23.08.2020Украине нужно перестать морочить всем голову и начать выполнять свои обязательства в рамках Минских соглашений. С таким призывом к Киеву в интервью газете «Труд» обратился глава МИД России
Сергей Лавров.
Министр напомнил, что Минские соглашения, одобренные резолюцией Совбеза ООН и подписанные Киевом, предусматривают проведение конституционной реформы с предоставлением особого статуса отдельным районам Донецкой и Луганской областей.
По словам министра, конституционное закрепление такого статуса Донбасса является ключом к урегулированию кризиса на Украине и решению вопросов безопасности, социально-экономических и гуманитарных проблем.
Конституция с соответствующими поправками, как отметил Лавров, должна была вступить в силу «до конца 2015 года». Этого, как известно, не случилось.
Однако в декабре 2019-го на саммите в Париже соответствующая позиция вновь была подтверждена всеми участниками «нормандского формата», указал глава российского внешнеполитического ведомства. В том числе, президентом Украины Владимиром Зеленским.
Правда, через полгода неожиданно выяснилось, что, встречаясь за столом переговоров с высшим руководством стран-гарантов мирного процесса, украинский лидер не очень хорошо владел предметом. Потому что в июле он вдруг потребовал расшифровки каждого пункта документа — а там, мол, «мы посмотрим, что в состоянии выполнить и как».
Памятуя, видимо, об этих сложностях в усвоении материала Зеленским, Лавров в очередной раз призвал «украинских партнеров» «перестать морочить всем голову, всякий раз придумывая отговорки, чтобы ничего не предпринимать в плане исполнения имеющихся обязательств».
Проблема в том, что к словам российского министра в Киеве, скорей всего, никто не прислушается. Они почти шесть лет вполне успешно морочили всем голову и менять свою тактику не собираются. Зачем? Запад относится к этому лояльно, да еще с санкции накладывает на Россию за то, что Минские соглашения не выполняет Украина. Такое положение вещей вполне устраивает киевские власти, и прекращать «этот цирк» они точно не намерены.
Но почему мы, понимая, что Украина столько времени морочит нам голову, позволяем ей это делать? Мало того, киевский режим фактически перешел к открытому террору на территории нашей страны, а мы все еще их называем «партнерами» и пытаемся вразумить словесно.
Может, пора, наконец, переходить к более активной фазе в противостоянии с внешним врагом? А Украина фактически превратилась во враждебное России государство, и дальше, судя по всему, будет только хуже…
— Мы сами тоже этому способствовали, — комментирует ситуацию политический аналитик и публицист Армен Гаспарян. — Есть у нас такие странные люди в медиапространстве, благодаря которым сложилось мнение, что «не надо ничего делать по украинскому „кейсу“. Они там перебесятся и все, соответственно, вернется на круги своя».
На какие, не уточняется. Но мне, прежде всего, это интересно — на какие «круги» они собираются возвращаться. На Украину эпохи Кучмы, Ющенко, Януковича? Кравчука, может быть? Или гетмана Скоропадского? К сожалению, я так и не получил за эти годы никакого внятного ответа по этому поводу…
У них и в отношении Европы такая точка зрения — она, дескать, тоже потом на это посмотрит и поменяет свою позицию.
Но я просто хотел бы напомнить, что Украина должна была внести изменения в свою Конституцию по вопросу Донбасса еще в 2015 году. На дворе — 2020. Насколько я понимаю, никаких изменений пока в Конституцию Украины не внесено.
— Более того, они прямо говорят, что не собираются этого делать. Например, их министр иностранных дел Кулеба неоднократно уже заявлял о неприемлемости закрепления особого статуса Донбасса в конституции. И Зеленский ни разу его не одернул…
— Все так. Но есть еще один, гораздо более важный, момент. Украина сегодня стала, по сути, «европейским Сомали». Только не все еще готовы это признать.
Но еще года два-три назад я предсказывал: если вы не собираетесь этому противодействовать, то рано или поздно та агитация, которая есть внутри украинского общества, начнет реализовываться уже внутри России.
