Не имея ответов на простейшие вопросы, непосредственно связанные с выживанием украинцев, власть старается перевести разговор с народом в плоскость абстрактной патетики. Куда проще разглагольствовать о морали, чем докладывать о рабочих местах и социальных расходах. Отдельных крепких эпитетов заслуживают россказни о «хороших и верных товарищах», живущих в соседних ЕС, США и прочих западных палестинах. Эти басни, вероятно, призваны объяснить простолюдинам постоянное стремление облагодетельствовать за счет их обанкротившейся страны очередного доброго дядю из-за бугра.
Новый припадок безудержного альтруизма приключился с Зеленским во время недавнего визита в Лондон, когда за украинский счет решили поддержать британских производителей военных катеров. Естественно, тут же последовало объяснение.
«Наши отношения с Британией ― стратегические, диалог ― абсолютно искренен, а достигнутые договоренности отражают действительно близкую дружбу. Потому, что ценности у нас практически одинаковые. Ценности, которые являются основой внутреннего мира наций. Свобода, конкуренция, самоотверженность, ответственность, честь», ―
растолковал происходящее украинский президент.Сказками об общих ценностях, объединяющих украинских селян с потомками пиратов и колонизаторов, местное население кормят все годы независимости. Живыми подтверждениями этого мифа выступают «истории успеха» отдельных эмигрантов, преимущественно из Галичины, сумевших в послевоенные десятилетия профессионально реализоваться в США и Канаде. В последние годы штатные пропагандисты стали заочно заносить в ряды идолов «украинского мира» поголовно всех западных знаменитостей, чьи далекие предки «тихо как в раю» занимались ремеслами в Одессе и прочих местечках до первых встреч с петлюровскими активистами. Наверное, наиболее сильные казацкие
корни в этом «пантеоне» удалось выявить у голливудского актера Льва Шрайбера. Хотя, с другой стороны, чем покойный Пинхас Вексляр (он же ― знаменитый Дед Панас) смотрелся бы хуже того же Дастина Хоффмана? Так что украинские корни всегда возьмут верх, если того потребует актерское амплуа их «носителей»!
Под впечатлением от встреч с британским истеблишментом Зеленский не только замахнулся на роль проводника в загадочный «внутренний мир наций», но и решился огласить наконец весь список пресловутых ценностей, любовь к которым тысячелетиями гонит украинцев «геть від Москви». И если бы захотел, то мог бы сказать правду, что и британцы, и украинцы, как, впрочем, весь земной люд, ценят сытую и безопасную жизнь, ради которой желательно не приходилось бы надрывать живот сутки напролет. А вот достичь этого разные страны и народы пытаются своими путями, исходя их сложившихся традиций и имеющихся возможностей. Поэтому, пока одни играются в толерантность, другие чистят автомат Калашникова, а третьи натравливают вторых на первых и наоборот.
Но президент Украины избрал более пафосный путь и решил поговорить с народом о материях в повседневной жизни бесполезных и даже порой опасных. Но приятных на звук и тешащих закомплексованное самолюбие. О каждой из этих ценностей Зеленскому стоило бы снять отдельный видеоролик. И не только с целью подкинуть работу коллеге Галкину, но и объяснить на собственном примере, как воплощаются названные им идеалы в украинскую жизнь. Так как кто, как не национальный лидер и его сподвижники, должны служить образцом для подражания украинцам, мечтающим стать практически одинаковыми с англичанами? По уровню зарплат, пенсий и прочих «ништяков» развитого капиталистического ядра, естественно.
Свобода, конкуренция, самоотверженность, ответственность, честь… Для чистоты эксперимента предположим, что Зеленскому можно верить и упомянутыми принципами ежедневно руководствуется большинство простых украинцев. В таком случае логично, что наиболее выпукло эти ценности будут прослеживаться в деятельности лучших из лучших представителей народа ― «элиты», власти, а также примкнувших к ним уголовников и прочих аферистов. А про «слуг народа» и говорить нечего. Эти любимцы олимпа честно и самоотверженно конкурируют друг с другом за освобождение от ответственности перед избирателями. Не забывая при этом спекулировать на нереализованной жажде величия, умело подогреваемой сегодня на Украине.
Запрос на благородный имидж в украинском обществе действительно существует. Симбиоз гоголевского Пацюка, китчевого Поплавского и пыхатого Порошенко уже не удовлетворяет высокие запросы местной творческой интеллигенции.
«Мне очень больно, когда украинцев ассоциируют только с салом и шароварами. В этом есть нотка примитивизма и хуторянского мировоззренческого видения. На самом деле, среди ключевых признаков украинцев ― любовь к земле, рожденная длительным отсутствием государственности. Это одна из черт мирного государства и подтверждение этому мы находим в истории Украины. Наша страна никогда ни на кого не шла войной. Мы только отстаивали и защищали землю. Для украинцев характерно преобладание сердца над разумом. Предательство нашему общественному бытию не присуще», ―
говорит, например, академик Национальной академии педагогических наук Украины директор Института психологии имени Г. Костюка Сергей Максименко.И ведь не поспоришь! После майдана всем сомневающимся стало окончательно ясно, что предательство действительно «не присуще» украинскому «общественному бытию». Оно является его фундаментальной основой и пока еще движущей хоть куда-нибудь силой. Ну а не воевала страна «победителей сердца над разумом» просто потому, что ее в природе не существовало. Но то такэ. А высокие ценности надо декларировать прямо сейчас, иначе объяснить смысл посиделок Зеленского хоть и с захудалыми, но все-таки членами британской королевской семьи будет проблематично.
