• ...
Дискуссия Новая   385

До какого озверения может дойти бывший культурный человек, на примере барона Унгерна

20 мая 2020 в 16:39   AndreyK-AV
До какого озверения может дойти бывший культурный человек, на примере барона Унгерна
Замечательное биографическое исследование
Юзефович Л.А. Самодержец пустыни.

«Барон стоял на грани почти гениальности и безумия, — писал о нем современник. — Он принадлежал к величайшим идеалистам и мечтателям всех времен». 

«Мистицизм барона, — писал знавший его лично колчаковский офицер Борис Волков, — убеждение в том, что Запад — англичане, французы, американцы, сгнил, что свет с Востока, что он, Унгерн, встанет во главе диких народов и поведет их на Европу, — вот все, что можно выявить из бессвязных разговоров с ним ряда лиц».

«Если бы море внезапно отхлынуло, на месте его черных глубин люди увидели бы страшных, фантастических чудовищ; так из-под волн Гражданской войны вынырнули какие-то палеонтологические типы, до того скрытые в недрах жизни, в клетках быта».

Унгерн казался реликтом средневековья, живым анахронизмом, хотя на самом деле был плоть от плоти своей среды и эпохи. В нем текла кровь не столько реальных воинов Аттилы, сколько гуннов Брюсова и Блока. Воплощением этих же судьбоносных всадников стали для него монголы. Прозябающие на периферии мировой истории, не принимаемые в расчет ни западными политиками, ни большевиками, они должны были принести в мир испепеляющий, очищающий небесный огонь, но сами не могли осознать свою спасительную миссию и определить сроки ее исполнения. Им нужен был вождь, и Унгерн верил, что именно с этой целью судьба послала его в Монголию.
Отредактировано: AndreyK-AV - 20 мая 2020 в 16:39

  • +0.03 / 2
    • 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (9)
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
26 мая 2020 в 21:36
  • ...

Унгерн фон Штернберг на допросе
Владимир Зазубрин. "На допросе в Штабарме". Зазубрин Владимир Яковлевич (наст. фам. Зубцов; 1895–1937). Русский писатель. Участник гражданской войны (мобилизован в колчаковскую армию; затем перешел на сторону большевиков). 

Он сидит в низком мягком кресле, закинув нога на ногу. Курит папиросы, любезно предоставленные ему врагами. Отхлебывает чай из стакана в массивном подстаканнике. Говорит спокойно, не торопясь.  
— Раз войско мне изменило, я буду откровенен. Режет глаза белый офицерский Георгий, генеральские погоны. Халат яркий, золотистый, лиловый кушак из материи. Острыми концами гнутся мягкие монгольские сапоги. Папиросы очень хорошие, барон не курил таких. Затягивается с удовольствием. Голос тихий. Он знает — его судьба уже решена. Терять нечего. Последние минуты жизни дороги. Не сон ли это? Вместо вонючей и грязной тюрьмы — уютный кабинет, мягкая мебель. Вежливые, интеллигентные собеседники. Один — старый офицер генерального штаба. И это враги? Да, враги. Вежливо, но настойчиво, временами с ласковыми снисходительными советами, старый генштабист умело ведет допрос. Барон Роман Федорович Унгерн фон Штернберг, 34 лет, из Эстляндской губернии, с острова Даго. Окончил Павловское военное училище. Судился два раза при царе — за пьянство и избиение какого-то адъютанта. Лоб у барона высокий, со шрамом. Сабельный удар справа налево. На поединке получил. Усы длинные, висячие, казачьи. Борода бурой щетиной лезет из подбородка. Прическа, косой ряд белокурых волн, не совсем в порядке. И это он? Смертная казнь разных степеней. Ведь это совсем обиженный богом и людьми человек. Забитый, улыбающийся кроткой, виноватой улыбкой. Но это только кажется. Это смерть, держащая его уже за ворот княжеского халата. Это она своей близостью обратила тигра в ягненка. Когти спрятаны, но они еще остры, и они есть.




