Давид Бежуашили и Шота Хаджишвили. Соучредитель "Ризоил" — грузинская компания Georgian industrial Group — также владеет частью пакета акций (около 30%) нашего фармпредприятия "Индар".
Другой учредитель "Рисоил" — Risoil S.A — владеет несколькими терминалами в украинских портах (в частности, в Южном, в порту "Черноморск"), маслоперерабатывающим заводом "Биол Универсал Украина", элеваторами в Одессой области.
На порт "Ольвия", по данным Мининфраструктуры, претендуют две компании из Украины и одна из Катара, но их названия пока не разглашают.
Сейчас в государственных портах работает немало частных стивидорных компаниях. По мнению Александра Кавы, в передаче в концессию небольших портов нет ничего плохого. Впрочем, как показывает прошлый опыт передачи частным инвесторам в управление государственных объектов, на практике такие истории заканчиваются почти всегда одинаково. "Управленец" попросту выжимает госкомпанию, оставляя ее на выходе еще и с массой долгов, — говорит Кравец.
ссылка