Рабочая группа по ценам и безопасности поставок европейского агентства ESA подготовила в марте 2020 года доклад, в котором проанализировала доступность ядерного топлива в Евросоюзе с точки зрения безопасности поставок.
Европейские возможностиАтомная энергетика остаётся важной составной частью энергетического баланса Евросоюза. На момент публикации доклада в 14 странах ЕС действовало 126 коммерческих блоков АЭС и ещё пять блоков были на стадии строительства.
На долю атома приходится более 25% от общей выработки электроэнергии в странах EU-28.
Потребность Евросоюза в природном уране составляет приблизительно одну четвёртую от общемировых потребностей. Евросоюз располагает собственными ресурсами природного урана, однако их разработка не оправдана в современных экономических условиях, поэтому 100% урановых потребностей ЕС удовлетворяет за счёт импорта.
Следует отметить, что потребности в природном уране для АЭС Евросоюза частично снижаются за счёт применения MOX-топлива и регенерированного урана. В докладе указывается, что из таких материалов фабрикуется от 8% до 10% топлива, загружаемого на европейских реакторах.
Соотношение между собственными и импортными услугами по конверсии урана составляет примерно 40:60. Для услуг по обогащению урана соотношение составляет 60:40.
Атомная отрасль Евросоюза располагает возможностями для всех стадий ЯТЦ - добыча, конверсия, обогащение, фабрикация, переработка, проектирование реакторов и эксплуатация блоков АЭС.
Особенно важное значение для обеспечения безопасности топливных поставок в ЕС имеют такие объекты ЯТЦ, как конверсионный завод "Philippe Coste" (Франция), разделительный завод "Georges Besse II" (Франция), три разделительных завода в Германии, Нидерландах и Британии, пять заводов по фабрикации топлива в Германии, Франции, Испании, Швеции и Британии и завод по переработке ОЯТ во Франции.
Урановые запасы эксплуатирующих организаций Евросоюза таковы, что смогут обеспечить загрузки коммерческих реакторов в среднем на протяжении трёх лет.
Европейские рискиРабочая группа выделила 10 рисков, представляющих наибольшую опасность для атомной энергетики Евросоюза с точки зрения безопасности поставок.
Риск №1. Нехватка транспортных хабов, открытых для перевозок ядерных материалов.Ряд портов в Европе принял решение более не принимать перевозки ядерных материалов. Так, недавно это произошло в Гамбурге, где отказ от таких перевозок был включён в коалиционное соглашение политических партий, после чего порт добровольно обязался следовать этому отказу.
Кроме того, возрастает число транспортных компаний, запрещающих перевозки делящихся материалов на своих судах - например, "Grimaldi", "Hapag Lloyd" и "Stena Line".
Последствием могут стать краткосрочные и среднесрочные прерывания в поставках, задержки и отказы в транспортировке, что, в свою очередь, скажется на стоимости эксплуатации АЭС и в состоянии даже поставить эксплуатацию под угрозу.
Риск №2. Нехватка инвестиций в конверсионные мощности.Наличествующие мощности по конверсии урана на протяжении последних лет значительно превышают потребности. В совокупности с расширенным использованием вторичных источников урана это создало депрессивную обстановку на рынке.
Как результат, ряд конверсионных заводов остановил свою работу, а оставшиеся существенно снизили свою производительность по сравнению с проектными значениями. Усложняют задачу и всё более строгие требования по экологии, безопасности и физической безопасности.
Всё вышесказанное не способствует притоку инвестиций в конверсионный сектор ЯТЦ. В средне- и долгосрочной перспективе это создаёт риски, так как существующие конверсионные заводы со временем будут закрываться по окончанию сроков службы.
Риск №3. Постоянное снижение объёмов производства урана и сокращение геологоразведочных работ.Данный риск образовался вследствие текущей экономической ситуации. При низких ценах добывающие компании сокращают объёмы произволства, приостанавливают работы на некоторых рудниках или вообще закрывают их.
