АВИАЦИЯ и иные...
13,551,511 34,244
 

  osankin ( Слушатель )
02 июл 2020 15:24:12

В продолжение дискуссии о катастрофе Ил-62 "Николай Коперник" польских авиалиний (LOT)

новая дискуссия Дискуссия  106

В продолжение недавней дискуссии о катастрофе Ил-62 LOT  над Варшавой в 1980 году, произошедшей вследствие разрушения вала компрессора высокого давления, следует добавить, что через семь лет, в 1987 году, там же, над Варшавой, произошла катастрофа ИЛ-62М с двигателем Д-30КУ.  Подробно об этом здесь, здесь и здесь. Причиной катастрофы стало разрушение роликового подшипника межвальной опоры.






В результате катастрофы погибли 183 человека. 

Это прелюдия.
А теперь, собственно, суть.

Читая Яндекс Дзен я наткнулся на следующий рассказ Разрушение турбины Ту-154. История из жизни






Эта авария (обошлось без жертв) произошла 30 апреля 2004 года с самолётом Ту-154Б-2 Уральских авиалиний. По словам рассказчика произошло разрушение диска турбины высокого давления. Как он пишет, ситуация случилась на взлёте, машину удалось благополучно посадить, визуальные последствия, которые он увидел уже на земле:

Цитата...
Когда вышли все пассажиры (кстати когда они выходили я стоял у трапа, в основном все только ругались на нас, двое или трое только спасибо сказали.) меня наземники позвали посмотреть на хвостовую часть и вот тут мне стало по настоящему страшно, коленки слегка меня подвели, сразу вспомнил и Красноярск и Иркутск. На него страшно и жалко было смотреть, воздухозаборник весь в дырках, из них гидрашка течет, как кровь красная. На асфальте уже лужи из неё образовались. Техники отвели меня к трапу и там я минут пять просто сидел. А в кабине, когда летали адреналин был да, но страха мы не чувствовали, всего не знали, из-за этого наверное.
При осмотре двигателя выяснилось, что произошло разрушение диска турбины высокого давления , которое привело к разбандаживанию лопаток турбины, на секторе приблизительно 30-40 градусов. Оторвавшиеся лопатки пробили кожух турбины в месте сочленения с камерой сгорания, пробили внешний контур и вышли наружу. И вот тут ещё одно событие, если бы они оторвались буквально на долю секунды позже, то последствия были бы гораздо хуже и еще неизвестно, как бы всё закончилось. Если бы мы решили взлетать на взлётном режиме, то скорее всего двигатель развалился бы прямо на взлёте и успели бы мы что-то сделать или нет, это ещё вопрос вопросов. Так-же при осмотре ВС выяснилось, что гидрожидкости, во 2-й оставшейся гидросистеме осталось около 8 литров, что соответствовало 3-4 мин. полёта. Т.е. второго захода на посадку у нас уже не было. После нашего случая, ввели изменение в РЛЭ, в котором изменили порядок действий при возникновении вибрации двигателя и разрешение на посадку с массой превышающей допустимую в этом случае."

Автор текста RUS66

Для непосвящённых сообщаю, что Ту-154 оснащён тем же  Д-30КУ, который устанавливался на Ил-62М. К сожалению, имеется только эта информация, поэтому причины разрушения диска турбины остались неизвестны, но главное, что грамотные действия экипажа спасли машину и пассажиров.

Пы.Сы.

Один из комментариев к статье:
Цитатаnalexstep

Ну что сказать, молодцы, всё сделали по РЛЭ, с фактором везения, отпущенного Всевышним. К вибрации дв-ля у экипажей 154-х было всегда настороженное отношение, т. к. в большинстве случаев ни к чему хорошему это не приводило. "Титановый пожар", когда оторвавшаяся лопатка из титана"клинила"в движке и промедление в секунды с выключением дв-ля создавало отсутствие возможности потушить его всей сис-мой пожаротушения с-та. Пожар в хвосте с-та, где расположена гидросистема, чревата полной потерей управляемости с-том, как шутили наши старые командиры "это раньше пилоты управляли с-том, а теперь бустерами". Так что разрешение б/и выключить дв-ль с последующим докладом, при забросе тем-ры и вибрации, не было высосано из пальца. Также при обходе грозовых фронтов на верхних эшелонах, тнв на 20-30 гр. выше нормы, болтанка умеренная, с-т задирает нос до срабатывания АУСП, дв-ли на номинале и вибрация на "на грани фола"(Африка, Юго-Восточная Азия, острова в океанах, кто летал, тот в теме). Вообще НК-8-2У не отличались хорошей газодинамической устойчивостью, на Д-30КУ-154 стало полегче. Кстати, когда А.Н. Туполев поднимал "на крыло" ТУ-144, остатки бюро конструировали ТУ-154, а потом "пошло-поехало" А,Б-1,Б-2,М,С(грузовой), но, учитывая большое количество летавших ТУ, они со своей задачей среднемагистральных перевозок справились блестяще, нам бы еще движки экономичнее, да авионику получше, но в стране Советов тогда были другие приоритеты.
Отредактировано: osankin - 02 июл 2020 19:00:27
  • +0.75 / 15
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!