— Зачем вы выбрали неудобный узкий горный коридор для действий своей конницы?
— Да, да, неудобный. Это моя ошибка.— Барон торопливо соглашается.— Но было соображение.
И это мимоходом. На секунду огоньки мелькнули в больших голубоватых глазах. Он знал, что делал. Сухая тонкая рука скелета с длинными пальцами и такими же плоскими желтыми ногтями с траурной каемочкой жадно тянется к коробочке с папиросами. Допрашивающий — воплощенная любезность. Глаза предупредительно улыбаются.
— Пожалуйста, пожалуйста. Но в крепкой, плотной фигуре в черной гимнастерке, в прямой, упругой спине, в безукоризненной военной выправке — сталь. Холодная и неумолимая.  Ягненок хитро ведет свою линию. Кого выгораживает. Кого пачкает.  
— Были у вас перебежчики от нас, бывшие офицеры?
— Ни одного. Ни одного.— Утверждение категоричное, безапелляционное.
— А комиссары наши как вели себя у вас?
— Из комиссаров очень были хорошие служаки. Хорошо работали.
Кругом вспыхивают улыбки.
— Да?
Большинство наших комиссаров — бывшие унтер-офицеры. Настоящие унтер-офицеры старых учебных команд. Хорошие бойцы.
— Но ведь вы же всех коммунистов уничтожали?
— Безусловно.
— Ну, а комиссары ведь коммунисты?
Барон уклоняется от ответа.
— Коммунистов — я с семьями, чтобы хвостов не оставалось, лишнего балласта. Это уже не первый допрос. Барон выжат уже, как лимон. Он сказал очень многое. Крепкая фигура в черном поднимается с кресла.  
— Ну-с, сегодня вы поедете дальше.
Встает и барон.
Враги раскланиваются. У Унгерна усы растрепаны, бессильно опущены вниз. Начальник штаба, все с той же любезной улыбкой, трогает свои острые, холеные, задорно лезущие кверху.
— Вы разрешите вас снять? — А тон такой, что об отказе не может быть и речи.

— Пожалуйста, пожалуйста, хоть со всех сторон.
После фотографа Унгерн на четверть часа в моем распоряжении. Сажусь на стул, рядом, напротив.
— Я хочу поговорить с вами не как следователь, я не хочу вас допрашивать. Я знаю, допросы вас утомили и, наверное, надоели вам. Я беллетрист, немного историк. Меня интересует только нравственная сторона, идейное обоснование вашей борьбы.
Кажется, удачно. Барон улыбается. Но он недоверчив немного к человеку с красной звездой на груди. Наверное, какой-нибудь «товарищ» безграмотный.
— А вы человек образованный? — Барону нужно знать, с кем имеет дело.
— Немного по печатному разбираю.
— Ну я готов.
— Скажите, почему вы ссылаетесь на священное писание? Зачем нужен был вам апокалипсис? Вы искренне верили?
— Безусловно. Вот вы знаете Конфуция? У него, как и у вашего Ленина, как в коммунизме, ничего нет о боге, о загробной жизни, все только о том, как бы здесь устроить и установить порядок. Учение Конфуция — религиозное учение. Учение вашего Ленина и коммунизм — тоже религия. Я полагал, что с религиозной идеей и такой сильной, как ваша, можно бороться тем же оружием — религией.
Коммунизму я противопоставил христианство.
— Но ваш террор? Разве это по-христиански? С семьями, с детьми?
— Это не террор. Это обычай Востока. У китайца, у монгола враг, глава семьи, неотделим от членов семьи. Убить одного мало восточному человеку, надо всех. Я должен был угождать своим жестоким солдатам. Это я делал для них. Хотя, в конце концов, это была моя ошибка. Так не надо бы. Клубы дыма стоят над бароном. Он делает долгую затяжку. Сосредоточенно молчит некоторое время.  
— Моя идея — создать кочевую монархию от Китая до Каспийсхого моря. Я за монархию. Без послушания нельзя. Николай I, Павел I — идеал всякого монархиста. Нужно жить и управлять так, как они управляли. Палка прежде всего. Народ стал дрянной, измельчал физически и нравственно. Ему палку надо. Вообще белые никуда не годятся. Я за желтых. Желтые, несомненно, победят. У меня жена китаянка. Я за желтых.
— Кто писал, составлял ваши приказы?

