АВИАЦИЯ и иные...
13,068,229 33,404
 

  Technik ( Практикант )
14 ноя 2020 11:18:01

Из баек инженера-испытателя.

новая дискуссия Дискуссия  849

Наверное, это все же последняя. Не то чтобы ничего по-настоящему интересного и важного за время моей работы в авиации не было, но слишком уж много времени прошло, память может подвести, есть риск написать полную чушь. Поэтому -  In der Beschränkung zeigt sich erst der Meister («Только в ограничении проявляет себя мастер», как говорил великий Гете) - что в данном случае я понимаю как то, что пора поставить точку.
 
Можно было бы ограничиться ссылкой на байку в моем ЖЖ - но чтобы тем, кому будет интересно, не ходить по ссылкам - здесь полный текст. Итак...
 
Первый блин.
 
Прежде всего должен поблагодарить создателей сайта http://www.mirebs.com, посвященного ферритовой памяти для вычислительной техники конца 50-х, 60-х и части 70-х годов прошлого века -  до того момента, когда эту память практически окончательно вытеснили интегральные микросхемы. Именно на нем нашлись практически все фото, что будут в тексте. Спасибо, коллеги!
 
За время беспорочной моей службы вере (в коммунизм), царю (т.е. в те времена Политбюро ЦК КПСС)  и Отечеству за 26 лет имели место быть 223 командировки. Слишком далеко не ездил, даже за Урал не попал, но кое-где побывать довелось. Ну, и кое-что полезное сделать.
 
 «На комплекс» - т.е. в лабораторию, создающую большие системы, состоящие из нескольких подсистем и называвшиеся у нас комплексами (в отличие от «аппаратурщиков»,  разрабатывающих отдельные изделия - пульты, блоки, платы и т.п.), я перешел в начале 74-го, а до этого довелось трудиться в лаборатории-разработчике блоков памяти для бортовых ЦВМ нашей фирмы. Тогда, в самом начале 70-х, это были машины семейства «Орбита-10», уже вовсю шла разработка машин следующего поколения, «Орбита-20», но мне на «двадцатку» поработать уже не довелось.
 
Так вот самая первая командировка была связана с одним из изделий нашей лаборатории. Которой тогда руководил человек, которого мне очень приятно назвать – Сергей Ананьевич Лукьянченко. Ананьича, насколько знаю, уже нет в живых, светлая ему память…
 
А разработка была небезынтересная и очень нужная для ВВС. А именно – блок энергонезависимой памяти. Это сейчас в любую флэшку записал, скажем, полетное задание, вставил ее в  USB-порт (или что-то аналогичное) борта – и полетел. Или вообще по радиоканалу передал… А тогда об этом и не мечталось, все, чем  мы располагали для постоянного хранения информации (записал – и сколько угодно раз считывай, информация, в отличие от сердечниковых ОЗУ того времени, при считывании не теряется) – это ПЗУ на магнитных сердечниках, где информация записывалась именно прошивкой – навивкой провода вокруг элемента сердечника (немного упрощаю…), тем самым в соответствующем разряде слова «записывались» единица или ноль.
 
Это модуль ПЗУ предшественницы «Орбиты-10», БЦВМ «Пламя», в ПЗУ «Орбиты» использовались точно такие же магнитные сердечники.






 
Блок, назывался он БН10 («блок накопителя»)  имел очень ограниченные габариты, нам для него в составе ЦВМ выделили место для блока с шириной по «морде» 57 мм (есть такой стандарт ARINC-600, в его терминах это ширина «1 К»).
 
На фото ниже блок постоянной памяти и его платы - платы конструктива, принятого для «Орбиты-10». Микросхемы, что на платах -  гибридные микросхемы серии «Трапеция-3». Наш БН10 имел такие же габариты.



 
 
Но незадолго до начала разработки «Орбиты-10» появились ферритовые элементы, умевшие хранить записанную в них информацию почти что неограниченно долго. Т.е. записывающий импульс создавал в сердечнике магнитное поле, не изменявшееся при считывании - как  это происходило в магнитных ОЗУ того времени. Назывались эти элементы как сердечники ММС («модуляция магнитного сопротивления») - что отражало физику их работы. Ничего аналогичного в то время не было, и  ММСки стройными рядами пошли в БН10…
 
Но из-за того, что сердечники были огромных по нынешним временам размеров – вот такими –
 


удалось втиснуть в НН10 - накопитель блока, это отдельная плата -   всего-то 212 16-разрядных слов. Т.е. 424 байта. Почему не 256 слов хотя бы, знатокам цифровой техники понятно, что и 212, и 256 слов  имеют 8-разрядный адрес,  так почему бы не использовать адресное поле полностью… Нет, все то же самое, габариты НН10 не позволили. Прошу не смеяться, это все же самое начало 70-х… 
 
Вот несколько фото НН10: общий вид, вид со стороны печатной платы, вид со снятой крышкой, вид со стороны вилки разъема МРН (о нем будет пара слов в самом конце), кассеты (мы их называли - линейки) с элементами ММС - и на крайнем фото «боевой» НН10, надписи карандашом, надеюсь, понятны без лишних слов.