Что ж. Кратко пройдемся по озвученному Зеленским списку украинско-английских ценностей в исполнении местной власти. Итак, свобода. В плане идеологической мифологии украинской нации ― настоящий фетиш, подкрепленный реальными историческими примерами Запорожской Сечи и ряда кровавых крестьянских бунтов. Почему украинцы выходят на майданы? Волю любят больше жизни! И уж тем более больше мозгов.
В чем же тогда с этой самой свободой на Украине проблема, если все ее так боготворят? Аборигены не догоняют, что свободу нельзя отжать, как межу, у соседа или оторвать себе любимому ее самый жирный кусок, чтобы и внукам хватило. Она либо обеспечивается в целом на каком-либо уровне на основе согласия большинства граждан, либо существует только в плоскости пропаганды и романтических мечтах политических прожектеров. Свобода ― определенный режим работы слаженного социального механизма, а не прихоть воспаленного сознания недовольной всем на свете толпы. А там, где «волю любят больше жизни», ни воли, ни жизни в итоге не остается.
Конкуренция. На первый взгляд, с этой «ценностью» никаких проблем. Где еще, как не на Украине, умеют так завзято воевать все против всех? Казалось бы, в этой непримиримой борьбе должны то и дело рождаться головокружительные «истории успеха», как принято нынче говорить на англосаксонском новоязе. Однако в сухом остатке мы видим лишь массовый исход более-менее активного и толкового народа за бугор. Так происходит не только потому, что «предательство» украинскому «общественному бытию не присуще». Общественное сознание соответствует уровню развитого феодализма. Поэтому украинская конкуренция является, по сути, противостоянием криминальных кланов, заинтересованных поддерживать в стране фактическое беззаконие.
Самоотверженность. Тут, конечно, смотря о чем речь идет. Кто на Украине не рискует, тот, как известно, с Коломойским ни выпить, ни закусить не сможет. Другое дело, ради чего, собственно, украинцам «самоотвергаться»? Вот Юлия Тимошенко, например, ради власти даже в тюремный госпиталь в свое время села. Но кроме нее дураков больше не осталось. Теперь все потенциальные украинские «сидельцы за правду» то пледом укрываются, то в Лондон смываются. Пресловутым «пассионариям», которые изредка еще встречаются в этих местах, попросту некуда приложить свои силы. Некоторые, правда, находят утешение в «войне с Россией». Но с возрастом и это проходит.
Ответственность. Здесь все, как и в старые добрые времена, происходит согласно бессмертным афоризмам Михаила Жванецкого. То есть, кто что «сторожит», тот за то и «отвечает». А во всем остальном никто не желает быть козлом отпущения. Отвечают за свои слова или несут ответственность за свои поступки исключительно слабаки, трусы и «терпилы». Чем выше украинец взбирается по социальной лестнице, тем больший болт он в состоянии возложить на свои обязанности и тем дальше уклониться от любой формы ответственности. Поговаривают, правда, что есть такие западные «друзья», что и из-под земли отыщут. Но, как ни крути, Лазаренко пока что выглядит здоровее Чечетова. А в какой работе совсем не бывает издержек производства?
Честь… Просто промолчим… Хотя честолюбия и тщеславия, конечно, украинской верхушке хватает с головой. Есть даже такой политик с веселой фамилией Смешко, который перед каждыми выборами пишет на своих знаменах лозунг «Сила и Честь», чем привлекает в свою поддержку энное количество украинских силовиков-пенсионеров. Им тоже хочется рассказывать внукам, что они все годы независимости отечество защищали, а не банально в содружестве с криминалом доили местный бизнес и бюджет. Насколько светлый облик бывшего начальника СБУ может им в этом помочь? Настолько, насколько и лысый сказочник Гордон в качестве ведущего «Спокойной ночи, малыши!»
Логично также было бы спросить Зеленского, почему он, собственно, возомнил все перечисленные качества именно британскими ценностями? И чем ценности чопорных англичан ценнее ценностей скромных и трудолюбивых украинцев? Говоря простым языком, в чем цена вопроса, Вова? Однако вряд ли Зеленский сам в состоянии ответить на эти в общем простые замечания. Его послали ― он и встретился. А где его примут в следующий раз ― при английском дворе или в турецкой бане ― не ему уже решать. Его удел ― поминать «небесную сотню» и пилить новогодние видосы.
Но будем снисходительны! Когда из г..на не лепится торт, а из шайки жлобов ― государство, ничего не остается, как провозгласить себя кровным принцем, а своих подданных (пардон, холопов) ― янки (пардон, хохлами) при дворе королевы Елизаветы. Перед этим, правда, талантливому комику Зеленскому не мешало бы встретиться со своим гениальным коллегой Аткинсоном. Чтобы уточнить все нюансы исполнения роли «агента Ее Величества». Но все еще впереди. Очевидно, что украинский президент продолжит активную работу в направлении духовного единения с англосаксонской элитой. И как настоящий киевский пэр вскоре получит полное право гордо сказать: «Москаль, на британское добро зубы не скаль!»
Войцех Михальски,