1.
Во фракции «Партии регионов» (ПР) к концу работы ВР 7-го созыва (2012-14 гг.) оставалось 77 депутатов. Их дальнейшая судьба следующая:
- 55 из них больше депутатами не стали
- 14 стали депутатами в следующей раде от «Оппозиционного блока» (ОБ), из них для 10 на этом депутатская карьера завершилась (четверо не прошли по списку ОБ, еще шестеро не стали депутатами по каким-то иным причинам), трое стали в 2019 г. независимыми депутатами (в т. ч. В. Новинский), Н. Шуфрич стал депутатом от «Оппозиционной платформы – за жизнь» (ОПЗЖ).
- 7 стали в 2014 г. независимыми депутатами, однако для 6 из них это стало последним успехом (в т. ч. для В. Богуслаева), и только А. Фельдман стал в 2019 г. депутатом от ОПЗЖ.
- 1 (В. Борт) «пропустил» ВР 8-го созыва (2014-19 гг.), но вернулся в нее в 2019 г. по списку ОПЗЖ.
Эта статистика не охватывает:
- 12 депутатов, вышедших из фракции ПР и образовавших группу «Экономическое развитие» (24.02.2014 г.)
- 9 депутатов, вышедших из фракции ПР и вошедших в группу «Суверенная Европейская Украина» (27.02.2014 г.)
- 4-х депутатов, вышедших из фракции ПР и образовавших группу «За мир и стабильность» (14.05.2014 г.)
- 24-х депутатов, избранных в 2012 г. по списку ПР, но вышедшим в разное время из фракции.
- Неизвестное число депутатов, избранных в одномандатных округах при поддержке ПР, входивших какое-то время во фракцию ПР, но вышедших из нее.
РЕЗЮМЕ. По этим данным связь между нынешней ОПЗЖ и ПР 2012-14 гг. (т. е. той ПР, которая в первую очередь несет ответственность за политическую катастрофу 2014 г.) просматривается слабая – три фамилии: Шуфрич, Фельдман, Борт.
2.
В ВР 8-го созыва (2014-19 гг.) образовалась партия ОБ в составе 41 депутата. Из них:
- 14 были депутатами прошлой ВР от ПР,
- 12 человек, это «будущая ОПЗЖ», т. е. люди, которые либо вообще не было в ВР в 2012-14 гг., либо не входили во фракцию ПР (Ю. Левочкина избиралась по одномандатному округу в АКР).
- 15 человек, соответственно – люди, про связи которых с ПР мало что можно сказать.
РЕЗЮМЕ. Основываясь на этих данных можно сказать, что ОБ 2014-19 гг. – это союз части «старой» ПР и людей, которые ранее были представлены в украинской политике, но были вытеснены из нее в период с 2004 г. по 2012 г.
3.
В ВР 9-го созыва (2019 г. - ) образовалась фракция ОПЗЖ в составе 44 депутатов. У 20 из них есть депутатское прошлое (я проверил с 2002 г.), у 24 – нет. Вот какая получается картина:
СИНИЙ цвет - принадлежность к ПР или ОБ. КРАСНЫЙ - независимые депутаты.
РЕЗЮМЕ. Корни ОПЗЖ, вероятно, уходят в СДПУ (о) и Администрацию Президента времен Кучмы. Обращает на себя внимание, что в ОПЗЖ есть выходцы из «Блока Юлии Тимошенко» и даже «Нашей Украины». В 2007-12 гг. политические судьбы ПР и многих из тех, кто сейчас образует ОПЗЖ, действительно, переплелись. Однако я бы не стал на этом основании отождествлять ПР и ОПЗЖ.
4.
Для сравнения, вот как выглядела верхняя часть списка ОБ на выборах 2019 г.:
СИНИЙ цвет - принадлежность к ПР или ОБ. КРАСНЫЙ - независимые депутаты.
Нельзя сказать, что ОБ обр. 2019 г. – это реинкарнация ПР обр. 2012-14 гг., но все же:
- 13 (30%) были депутатами от ПР в 2014 г. У ОПЗЖ таких 3 или 5 (если считать Пономарева и Левокину).
- Есть несколько человек, чьи связи с ПР уходят во времена, когда она еще была «Регионами Украины».
- Нет выходцев из других партийных лагерей. ОБ обр. 2019 г. – это некая сплоченная группа, сложившаяся, вероятно, еще до первого Майдана и пережившая второй.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
1. Ранее высказанное утверждение, я бы сейчас изложил в более мягкой форме: «ОПЗЖ, ПР и ОБ – разные политические образования; у них разное происхождение, персональный состав, и главное – место в политической истории Украины».
2. ПР возникла перед выборами 2002 года как часть плана по трансферту власти – в 2005 г. у Кучмы заканчивались полномочия. Поначалу, как пишет Вики, ПР считали «альянсом Порошенко и Донецкой группировки». Т. е. по замыслу, это должен был быть достаточно широкий альянс – достаточно широкий, чтобы обеспечить безболезненный трансферт власти.
Однако альянс не сложился. В 2004 г. случился первый Майдан. Президентом стал никчемный Ющенко. Потом случился мировой экономический кризис… В итоге альянс все-таки сложился. Однако Украина после первого Майдана и триумфа «Нашей Украины» стала уже совсем другой страной. Поэтому и альянс получился уже совсем другим. Например, В. Медведчук и его товарищи по СДПУ (о) в этот альянс вообще не вписались. Некоторые, наиболее сильные фигуры в политике удержались, но оказались сильно ослаблены и были вынуждены примкнуть к ПР на правах «младшего партнера». К таким бы я отнес Бойко, возможно, Левочкина.
Значительную часть ПР составляли представители «Донецкой группировки» еще времен, когда ПР была просто «Регионами Украины». Эти люди перекочевали ОБ, в 2014 г. им удалось проникнуть в ВР в рамках «антимайданной коалиции», а вот в 2019 г. они попытались пойти сами и оказались никому не нужны.
ПР вполне заслуженно называли «партией олигархов». В разное время депутатами от ПР не погнушались стать Ахметов, Пинчук, Новинский, Веревский. Это гораздо больше, чем могут похвастаться БЮТ (Жеваго, 2007) или НУ (Порошенко, 2006), не говоря уже обо всех прочих.
Какая-то часть была кооптирована из умеренно-националистического лагеря – это те, кто вышел из ПР во время второго Майдана и даже в патриотическом порыве организовал группу «Суверенная Европейская Украина».
3. Таким образом, ОБ – это только часть прежней ПР.
4. Таким образом, ОПЗЖ – это в еще большей степени не ПР и вообще не ОБ.