— Я приказывал,— неожиданно у барона прорвалось прежнее, вольное. Сжались сухие кулаки. Глаза провалились под нависший тяжелый лоб. Я приказывал. Да, ты приказывал. Не щадил... На секунду почувствовался настоящий Унгерн. Сильный, с огромной инициативой, несомненный организатор, боевик, сорви голова и палач. Палач божьей милостью, по призванию, вдохновенный.  
— Вас просят в Ревсовет! Наша беседа окончена. Барон торопливо вскакивает, оправляет, запахивает халат. На лице прежняя виноватая, тихая улыбка. Смерть напоминает о себе. Барон, придавленный ею, ступает тяжело, немного откидываясь назад... Теперь его уже нет.

  • +0.05 / 3
    • 3
 
 
  rat1111 ( Слушатель )
26 мая 2020 в 23:39
  • ...

Ну до цитирования такого днища падать не стоит. Вы еще матрасолюба нашего свет шендеровича начните цитировать. Ну а тем более данный персонаж официально Сталинским НКВД был признан врагом народа и расстрелян нахер. 
Кстати, подобную писанину про Унгерна у того же Рокоссовского - найдете?

  • +0.14 / 13
    • 13
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
27 мая 2020 в 07:53
  • ...

1. Понятно, крыть нечем, мочим автора, а он вообще ничего плохого или хорошего не сказал про Унгерна, просто констатировал факты. 
2. В Кяхте я про сего барона ничего хорошего не слышал, только подтверждения фактов. Хотя понятно не копал, а так просто .в их музее разговорился...
3. Я Вам привел воспоминания о предках Чурова, хотя понятно, он больше не глава ЦИК, значит "вывсёлжете"....
4. Реально о бароне, это в книге Сомодержец пустыни, ссылку приводил....
Понимаю почему не нравится, ведь в 90-е полит исследователи ангажированные на "Россию которую мы потеряли" сдуру начали рисовать с Унгерна красивый образ белого героя, читая ту часть эмигрантской прессы что его восхваляла, и не замечая тех эмигрантов что столкнувшись с бароном давали его реальный образ, утончённого сумасшедшего зверя.... Не видели в упор, пленяясь титулом барон, да ещё из прибалтики, будто это гарантия качества.... 
Юзефович.копнул и весь такой пленяющий душу необелых образ, рассыпался как карточный домик, понимаю обидно, но факты.. факты ...

  • +0.09 / 6
    • 6
 
 
 
 
  rat1111 ( Слушатель )
27 мая 2020 в 23:48
  • ...

Вы хотите сказать, что вы, лично, присутствовали на допросе Унгерна и написанное данным автором полностью совпадает с увиденным и услышанным вами?
Нет? Тогда почему вы говорите о "фактах"? 
Это - не факт, это мнение.
А если говорить о достоверности мнений - то личность автора мнения как раз имеет определяющую роль в смысле насколько его мнение - заслуживает доверия.
У вас что, к сертифицированным Сталиным врагам народа доверие абсолютное, что вы их мнение фактами считаете? Или сертификат Сталина недостоверен? Вы уж определитесь, где вы читаете а где рыбу заворачиваете

  • +0.10 / 18
    • 15
    • 3
 
 
 
 
 
  Безыменский188 ( Слушатель )
28 мая 2020 в 00:29
  • ...

Чисто позанудствовать из любви к истине.
    
Не припомню сертификатов от Сталина кого угодно на достоверность/недостоверность исключительно в зависимости от наличия/отсутствия приговора по уголовному или там политическому делу.
Свистеть вполне могут и не судимые, а матерые рецидивисты и враги народа - говорить правду.
    
Если про сабжа - почему писатель обязательно врёт про Унгерна, если он потом оказался политическим врагом СССР?   

  • +0.09 / 3
    • 3
 
 
 
 
 
 
  rat1111 ( Слушатель )
28 мая 2020 в 02:34
  • ...

Это аллегория была. Ну и отсылка к конкретному персонажу форума, у которого Сталин - Великий и Непогрешимый Вождь

Цитата
от Сталина кого угодно на достоверность/недостоверность исключительно в зависимости от наличия/отсутствия приговора по уголовному или там политическому делу.