 





 
 
Несмотря на ничтожный по нынешним меркам объем памяти, наличие БН10 в составе ЦВМ позволяло заранее, и не на самолете, а где-то в штабе, подготовить полетное задание и хранить его столько, сколько потребуется. А когда нужно – вставить накопитель в блок прямо на борту – и полетели… Одним из самолетов, где БН10 использовался до недавнего времени – до модернизации борта установкой известного авиационным специалистам (и не только им) гефестовского комплекса СВП-24 – был фронтовой бомбер Су-24.

Вот БЦВМ Су-24 - ЦВУ10-058М. БН10 - в нижнем ряду крайний справа (фото из материалов сайта http://russianarms.su  ).
 

 
Каким примитивом все это выглядит с точки зрения сегодняшнего дня, не правда ли? Недаром говорится, что если бы транспорт развивался такими же темпами, как электроника, мы бы на Луну по выходным на экскурсии летали…
  
А вот на этом фото во весь свой маленький рост представлен элементик, который и явился тем пинком, что отправил меня в самую первую мою командировку, в Уфу, на  Уфимский приборостроительный завод имени Ленина (AndreyK-AV - привет! Улыбающийся ), где осваивалось производство наших БН10. А именно – импульсный трансформатор, цилиндрик с индексом 057.

 
 
Не погружаясь слишком глубоко в технику... Эти трансформаторы использовались в качестве гальванической развязки в схемах формирования считывающих импульсов – довольно-таки мощных, в пару сот миллиампер, если правильно помню. Назначение такого трансика – передать импульс без искажений и помех. В нашем БН10 схемотехника была почти такой же, как и в блоках постоянной памяти, БД10, но все же несколько отличалась – сердечники ММС требовали несколько иных параметров считывающих импульсов. В результате пришлось применить транзисторы другого типа, более мощные, чем в блоках БД.
 
Все началось с того, что из Уфы пришло сообщение, что БН10 сбоят – т.е. записанная в накопитель информация считывается с частыми и систематическими сбоями. И в тоже время блоки изготовления нашего опытного производства работали как швейцарские часы  (на всякий случай - часы нашего петродворцового часового завода работали и работают не хуже швейцарских)…
 
Мы обнюхали каждый элемент формирующего считывающий импульс каскада и приемников считанных с сердечников сигналов. Наша схема учитывала возможные и допустимые отклонения параметров элементов от номинала. Завод – другого и быть не могло! - работал строго по нашей документации.
 
На всякий случай по совету наших спецов я измерил параметры нескольких трансформаторов, а потом разломал их и проверил, а какой там провод, сколько витков в первичной и вторичной обмотках, и прочее. Все было четко по документации. Словом, надо ехать разбираться, а ехать - как потом десятки раз случалось в моей жизни – из нашей группы, кроме меня, и некому… Да и надо когда-то начинать работать без няньки...
 
Тем не менее, как было заведено в лаборатории (спасибо Ананьичу!), на первый раз меня не одного послали в Уфу, а в качестве «дядьки» приставили ко мне великолепного нашего специалиста, Володю Гольцова. Между прочим, пару лет назад вернувшегося из Египта – где он сопровождал эксплуатацию совсем уж первой нашей ЦВМ, «Орбита-1», на тех самых недосягаемых МиГ-25РБ, что наводили страх на весь Израиль. У него в Уфе были свои дела, ну, и заодно он за мной присматривал.
 
Первым делом я попросил показать в работе блок, который сбоил. Сбои были вполне случайные и нечастые – но они были, и это, конечно, было недопустимо. Потому что они приводили бы к отказам и сбоям той ЦВМ, в которую блок был бы установлен.
 
Потом мы вместе с уфимцами открыли блок, вытащили и поставили на специальный переходник одну электронную плату, затем вторую… Да, сбои были, и они неплохо наблюдались на осциллографе. А в чем их причина – было абсолютно непонятно. Было такое впечатление, что в схеме появился какой-то дополнительный конденсатор, через который пролезал некий паразитный импульс, он в конечном счете и порождал сбои. Но где?...
 