И вот буквально вчера мы увидели в новостях, как сотрудники Службы безопасности Украины пытались провести операцию непосредственно на российской территории.
К огромному сожалению, все те интеллектуалы, высоколобые, которые рассказывали нам о том, что никакого там Сомали не будет, они вдруг куда-то растворились. Никого из них в медиапространстве я с того момента не вижу.
Куда все подевались? Ведь сейчас у них момент истины. Операция СБУ внутри России. Пытаются похитить одного из лидеров донбасского ополчения. Один этот факт перечеркивает всю ту ересь, которую они несли на протяжении всех этих лет.
Но, заметьте, все тихо… Никто ничего не говорит…
Они даже слова Лаврова не комментируют. Потому что нечего сказать — вчерашние события просто наждачной бумагой стерли ту схему, которую они себе придумали.
— Вопросы все равно остаются…
— Конечно, вопросы тут остаются. Потому что есть изрядный процент людей в обществе, которые продолжают верить в то, что совсем скоро Украина придет в чувство, и вообще делать ничего не надо — там братский народ. В их представлении, Сергей Лавров своими заявлениями только обостряет ситуацию. Хотя, на самом деле, проблема исключительно в том, что он не обостряет, а констатирует уже всем давным-давно очевидное.
— Так, может, хватит констатировать очевидное, пора что-то делать?
— Разумеется. Нам надо признать, что план «А» не сработал, и что самое время запускать план «Б» — очень жесткая реакция на все, что делает Украина.
Необязательно это делать — условно — в формате публичной политики. Это можно сделать в формате непубличной политики. Будет, кстати, еще больнее. Хотя для многих это прозвучит парадоксально.
Просто необязательно бить человека по лицу, можно ударить по почкам или по печени. Что гораздо чувствительней.
Так и здесь. Необязательно прямо сейчас — условно — предпринимать какие-то радикальные меры. Надо просто поставить себе в памяти «зарубку» и через полторы-две недели ответить. Например, какими-нибудь серьезными экономическими санкциями, поскольку эта страна целиком и полностью в данный момент зависит от Российской Федерации.
Не потому, что мы — главный торгово-экономический партнер. О чем забывает рассказать Верховная Рада всякий раз, когда начинает завывать по поводу «агрессора» и «оккупанта». Речь о том, что у нас есть рычаги, которые необходимо использовать.
Надо просто передать по дипломатическим каналам: «Ребята, все! История наших с вами теплых отношений закончилась. Теперь будет вот так…» И какой-нибудь «вентиль» перекрыть.
— К сожалению, складывается впечатление, что мы готовы терпеть вечно. Седьмой год увещеваем, призываем, а они только наглеют. Кроме того, внешнеполитическую стратегию МИД как раз разрабатывает…
— МИД точно так же оперирует общественными настроениями. И Лавров не в безвоздушном пространстве находится. Ему — я абсолютно в этом уверен — кладут на стол сводку основных публикаций, а там 80% авторов из тех, кто так ничего не понял из того, что произошло на Майдане.
Поэтому они ровно то же самое повторяют по отношению к Белоруссии.
Хочу напомнить: когда в Белоруссии были задержаны наши граждане — 32 сотрудника частной охранной компании, ведь минимальное количество людей сразу за них вступилось. Минимальное…
Зато нашлись те, кто начал тут же стенать: «Что вы делаете! Вам мало Украины, вы еще хотите получить здесь то же самое?».
Они даже не понимают, чего несут…
Но я все же надеюсь, что какие-то изменения серьезные произойдут. Потому что, если так пойдет дальше, то это — безумие. Тогда надо признать, что Российская Федерация — это государство, которое не просто прыгает на грабли, а вообще с них не уходит.
Потому что если вы одно и то же будете повторять из раза в раз, один и тот же дивертисмент, унылый и убогий, который уже давно превратился в вампуку, то это безнадежно.
Надо просто понимать, что очень жесткая реакция России обязана быть. Россия — великая держава. Исторически, это так. Великая держава не должна позволять по отношению к себе подобных вещей.
Светлана Гомзикова
Источник