Из всех социологических контор самой честной и бескомпромиссной является «Социс» Игоря Грынива. Нет, правда.
Независимо от настроений в социуме Грынив четко и правдиво измеряет постоянно растущий рейтинг Петра Порошенко, у которого трудится в поте лица Геращенко придворным социологом, политологом и на полставки спичрайтером. Уважаю позицию. Честная «давалка». Не маскируется, не прогибается под изменчивые электоральные настроения.
Поэтому когда «Социс» публикует результаты своих исследований, их можно даже не читать. И так все понятно: «Евросолидарность» уверенно и мощно нагоняет партию «слуг», которые теряют рейтинг, а лично Петр Алексеевич пока чуть-чуть отстает от Зеленского в номинации «будущий президент». Пока еще Грынив стесняется моделировать результаты второго тура президентских выборов, в котором за «сывочолого» в едином порыве голосуют от 90 до 150 процентов избирателей, включая усопших в результате эпидемии ковида в США. Но, думаю, скоро бессменный руководитель и основатель «Социса» отбросит в сторону всякие там социологические предрассудки и никому и на хер не нужные «дизайн-эффекты».
И вы знаете, я оказался прав. Буквально когда писал этот материал, появились результаты «исследования» придворного социолога Порошенко. С предсказанным моделированием результатов первого и второго туров президентских выборов. Пока побеждает Зеленский, но очень неуверенно. Зато у «гетьмана» огромный потенциал. Во втором туре его уже готовы поддержать 42% честных украинцев со слезами радости на глазах. Действующего президента поддерживают пока 58%. И то с отвращением. Но это пока. Еще немного, и Петр Алексеевич уверенно будет выигрывать уже в первом туре.
Вот это, я считаю, правильная и принципиальная позиция. Другие же социологические конторы пытаются изобразить из себя невинных девочек на третьем десятке активной политической жизни с постоянной сменой партнеров. Чуть было не написал половой, но это и так подразумевается.
Лирическое отступление (можно не читать). Мне посчастливилось застать эпоху становления социологического бизнеса. Когда застенчивые и скромные академические институты, поставленные на грань выживания, зачастую напоминающую полноценную могильную плиту, вынуждены были барыжить опросами. Появились первые хитрож... выделанные посредники из фонда «Возрождение», которые заложили основы индустрии социопроституции. В девяностые годы, чтобы снискать хлеб насущный, подрабатывал социологом, благо в универе у нас был соответствующий курс, который мне очень понравился. Даже ездил на какие-то научные конференции, где встретил покойную ныне Бекешкину. Но о покойниках либо только хорошее, либо ничего. Поэтому о беспалом Ильке Кучериве писать тоже ничего не буду.
Остатки академический совести заставляли нас тогда очень серьезно готовиться к опросам. Помню, поручили мне писать гипотезу социологического исследования. Это основа основ. Тонкая работа. Теперь такую не делают. А я как раз праздновал новоселье. Снял интересную квартиру у Аси Соломоновны в Святошино. Очень депрессивный был райончик. Не обратил внимания на загадочную фразу хозяйки насчет кладовки, в которой некие неназванные люди «держат свои вещи». Как выяснилось, зря не обратил. «Добрыми людьми» оказались владельцы киоска во дворе. Тогда эти малые архитектурные формы исполняли роль супермаркетов. Там продавалось все. От водки «Кеглевич» со вкусом спелой черники до видеокассет. В как бы моей кладовке «добрые люди» хранили товар, за которым приходили в любое время дня и ночи. У них были свои ключи, поэтому особо меня эти визиты не беспокоили. Хотя поначалу напрягали. Ну и продавщицы бегали отлить в мой туалет. У них тоже были свои ключи. Единственным посетителем моей квартиры, у которого ключей не было, был здоровый кот палевой масти с перебитым ухом. Он приходил через форточку, благо квартира была на первом этаже. На мисочку в углу кухни я тоже поначалу внимания не обратил. Зря. Утром столкнулся нос к носу с кошаком, который посмотрел на меня укоризненно: мол, шо ж ты, гнида, о животном не побеспокоился? Короче, мы завтракали с котом чем Бог пошлет, ночью в кладовке шуровали какие-то люди, которые иногда оставляли мне в прихожей батончик шоколада крутой марки «Марс». Днем я работал, а как-то вечером пришел мой друг Ходя-дизайнер на новоселье с литровой бутылкой совершенно паленого «Абсолюта». Сначала он удивлялся частым визитам девочек под пятьдесят в туалет, потом привык, как и мы с котом. Мы втроем раздавили эту гадость, хотя кошак тактично отказался, налегая в основном на порезанную толстыми кусками колбасу. И когда уже все было хорошо, мою голову пронзила мысль: гипотеза, б…ть!