Монтаж плат – точно по чертежам. Элементы –  транзисторы и прочее – все покупное, все с военной приемкой… Единственный (кроме самого блока, конечно) изготавливаемый на заводе элемент – это те самые трансики. И, похоже, этот самый паразитный конденсатор подключен как бы в параллель трансику (шаг до отгадки оставался – но его еще надо было сделать…) .
 
Иду в цех, где их делают, выпрашиваю у начальника участка несколько штук. Разломал один, другой – все идеально. Тот же обмоточный провод, что у нас. Тот же – по документации – кольцевой сердечник… И лакоткань, которой обматывался сердечник перед намоткой провода, точно та же…
 
Спросил – а как же вы их делаете, ведь при вашем объеме выпуска блоков их десятки тысяч нужны? А у нас пара полуавтоматов есть, ответили, их вполне хватает. А можно посмотреть – да пожалуйста…
 
Нормальные такие автоматы, не чета той примитивной приспособе, что была  нас на фирме (ну, у нас не серия, выпустили трансиков за все время несколько сотен, и все), провод укладывают ровненько и плотно, любо-дорого глядеть. Плотно… И вот тут-то там, где положено, нужное реле щелкнуло…
 
Беру еще с десяток трансиков, и идем в измерительную лабораторию. Измеряем емкость между первичной и вторичной обмотками трансика – и отлегло… Потому что она из-за той самой плотной намотки оказалась в несколько раз больше, чем та, что я замерил у нас на фирме. Это и был тот самый паразитный конденсатор, через который пролезала помеха...
 
Автомат допускал некоторые вольности в настройках. Я попросил сделать не совсем обычную, намотали несколько трансиков – и мы получили тот же результат, что и на трансиках нашего изготовления. И в документации появились шесть слов, закрывших проблему навсегда – «Вторичную обмотку наматывать без натяжения провода».
 
Конечно, в нескольких ранее выпущенных платах, где были установлены трансформаторы, пришлось их заменить на новые, изготовленные с учетом моей работы. Блок поставили на прогон, гоняли сутки, как и ожидалось, ни единого сбоя. Победа.

Эта история не прошла и мимо Заказчика, задавшего сакраментальный вопрос – а что будем делать с заделом? А что, если «старый» трансформатор вдруг попадет в ваш блок?
  
Но тут подключился и Володя, и нам совместными усилиями удалось убедить Заказчика в том, что, во-первых, «старых» трансиков больше не будет, во-вторых, трансик - элемент практически безотказный (разве что по нему молотком стукнуть, и очень сильно). В-третьих, никто в частях доискиваться до причин отказа не будет – заменят блок, а отказавший – в ТЭЧ или на завод, в-четвертых, никто нигде в здравом уме (и в нездравом тоже) не будет заменять трансик в нашем БН10, вытаскивая для этого трансик из какого-нибудь старого БД10 (блока постояннной памяти)…  В результате уговорили, и в извещении на доработку документации на трансик появилась вожделенная фраза – «Задел не дорабатывать»…
 
После возвращения в лаборатории встретили меня без излишнего энтузиазма, чепчики никто в воздух не бросал. Справился – молодец. А тут тебя новая работа ждет…
 
Словом, первый блин испекся вполне успешно. Сколько их было потом – все уже и не вспомнить. Нормальная инженерская жизнь… 
  
P.S. Байка есть байка. Где-то наверное, подвела память, кое-какие моменты опущены - вряд ли кто-то теперь вспомнит про промежуточный этап, времянку в виде накопителя НН10-2 - который даже успел полетать… Просто хотелось показать, до каких мелочей порой приходилось докапываться, чтобы обеспечить нормальную работу изделия.
 
А уж какие чудеса иной раз бывали… Весь отдел как-то сбежался к нам смотреть на «папу» разъема МРН - того, что на НН10 - нет, не установленного на печатную плату, а выпаянного из нее. Потому что при замере тестером сопротивление между соседними штырьками было, как и положено, «мегомным», но если поменять щупы тестера местами - несколько килоом. Словно там, в пластмассе, между штырьками диод был запаян…
 
А чего стоила история на «Кайре» (МиГ-27К), когда из-за отказов ЦВМ «Орбита 20» в полете были загублены несколько испытательных полетов. Стоит ли говорить, что на земле она работала безукоризненно. А причиной был отвалившийся от контактной площадки крохотный кусочек припоя в корпусе одной из микросхем - который в полете болтался внутри корпуса и замыкал выводы - что и приводило к отказам ЦВМ… Сколько было таких чудес… Ничего, справлялись!
Отредактировано: Technik - 14 ноя 2020 11:37:45
  • +2.52 / 78
  • АУ
ОТВЕТЫ (26)
 