А вот это сплошь и рядом не только в советской но и мировой истории. Вот совсем давеча было от МИД США что гитлеровскую германию победили США с Британией

Цитата
Свистеть вполне могут и не судимые, а матерые рецидивисты и враги народа - говорить правду.

Гипотетически возможна ситуация когда все молекулы газа начнут двигаться в одну сторону и чайник на месте подпрыгнет.
    
ЦитатаЕсли про сабжа - почему писатель обязательно врёт про Унгерна, если он потом оказался политическим врагом СССР?

Я не говорил что он "обязательно врет"
Я говорил что то что он пишет - имеет весьма мутную достоверность.
Особенно на фоне того, что тот же Рокоссовский, который с моей точки зрения куда более надежный источник (хотя и тоже враг народаПодмигивающий ) - подобных деталей не живописал. При том что Унгерна на флажки загнал именно Рокоссовский

  • +0.19 / 17
    • 17
  • АУ
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
30 мая 2020 в 11:19
  • ...

 Зазубрин - присутствовал, и это факт, на который Вы попытались набросить....
Я не понимаю что такое "Сертификат Сталина, на ярлык враг народа", 
Сверху это в основном результат внутрипартийной борьбы за власть, где Сталин как лидер своей партии, 
просто вынужден навешивать клеймо, ибо третьего в те времена не дано, или фракция побеждает или погибает,....
Конечно были исключения, но с усилением внутрипартийной борьбы и построения того что сегодня называют властной вертикалью, исключения стали совсем исключениями....
Ниже были члены фракций, которым доставалось за неправильную ориентацию, и это тоже борьба за власть, ибо ослабляет соперника...
а далее то что называли "щепки", ибо иначе не бывает, и под раздачу попадают случайные при любой власти, в любое время.
И не смешите меня заявляя что Зарубин играл на высшем уровне, да и на средний не тянет, скорее под раздачу попал, 
так что не смешите "Сертификатом Сталина", которому Вы то сами не доверяете совсем, 
ибо вспомните, как намедни Вы отвергли его мнение о личности Якова Свердлова, прямо на ноль помножили ... ибо так выгоднее для ваших взглядов....
.
ЗЫ: Кстати "Самодержец пустыни" написал Юзефович исследовав большой объем материалов про Унгерна

  • +0.04 / 3
    • 3
 
 
 
 
 
 
  rat1111 ( Слушатель )
02 июн 2020 в 01:08
  • ...

Присутствовал, не присутствовал - какая разница. Я, лично, там не был - поэтому свое мнение что там случилось могу основывать только на пересказах источников.
Журнаглист, расстрелянный Сталиным как враг народа - для меня источник сомнительный. В квадрате сомнительный - на фоне того, что будущий Маршал Советского Союза, который там тоже был, причем не с пером, а с винтовкой - ничего подобного не живописал. В кубе - по результатам деятельности Унгерна
Я не верю журнаглистам, в принципе, увы - журнаглисты продажные твари, почище хохлушек с Ленинградки-90, те хоть фиксированную таксу брали

  • +0.15 / 14
    • 14
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
07 июн 2020 в 23:06
  • ...

Я не помню что Сталин лично кого либо расстреливал.
Для Рокоссовского это был лишь эпизод, а после событий ВОВ, только для связки,
но он нашёл отражение в истории рассказанной бывшим главой ЦИК России, 
что позволяет доверять рассказанному "журналистом", не говоря уж об авторе исторического исследования...
Ну а верю, не верю, "ромашка получается", или политика продвижения собственного "здесь пишем, а здесь рыбу заворачиваем", ибо большая часть информации людям поступает от журналистов, притом в таким потоком, что обработать до 0 или 1, практически не возможно...
Кстати в вашей любимой конспирологии, это ещё сильнее касается, там единственное прикрытие "сакральное знание", то есть "верьте мне я врать не буду"... а это похлеще журналиста обыкновенного...

ЗЫ: Если пользоваться вашим языком, то Унгерн повел на Советскую Россию войной монголо-азиатскую орду, тоже мне садист освободитель людей от жизни.Позор

  • +0.06 / 4
    • 4
  • АУ