Президент Зеленский созвал срочное заседание Совета национальной безопасности и обороны по поводу «провокации боевиков с прорывом позиций украинских войск в районе разведения сил». Обострение на фронте совпало с двумя датами: годовщиной Дебальцевского котла и годовщиной расстрела на майдане. Это усилило истерику патриотов.
В настоящее время бото-ферма Порошенко разгоняет в сети «зраду»: «вот вам хваленый мир от Путина, вот чем закончилась попытка Зеленского заглянуть в глаза российского президента». «Членша» фракции «ПЕС» Ирина Геращенко заявляет о «потере украинской стороной двух «опорников». Скорее всего, она не понимает, о чем говорит, но это не важно.
МИД Украины даже сделал заявление в «Твиттере» в связи с «эскалацией конфликта после последней российской атаки, что нарушает договоренности, достигнутые на встрече в «нормандском формате». Информационная активность украинской «партии войны», о которой даже стали забывать в последнее время, достигла максимума. Призывают «дать адекватный ответ реваншистам», «немедленно выйти из Минских соглашений и «нормандского формата» и «провести контрнаступление». Плюс традиционные крики о строительстве «стены Яценюка». Сразу же поднялась взволнованная европейская общественность, посыпались заявления послов ЕС. Все «обеспокоены эскалацией конфликта».
Что произошло на самом деле? Это был довольно внятный и четкий ответ на хаотичные и бессистемные попытки Зеленского и его нового главы Офиса Ермака провернуть авантюру с «новыми драфтами мирного процесса». После последней встречи в «нормандском формате» были достигнуты некие устные договоренности, которые тупо не выполнялись. Более того, под влиянием Ермака украинский президент начал на коленке писать некую «новую платформу для переговоров». Из риторики Зеленского практически полностью исчезли Минские соглашения, выполнения которых требует Россия. Вместо этого появилась куча хаотических инициатив, получивших название «формула Зеленского». Андрей Ермак почти публично заявляет о том, что у него великолепные «коммуникационные связи с заместителем главы администрации президента РФ Козаком» и он разработал новый «драфт» соглашений. Символ «российской партии войны» Сурков уходит в отставку, он, Ермак, все быстро решает с Козаком. «Донбасс сливают Украине».
Отсюда идея с проведением 25 октября местных выборов по всей территории Украины, включая Крым. Офис президента категорически отказывается вести переговоры с «лидерами так называемых республик». Вот проведем «выборы», получим «новую, легитимную власть» и начнем договариваться. На ходу меняется алгоритм действий, прописанный в той же формуле Штайнмайера. Причем, судя по «Телеграм-каналам», контролируемым Офисом президента, все происходящее воспринимается Ермаком и Зеленским как игра на повышение ставок. И якобы президент Украины «повышает ставки»: запускает «платформу примирения во главе с бывшим «кварталовцем» Сергеем Сивохо», начинает вещание пропагандистского телеканала на «оккупированные территории». Появляются инициативы о «совместном патрулировании ВСУ, РФ и представителями ДНР и ЛНР» украинско-российского кордона, «секторальном разведении сил», «коридоре безопасности с участием ОБСЕ». Делается все возможное, чтобы отвлечь внимание от выполнения Минских соглашений. Точнее, от отказа от их выполнения. Демонстративно отказано в закреплении особого статуса «непризнанных республик». Проект конституционного закона о децентрализации вычищен от малейших упоминаний об «автономии». Последним намеком Зеленскому на необходимость выполнения договоренностей был план «12 шагов к миру», подготовленный украинскими, европейскими и российскими экспертами. Президент Украины публично его отверг с формулировкой «нельзя договариваться за спиной нашей нации».
Для Офиса президента война стала виртуальной стрелялкой, для «победы» в которой необходимы нужные сочетания клавиш и «драфты». А тут вон оно что получилось… Отнюдь не виртуальная игра и отнюдь не виртуальные игроки. Ну что, доповышались со ставками?
Благодаря идиотизму Ермака Зеленский оказался перед четким выбором: либо возвращаться к воинственной риторике Порошенко с его непрерывными истериками и «контрнаступлениями», либо выполнять соглашения в «нормандском формате». Глава Офиса президента пытается «разрулить» ситуацию, однако у него ничего не получается. Все его контакты в Москве тупо отсылают к результатам встречи в Париже. Игры закончились. Никакой «формулы Зеленского» быть не может. Выборы 25 октября – это, конечно, прекрасно, но почитайте на сон грядущий основные пункты соглашений, подписанных в Минске. Когда и на каких условиях их следует проводить.
Если Зеленский выберет «драфт» (любят в Офисе президента это дебильное словечко) Порошенко, то это его политический конец. 73 процента голосовали за прекращение войны, а не за реинкарнацию Петра Алексеевича. И пока президент Украины как бы это понимает. Во всяком случае, после заседания Совбеза Зеленский заявил, что «произошедший бой на Донбассе не изменит курс на прекращение войны». Намек он понял. Однако это вообще ничего не означает. У Зеленского точка зрения меняется пять раз в день. Тут главное, чтобы Ермак опять не начал свои игры в «формулу Зеленского». Этот лишь приведет к еще более печальным последствиям.
Александр Яблоков