 
  DimonT ( Слушатель )
14 ноя 2020 13:53:15

Немного не понял - этот "057" шёл и в БН10 и в БД10?
И они, БН10 и БД10, выпускались одновременно на одном заводе?
Т.е. таким образом у завода не возникло проблем с "использованием по назначению" "недоработанных" трансформаторов - но только в БД10?
И интересно сколько стоил такой трансформатор - и сколько их у завода уже было в "загажШнике"Улыбающийся

*-корр
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  osankin ( Слушатель )
14 ноя 2020 14:06:30

В загаШнике...
Гашник - пояс, за гашником - за поясом.Подмигивающий
  • +0.27 / 9
  • АУ
 
 
  Technik ( Практикант )
14 ноя 2020 18:12:05

Да, именно так - и БД, и БН делались на УПЗ имени Ленина. Судьбу выпаянных из плат БН10 трансиков я не знаю, скорее всего, возможно, они пошли в БД. Просто из тех печатных плат, еще двухслойных, печатные проводники с обеих сторон стеклотекстолита, при использовании  отсоса  припоя из места пайки элементы с такими выводами, как у трансиков, выпаивались на ура (уфимские девушки-радиомонтажницы это делали не так, как Вы, камрады, могли подумать Веселый, для этого был специальный пневмоинструмент).

Сколько они стоили - трудно сказать... Думаю, несколько десятков копеек - напомню, что тогда проезд на метро стоил пятак. А сколько было в загашнике - полагаю, не так уж и много. Столько, чтобы обеспечить текущий выпуск блоков БД и БН - т.е. отдел комплектации, или уж кто там на заводе этим ведал, заказывал нужное для текущего выпуска блоков количество, и все.

НН10 еще и Чебоксарский приборостроительный освоил, пришлось пару раз съездить в Чебоксары. Лучший в моей жизни спирт, который довелось попробовать, был именно там. Им (согласно технологии) промывали НН10 после распайки линеек - чтобы смыть паяльный флюс, это раствор канифоли в спирту. На первых НН10 использованный спирт сливали в канализацию, но, уверен, рабочий класс быстро пресек такое кощунство. Наши люди и от цианистого калия  его бы очистили и употребили по основному назначению, а не только как средство для протирки оптических осей.
  • +0.88 / 19
  • АУ
 
  osankin ( Слушатель )
14 ноя 2020 14:11:46

Если правильно помню, то нормативной документацией моего времени регламентировалась другая фраза: "на заделе не отражается". Это было время ЕСКД. В описываемое вами время действовала СЧХ - система чертёжного хозяйства. Я её отголоски застал в школе на черчении в пятом-шестом классах.Подмигивающий
  • +0.13 / 3
  • АУ
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
15 ноя 2020 16:43:44

И других фраз Вам "регламентировано" не было?

Врете Вы всё, однако.
В советской десятилетке черчение преподавалось с седьмого класса. До шестого включительно было Рисование Изобразительное искусство.
  • +0.32 / 12
  • АУ
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
15 ноя 2020 21:17:56


Вас что-то смущает?



Не вру, а добросовестно ошибаюсь. С шестого класса точно было черчение.
  • -0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  slavae ( Слушатель )
15 ноя 2020 21:20:50

http://www.bolshoyvo…-sssr.html
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  Налим_23 ( Слушатель )
15 ноя 2020 21:56:06

Поздравляю вас, гражданин, соврамши! 
Или как вас там называют ваши заокеанские хозяева?
Уж он и завхоз, и Ту-160 делал, и ракеты 53Т6...поразительная многопрофильность.
Мерзкий тип. Но форум терпит, значит, нужен 
  • +0.22 / 12
  • АУ
 
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
16 ноя 2020 02:00:02

Вам завидно? Подмигивающий
  • -0.35 / 15
  • АУ
 
 
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
15 ноя 2020 22:31:50

Да.
Ваша безаппеляционность.
Я тоже  видел и ИИ, и ПИ ...
Я никогда в жизни подобных документов не "рожал", но некоторые из них визировал.