Мы тогда делали опрос Лановому. Малозначительный политик девяностых, который пер то ли в депутаты, то ли в президенты. Тоже, кстати, «соросенок». Но тогда близость к фонду «Возрождение» очень ценилась. За гипотезу он платил целых тридцать баксов. Огромные деньжищи по тем временам. Поэтому я поставил будильник на пять утра и, проснувшись в состоянии человека, растоптанного стадом невменяемых бизонов, сел за компьютер с процессором «Пентиум-286». Черно-белый экран светился зеленым курсором, а голова была девственно пуста. Кот слинял по своим неотложным делам, Ходя храпел на диване, и помочь мне было некому. Именно в таких условиях родилась гипотеза об «украинском Кеннеди». Якобы в обществе существует запрос на молодых политиков с прогрессивным мышлением, который надо выявить и творчески удовлетворить. Текст пошел легко и быстро. Поспешно переписав файл на «флоппи-диск» и покормив кота, погнал на встречу. Уже по дороге сообразил, что Ходя остался один и без ключа. Но скоро должны прийти девочки в туалет, так что не пропадет. Да и этаж первый. Кошак подскажет выход.
В метро меня посетила страшная мысль: Кеннеди застрелили! Вдруг заказчик решит, что я ему предрекаю смерть от пули Ли Харви Освальда? Хотя пишут, что стрелков было трое. Переделывать было поздно, поэтому пришлось поволноваться. Однако все закончилось очень хорошо. Лановой пришел в восторг от «украинского Кеннеди» и «новых лиц». Через несколько десятков лет этот алкобред оказался востребованным на очередном витке развития политической спирали, неудержимо стремящейся в анус. А теперь решительно отставим в стороне некому не нужные воспоминания про Асю Соломоновну.
Киевский международный институт социологии является одним из динозавров украинской социологии. Паниотто, Хмелько – это представители старой социологической школы, так сказать, олд-скул. Поэтому они очень застенчиво берут деньги. До сих пор осталось у них такое устаревшее чувство вины. Нет, не то чтобы отказываются. Боже упаси! Но пытаются хоть как-то соблюдать иллюзию приличий. Это ребята из «Рейтинга» совсем страх потеряли. Вообще все исполняют за гонорар, даже «Победу Пальчевского». Чистый прайс, без всяких там имитаций академического подхода. КМИС, повторюсь, еще сохранил остатки стеснительности. Поэтому когда я увидел результаты их ноябрьского опроса, слегка удивился. Хмелько очень тонко чувствует евроатлантический вектор развития нашей страны. Он столько денег освоил на «увеличение количества сторонников вступления в НАТО и ЕС», что можно выкупить баржу Гройсмана с херсонскими арбузами. И еще на особняк в Антибах (Лазурный берег) останется. Точнее, уже не осталось, поскольку содержать недвижимость в ЕС – очень дорогое удовольствие. Спросите у Рината Леонидовича. Он вам расскажет, как мучается с дворцом бельгийского короля.
А тут смотрю на цифры и ничего не понимаю. Количество сторонников евроинтеграции падает, желающих вступить в вожделенное НАТО меньше 50-ти процентов. Да еще нарисовалось 13% сторонников военного союза с Россией (ОДКБ). Свыше половины опрошенных надеются на восстановление дружеских связей с Россией, сторонники «войны до победного конца» составляют абсолютное меньшинство. Опять же более пятидесяти процентов за прямые переговоры с ДНР, ЛНР и Россией. Но не это самое страшное. «Оппозиционная платформа» Медведчука–Бойко опередила в рейтинге партий «Слугу народа». Два раз перечитал. Думал, может, съел чего. Нет, все точно: если бы выборы состоялись в ноябре, то «Платформа» набрала бы 22,1%. На втором месте «сывочолый», «ПЕС» которого собирает 19,3%, а президентская партия нюхает электоральную пыль со своими восемнадцатью процентами. Это первый социологический опрос, в котором оппозиция занимает лидирующие позиции в общенациональном рейтинге. Третье место у «президентской силы», которая была абсолютным лидером летом прошлого года... Это фиаско, братан!
