Константин Паустовский описывает события, почти не представленные в учебниках В «Повести о жизни» есть глава, посвященная мирной демонстрации в Киеве и последовавшим за ней беспорядкам. По описанию своему события были очень похожи на «Кровавое воскресенье» 1905 года 9 января, однако случились позднее – 17 октября 1905 года. Мне показалось странным, что я плохо помню эти события. Решив, что я все забыла, стала читать информацию в официальных источниках. Но удивительным образом информация в них оказалась представлена крайне скупо, без объяснения причин и начала беспорядков.Все выглядит так, будто во всем виновата бесчинствующая толпа. Вскоре нашла в более подробную информацию, которая совпала с текстом Константина Паустовского. В 1905 вышел Царский Манифест, провозгласивший свободу слова, собраний и союзов, неприкосновенность личности, и содержащий обещание созвать Государственную Думу с законодательными правами. Он был с ликованием встречен революционными и демократическими кругами населения. Многие называли его "первой русской конституцией". Но Николай II и его правительство не собирались выполнять данных народу обещаний. Уже в день опубликования Манифеста 17 октября 1905г. во многих городах были разогнаны полицией и расстреляны войсками мирные митинги и демонстрации, начались черносотенные погромы. "Убийства, грабежи, поджоги, насилия, надругательства сопровождали эти погромы. Убивали детей, беспомощных стариков, женщин, выкалывали глаза, вспарывали животы и набивали их пухом из перин, разбивали черепа, стреляли в рот, избивали дубинами, сжигали заживо..." В «Повести о жизни» Константин Паустовский описывает все точно так же:
Толпа шла по Киеву на демонстрацию, люди ликовали, радовались Манифесту и новым свободам. Мы влезли на ограду Николаевского сквера, тоже кричали «ура» и бросали в воздух фуражки... Черный бронзовый Николай Первый стоял, выставив ногу, на постаменте среди сквера и надменно смотрел на этот беспорядок... – Куда мы идем? – спросил я девушку в каракулевой шапочке. – К городской думе. Там будет митинг. Мы теперь свободные, как птицы. Вы понимаете? – Понимаю, – ответил я.
Но вскоре по совершенно мирному шествию, где была молодежь, студенты, гимназисты, открыли пальбу без какой-либо причины. Мы выбежали дворами на Прорезную улицу и поднялись к Золотым Воротам. Мимо нас промчались две лакированные кареты «скорой помощи». Нас обгоняли, задыхаясь, бледные люди. На Прорезной проскакал отряд казаков. Впереди скакал офицер с обнаженной шашкой. Кто-то пронзительно свистнул вслед казакам, но они не остановились. – Боже, какая подлость! – повторяла девушка. – Какая западня! Одной рукой дать свободу, а другой – расстреливать!
Но и на этом власти не успокоились Сразу после обстрела мирных демонстраций они инициировали еврейские погромы. Константин Паустовский писал, что его отец и старшие братья пошли в дружину защищать евреев. В их доме прятали местных евреев.
Погромы в октябре 1905 года происходили практически на всей территории Российской империи, более чем в 600 городах! Многие еврейские семьи во время октябрьских погромов потеряли все свое, долгим и кропотливым трудом накопленное имущество, и оказались без всяких средств к существованию. Все октябрьские погромы были направлены против евреев и интеллигенции как наиболее активных участников революционного движения. Очень странно, что информация эта удобным образом забывается и стирается из источников. Очень странно, что многие защищают царскую власть и утверждают, что цари были добрыми и гуманными по отношению к народу, в частности Николай Второй. Константин Паустовский, напротив, очень хорошо показал, как рушились идеалы, как сходила на нет вера в царскую власть - в среде русской интеллигенции.