Цитата: Technik от 13.03.2020 18:50:52Вот все время, тасазать, "мучает" один вопрос... А был ли вообще шанс заставить нормально - как теоретически предполагалось - заставить работать Н-1, если только на первой ступени 30 (!!!!) двигателей?
Вопрос из вопросов. У Маска вон получилось, правда на пакете и с несущими баками...
Цитата: Technik от 13.03.2020 18:50:52Ведь это ТРИДЦАТЬ, прошу прощения за дурацкий термин, систем обеспечения работы двигателей, топливных магистралей, систем контроля и прочего... Не в курсе причин аварий, но заставить надежно работать не каждый отдельный двигатель, а всю СИСТЕМУ... У меня при одной только попытке представить ее сложность лысина встает дыбом, не говоря уже про остатки шевелюры...
Вот здесь хорошо написано про систему управления, в том числе систему контроля ракетных двигателей (КОРД). Бытующее в отрасли, опять же изустное, что мнение ракета такой конструкции и с таким числом осцилляторов (источников виброактивности) на первой ступени изначально была обречена. Не факт, что помогли бы стендовые испытания ступеней, которых и не было...
Что касается самих двигателей, то опроверги надрачивая на НК-33 забывают об одной вещи (точнее они о ней просто не знают) – НК-33 на ракете Р-1 не летал. Летал НК-15, а это совсем две больший разницы.
Во-первых, конструкция НК-15 не обеспечивала проведение огневых испытаний каждого экземпляра двигателя перед поставкой. КВИ две штуки от партии из восьми, т.е. на ракету ставились двигатели, которые не испытывались на огне.
Во-вторых, в ТНА двигателя НК-15 не было автомата осевой разгрузки (АОР). Дело в том, что в ТНА с осевой турбиной создается мощная усилие направленное вдоль оси ротора. В современных двигателях она компенсируется АОР, который за счет высокого давления после насоса создаёт усилие направленное в противоположную сторону от того, которое создаёт турбина и тем самым разгружает ротор. Такой приблуды в НК-15 не было, а осевая нагрузка там воспринималась подшипником. А в условиях мощных широкополосных вибраций могло возникнуть (и скорее всего возникало) такое нагружение которое разрушало подшипник.
Причем главная пакость заключается в том, что для такой ситуации комбинация влияющих факторов и их номенклатура является сугубо случайной. Индивидуальные особенности ротора (в пределах допусков), индивидуальные особенности подшипника (в пределах допусков), индивидуальные особенности посадочных мест (в пределах допусков), покрытий, крепления ТНА, крепления двигателя и т.д и т.п. В общем, как в том широко известном в узких кругах афоризме
"Дефект единичный, случайный, на работоспособность влияет, на задел не распространяется. Наиболее вероятной причиной дефекта явилось крайнее сочетание неблагоприятных неустановленных факторов" ©
P.S. Кстати, злые языки бают, что фраза абсолютно реальная и реально была написано в акте по аварии Р-9 хитровы2,71...нами самарцами...