Новое соглашение о свободной торговле в Северной Америке, действующее со среды 1 июля, рекламировалось президентом США Дональдом Трампом как двигатель создания новых рабочих мест в Америке.
Однако, японские автопроизводители вместо этого предпочитают продолжить работу и больше платить мексиканским рабочим по принятым тарифам.
Соглашение между США, Мексикой и Канадой требует, чтобы 40% или более деталей для каждого пассажирского транспортного средства производились работниками, получающими не менее $16 в час, как условие, чтобы сделать их свободными от тарифов в регионе. Трамп приветствовал это решение, как стимул увеличить производство в США, поскольку существенно сократилась разница в почасовой ставке с Мексикой.
Тем не менее, это всё ещё выглядит, как способ выдавать желаемое за действительное. Согласно данным за 2018 год Администрации по безопасности дорожного движения Министерства транспорта США, доля собранных в Мексике автомобилей в США и Канаде составила 13,5%. Теория Трампа заключалась в том, что производство в США неизбежно увеличится, чтобы удовлетворить требование в 40%, но японские автопроизводители, уже разместившие свои заводы в соответствии со старым режимом НАФТА, хотят не просто увеличивать доли и перераспределять.
Одной из причин является стоимость перемещения производства. Дочерняя компания Honda Motor, производитель запчастей Keihin, повысит почасовую оплату труда на заводе в Мексике до $16 к следующему месяцу, что в три раза выше среднего показателя по заводу запчастей в Мексике, но всё же дешевле, чем предпринимать какие-либо действия по переносу производства в США. Поскольку пандемия нанесла ущерб доходам, стоимость перемещения производства, вероятно, будет слишком обременительной в обозримом будущем.
Производитель автокомпонентов Piolax также повысит почасовую заработную плату на своем мексиканском заводе до $16 в течение года. По словам президента Юкихико Симадзу (島津幸彦 Yukihiko Shimazu), компания также устанавливает роботов для снижения растущих затрат на рабочую силу.
Тойота Мотор, построившая новый завод в Мексике в 2015 году, не может так легко менять планы. Новый завод начал полномасштабное производство пикапов в феврале. Грузовики пользуются популярностью в США, и на них будет распространяться 25-процентный тариф, если они не отвечают требованиям USMCA. Но если Toyota не будет использовать новый завод, она не сможет вернуть уже сделанные инвестиции.