Переварив полученную информацию о шокирующем наступлении «кремлевской пятой колонны», осторожно открываю президентский рейтинг. Он тоже весьма необычен. У Зеленского 33,3%. Теряюсь в догадках, откуда Володе его натянули. Возможно, за счет сторонников легализации конопли. «Сывочолый», как и у Грынива, на втором месте (17,3%). Но у него рейтинг меньше, чем у собственной политической партии, состоящей из крайне подозрительных личностей – Геращенко, Арьев, та же Сюмар. На четвертом месте (после Тимошенко) Юрий Бойко (10,5%). Неожиданно встречаю фамилию еще одного лидера «Оппозиционной платформы»: рейтинг Медведчука всего за пару месяцев подрос с 6,4% до 8,8%. Интересно девки пляшут: в лидерах общенационального президентского рейтинга сразу два представителя «Оппозиционной платформы».
Знаете, что первым делом сделали «порохоботы»? Путем невероятных интеллектуальных усилий они сложили рейтинги Медведчука и Бойко и пришли к выводу, что исследование КМИС заказное. Ну не может сумма процентов оппозиционеров превышать количество упоротых сторонников «Черчилля». А ведь превышает!
Я тоже некоторое время раздумывал о заказчиках исследований. Пришел к выводу, что стеснительные «голубые социологи», интегрированные до коленных чашечек в европейское пространство и НАТО, не возьмут деньги у оппозиции. У Смешко возьмут. У «сорсят» из «Голоса» – вообще без проблем. И если вы обратите внимание на аномально высокие показатели «Силы Гондона» и «Сороса», то можете сами прийти к подобному выводу. Опять же у меня лично есть серьезные подозрения насчет главы Офиса президента Ермака, который посылает гонцов с кэшем во все конторы. Формирует «позитивный имидж» Зеленского. Еще он, значит, свой видеобложик запустит, и вообще будет 35%.
Но вот общая расстановка политических сил – это проявление остатков «совести» руководителей КМИС. Слишком уже выпукло проявились тренды последних месяцев. Их обычно формулируют в гипотезе социсследования.
Первый: «Зеленский кинул всех с миром». Клоунада с украинской делегацией в ТКГ, когда спикером стал бисексуал-«порохобот» Арестович, а представителями Донбасса клоуны-«граноеды» из издания посольства США «Остров», не прошла незамеченной. Особенно предложение создать концлагеря для интернированных жителей Донецкой и Луганской областей.
Поэтому нет оснований удивляться усилению позиций Медведчука, Бойко и «Оппозиционной платформы». Они же не устраивают цирк с размещением британских баз и покупкой списанных английских бронекатеров, не бегут поздравлять «кладбищенского лидера» Байдена с «исторической победой», не призывают чествовать «американских украинцев» Джона Пындулюка и других, которые победили во Второй мировой войне Германию. Медведчук создал рабочий парламентский формат для ведения Минских переговоров без привлечения «порохоботов». Депутаты Бундестага, Национального собрания Франции – это не фейковые члены украинской делегации. И не Кравчук с его маразматическим планом.
Второй: Украину, вне всякого сомнения, накрывает вторая волна эпидемии. Естественно, в больницах творится настоящий кошмар. Не хватает всего – аппаратов ИВЛ, мест, лекарств. Люди лежат в коридорах. Срочно необходимо решить вопрос с закупкой вакцины. Зеленский и компания даже не понимают, как подступиться к решению проблемы. Президент просит канцлера ФРГ «зарезервировать чутка» не понятно какой вакцины для Украины. На фоне этих судорожных телодвижений «зелени» Медведчук, понятное дело, выглядит как настоящий радетель за народ: оперативно поехал в Москву, встретился с Путиным и решил вопрос с поставками российской вакцины.
Третий: на уровне рвотного рефлекса общество отторгает собачьих парикмахеров и свадебных фотографов. Спираль сделала очередной виток и еще глубже погрузила новые лица туда, откуда они вылезли. «Ценности майдана» вытесняются воспоминаниями о золотых временах «застоя», которые были при Кучме. Разочаровавшись в Зеленском народ
стал испытывать ностальгию по «нулевым», когда Украина переживала настоящий экономический бум: люди начали покупать автомобили, квартиры, бытовую технику. Появилась даже уверенность в затрашнем дне. На фоне «новых лиц» - дилетантов и бездарей, такие фигуры как Кучма, Кравченко, Кирпа сегодня кажутся настоящими титанами мысли и асами государственного управления. А из былой когорты в строю только Медведчук, который работал главой администрации президента. А еще раньше – был первым вице-спикером Рады. Вот ни разу не собачий фотограф. Или парикмахер.
Вот такая социологическая гипотеза работает. И получаемая «картинка» уже вписывается в личные ощущения многих. «Старорежимные социологи» почуяли тенденции и, поскольку трусливы до невозможности, не решились их игнорировать. Это моя гипотеза того, что произошло в КМИС. Думаю, она верна.