Иеромонах Иов (Гумеров)
Гипотеза, которая никогда не была доказана
Молодой Дарвин
Эволюционисты пытаются представить концепцию Ч.Дарвина как результат творческой обработки тех наблюдений, которые он сделал во время кругосветного плавания в 1831 — 1836 годы. На самом деле этот естественнонаучный материал, им собранный, позволил придать характер научного открытия идеям, которые начали формироваться еще в 18 веке и являются порождением идеологии «эпохи просвещения». Эразм Дарвин (1731 — 1802), дед Чарльза Роберта Дарвина, который никогда не бывал на Галопагосских островах и не делал наблюдения над клювами вьюрков, излагал идеи, удивительно сходные мыслям автора «Происхождения видов». В работе Zoonomia Э. Дарвин писал: «Когда мы вспомним метаморфоз животных, от головастика до лягушки, во-вторых, изменения, происходящие при искусственной культуре, как это имеет место у лошадей, собак и овец; в третьих, изменения, происходящие в зависимости от условий климатических и сезонных, как появление волос вместо шерсти у овцы в теплом климате и белую окраску зайцев и куропаток северных стран зимою; далее, если мы обратим внимание на изменения структуры, вызванные привычкой, а именно — у людей различных профессий, или изменения, происшедшие при искусственных повреждениях и влияниях во время утробной жизни, как-то при скрещивании видов и возникновении уродств; в четвертых, если мы обратим внимание на единство плана строения всех теплокровных животных, мы придем к заключению, что они одинаково произошли от сходного волокна». Наконец, в пятых, по мнению Э. Дарвина, все животные претерпевают изменения, которые происходят вследствие упражнения, вызванного удовольствием или приятным ощущением и которые из этих приобретенных склонностей и форм передаются потомству. Он пришел к мысли о значении окраски животных, как средства быть незаметными и потому быть защищенными. У Э.Дарвина имеются также высказывания о половом отборе. Он считал, что рога самца-оленя приобретены не для защиты или борьбы, а как украшение, и что битвы самцов имеют целью обеспечить сохранение вида посредством более сильных и активных особей.
Нетрудно проследить духовно-генетическую связь дарвиновского учения с основными философско-идеологическими идеями конца 18 – первой половины 19 столетия. Иногда говорят об эволюции религиозного сознания Ч.Дарвина. Но если иметь в виду, что эволюция по определению ее сторонников является восхождением и совершенствованием, то надо признать, что самый знаменитый эволюционист прошел в своей духовной жизни путь в противоположном направлении – путь упадка и деградации. Во время учебы Ч.Дарвин был еще традиционным представителем англиканской веры, хотя уже тогда начинали прорастать семена разрушительного сомнения. Позже он писал: «я не мог без колебаний заявить, что верю во все догматы англиканской церкви» (Ч.Дарвин. Воспоминания о развитии моего ума и характера. Часть вторая). В 1825 г. он поступил в Эдинбургский университет, чтобы стать врачом. Однако учеба шла малоуспешно. Тогда отец Роберт Уоринг предложил ему учиться на священника. С этой целью он поступил в Кэмбридж (1828 – 1831). Предстояло сдавать заключительный экзамен. «Я старательно прочитал поэтому книгу Пирсон о вероучении (Pearson on the Creed) и несколько других богословских книг, а так как у меня не было в то время ни малейшего сомнения в точной и буквальной истинности каждого слова Библии, то я скоро убедил себя в том, что наше вероучение необходимо считать полностью приемлемым» (Ч.Дарвин. Воспоминания о развитии моего ума и характера. – Соч. т.9, М., 1959). Из приведенного отрывка видно, что в этот период Ч.Дарвин хорошо изучил труды выдающегося христианского апологета архидиакона У.Пэйли (1743 – 1805) – автора трудов: Взгляд на христианские свидетельства (Paley W. A View of the Evideces of Christianity, 1794); Естественное богословие, или Свидетельства о существовании и атрибутах Божества (Natural Theology: or, Evideces of the Existence and Atributes of the Deity, 1802). Ему принадлежит, в частности, логически четкое построение телеологического доказательства бытия Божия. Предельно кратко его можно сформулировать так: кто найдет в поле часы, тот сделает верный вывод о том, что их создал часовой мастер, поскольку они имеют сложную конструкцию и назначение. Мироздание несоизмеримо превосходит часы сложностью и многообразием средств, устроенных для достижения целей (один только человеческий глаз показывает, как разумно сконструирована природа). Это однозначно предполагает великого Конструктора. Можно доказать, что у природы существует только один Конструктор, так как в ней ясно просматривается единство замысла для всех ее частей. Против этого довода ни разу не приходилось слышать ясные и весомые возражения. Все обычно сводится к риторике и словопрениям, в которых присутствует странная мысль, что за миллиарды лет все возможно.
«Для сдачи экзамена на степень бакалавра искусств необходимо было также изучить сочинения Пейли Основания христианства [«Evidences of Christianity»] и Нравственная философия [«Moral Phylosophy»]. Я проделал это самым тщательным образом и убежден, что мог бы по памяти полностью изложить Основания и притом очень точно, но, разумеется, не таким ясным языком, как у Пейли. Логика этой книги и, могу прибавить еще, его Натуральной теологии [«Natural Theology»] доставила мне такое же удовольствие, как Эвклид» (Воспоминания…).
По окончании Кембриджа Ч.Дарвин не стал священником, а отправился в кругосветное плавание (1831 – 1836). Ему было 27 лет. В это время он оставался еще верующим христианином. «Во время плавания на “Бигле” я был вполне ортодоксален; вспоминаю, как некоторые офицеры (хотя и сами они были людьми ортодоксальными) от души смеялись надо мной, когда по какому-то вопросу морали я сослался на Библию как на непреложный авторитет. Полагаю, что их рассмешила новизна моей аргументации» (Ч.Дарвин. Воспоминания о развитии моего ума и характера). Любимым поэтом его в это время был Джон Мильтон (1608—1674). Отправляясь в путешествие на “Бигле”, Ч.Дарвин имел возможность взять с собою не более одной книги. Он выбрал Потерянный рай Мильтона. Ч.Дарвин много раз перечитывал поэму, вдохновленную святой Библией:
Но прежде ты, о Дух Святой! — ты храмам
Предпочитаешь чистые сердца,-
Наставь меня всеведеньем твоим!
Ты, словно голубь, искони парил
Над бездною, плодотворя ее;
Исполни светом тьму мою, возвысь
Все бренное во мне, дабы я смог
Решающие доводы найти
И благость Провиденья доказать,
Пути Творца пред тварью оправдав
(Книга первая).