Следует учесть, что сокращение объёмов производства добывающие компании обычно рассматривают как промежуточный шаг, так как сокращение добычи означает падение доходов при почти неизменных расходах.
Если неблагоприятная обстановка на рынке сохранится в течение долгого времени, то добывающие компании приступят к закрытию рудников, а это в будущем может привести к дефициту природного урана.
Риск №4. Недостаток гармонизации и чрезмерное регулирование транспортных перевозок.Регулирующие органы, выдающие разрешения на перевозки ядерных материалов, исповедуют в разных странах разные подходы. В результате планирование таких перевозок становится сложным делом, а сами перевозки зачастую требуют много времени.
ООН выпустила рекомендации по перевозкам опасных грузов, а в Евросоюзе создана ассоциация компетентных органов 22 стран, способная упрощать ядерные перевозки. Тем не менее, до сих пор на уровне Евросоюза отсутствует возможность получения единой лицензии на ялерные перевозки, и административные сложности могут затруднить доставку ядерных материалов.
Риск №5. Временные приостановки работ по конверсии или нехватка услуг по конверсии.Риск во многом связан с риском №2. Выделить его рабочая группа, скорее всего, решила под впечатлением от событий 2017 года, когда в США
останавливались работы на заводе компании "Honeywell".
Риск №6. Нехватка инвестиций в новые рудники.Также достаточно очевидный риск, вызванный текущим положением дел на рынке. В средне- и долгосрочной перспективе может привести к дефициту природного урана.
Риск №7. Временное прекращение добычи на урановых рудниках.Риск связан с риском №3, однако здесь имеется в виду прекращение работ из-за аварий, затоплений или геополитических проблем. Может привести к резкому росту спотовых цен на уран.
Между прочим, рабочая группа оценивает вероятность подобных событий достаточно высоко - "3" по четырёхбалльной шкале, где "4" соответствует "очень вероятно".
Риск №8. Политические ограничения.Данному риску в докладе рабочей группы посвящён длинный текст, написанный явно по следам попыток ввести в США квоты на поставки природного урана.
Если кратко резюмировать написанное, то можно отметить следующее. Группа признаёт, что уран и услуги по обращению с ним могут быть в любой момент стать предметом запретов или ограничений (повышенных или запретительных пошлин, квот и так далее), причём эти меры могут быть направлены как против отдельных стран, так и повсеместно.
Причины для принятия мер могут быть любыми. Их ввод в действие может быть немедленным, или они могут выступать в качестве потенциальной угрозы, а действовать они могут как против новых контрактов, так и против уже существующих, причём политики не станут принимать во внимание даже факты наличия исторически сложившихся деловых связей.
Противостоять риску, считает рабочая группа, нужно путём создания стратегических запасов, диверсификацией поставщиков и отслеживанием на регулярной основе политической ситуации вокруг и в странах-поставщиках.
Риск №9. Разрыв поставок вследствие политической нестабильности.Сюда входят такие события как ослабление законности и порядка, выход из международных соглашений, пиратство, терроризм, мятежи, региональный сепаратизм, перевороты и гражданские или международные войны.
Риск №10. Чрезмерная зависимость от единственного поставщика топлива.Удивительно, но в описании данного риска рабочая группа сумела удержаться от прямого упоминания блоков с ВВЭР.
Группа считает, что данный риск может результироваться в прерывании поставок по таким причинам как проектные и лицензионные проблемы, политические риски, затруднения с логистикой, а также может привести к "неконкурентным ценам".
Группа считает необходимым повышать конкуренцию между поставщиками топлива. Также она полагает, что лицензирование альтернативных производителей топлива должно стать "общей целью" всех эксплуатирующих организаций Евросоюза.
Между прочим, трактовать эту рекомендацию можно с двух сторон. Очевидно, что группа имеет в виду способствование проникновения топлива "Westinghouse" на европейские блоки с ВВЭР. Но точно также эту рекомендацию можно приложить и к российскому проекту "ТВС-Квадрат", так как появление этого топлива в Евросоюзе однозначно поможет делу повышения конкуренции между поставщиками.