Это было в какой-то другой школе, не советской.
Или у Вас была какая-то спецшкола?
Если это так, то, будь ласка, расскажите в каком классе это Ваше черчение закончилось?
Я лично очень хорошо помню, что в школе изучал черчение с 7-го по 9-й класс (включительно).
Я и фамилию-имя-отчество своего учителя черчения помню (впрочем, я практически всех своих учителей, больше учительниц, помню и чту). И я благодарен ему за то, как он преподавал. На первом курсе института многие ребята и девчата имели большие проблемы с "Инженерной графикой" (то самое Черчение). У меня таких проблем не было благодаря школьному черчению.
  • +0.33 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
16 ноя 2020 02:02:24

Термин "стандарт предприятия", он же СТП, вам о чём-нибудь говорит?
  • -0.28 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
16 ноя 2020 16:01:43

Говорит.
Говорит о том, же, о чем гворил я.
В каждой "избушке" свои СТП-ушки.
У Вас был свой СТП, а у Техника вполне возможно, что тоже был свой и он мого отличаться от Вашего.
Другое дело, что почему СТП, а не ОСТ или ГОСТ?
  • +0.40 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
16 ноя 2020 16:21:39

СТП стандартизируют кучу разных процессов на предприятии.
Например: СТП по Авторскому надзору.
ГОСТ стандартизирует продукцию предприятия.
Например ГОСТ на тушенку или сгущенку.
  • +0.06 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
16 ноя 2020 16:25:23

Это я знаю.
Но есть же ГОСТы регламентирующие выпуск тех самых ИИ.
И да, ГОСТЫ не только продукцию "стандартизируют", 
Например, та же "Стандартная атмосфера" - это ГОСТ.
  • +0.32 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
16 ноя 2020 16:31:31

И все таки, СТП стандартизируют процессы, устанавливают
организацию, порядок и процедуры управления какой либо
деятельностью на предприятии. Еще как пример СТП по
"Управлению технологической оснасткой". По сути это рабочие
и должностные инструкции на новый лад. 
  • +0.04 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
17 ноя 2020 08:40:28

Во время моей работы конструктором это были в первую очередь ограничители, то есть, напрмер, выборка номенклатуры метизов, допусков и посадок, качества обработки (шероховатости) поверхности изделий, типов сварных соединений, видов сварки, термообработки,  упрочнения поверхности, а также других требований установленных отраслевыми и государственными стандартами, которые применяются на предприятии. Таковыми они по сути являлись и на Казанском пороховом.
  • +0.03 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Салон62 ( Практикант )
16 ноя 2020 20:35:24

Давно уже "СТО". Отстали от жизни, камрад.Подмигивающий
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
16 ноя 2020 23:57:45

Не знаю, кто отстал, но ещё в 2012-13 годах на местном пороховом довелось заниматься именно составлением СТП в рамках системы обеспечения качества продукции. И соответствующий ОСТ РВ предусматривал именно составление СТП.
  • -0.21 / 6
  • АУ
 
  Салон62 ( Практикант )
14 ноя 2020 17:07:10






   Спасибо, камрад! У меня аж слезу выбило, от ностальгии! Транзисторы ещё германиевые, похоже, 1Т... Правильно установлены для работы в условиях воздействия больших вертикальных (относительно платы) ускорений. Кверху "пузом".
  Не разглядел, но возможно ещё и приклеены клеем ВК...Улыбающийся
  • +0.50 / 18
  • АУ
 
 
  Technik ( Практикант )
14 ноя 2020 18:41:18

Спасибо на добром слове, камрад. Германиевые - если только на "Пламени" и на "Орбите-1", на "десятке" уже шли только кремниевые, в тех самых каскадах в БД стояли 2Т603А, а в БН10 - 2Т608. Почему помню - а просто и те, и другие в кое-каких моих самоделках неплохо работали... Подмигивающий 
  • +0.91 / 21
  • АУ
 
 
  DimonT ( Слушатель )
14 ноя 2020 19:43:57

Вот так походя вы и раскрыли одну из забытых загадок детства "а почему так!?" Веселый
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
  НАлЕ ( Профессионал )
15 ноя 2020 16:39:25

Браво!Нравится
Классические примеры того, что мелочей не бывает.
Не бросайте, пишите ещё.
  • +0.35 / 5
  • АУ
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
17 ноя 2020 23:41:37

Приветствую.
Я на завод устроился чуть позднее, в самом конце 70х, с перерывам на службу в СА.Улыбающийся
Точнее не на сам завод, а в базовую лаборатории 106НИТИ при УПЗ/УППО (сам НИТИ в городе Саратов был.)  
И вот насчёт мощностей. 
К тому времени наш конструкторский отдел завершил разработку станков прошивки памяти, 
и доработки вели в основном технологический отдел и наш отдел АСУ, 
сами же конструктора сконцентрировались на разработке станков ЭХО.
Станки замещали огромные цеха вязальщиц, которые шили память вручную, по книгам приходившим из какого то питерского КБ. На заводе был его филиал, я кстати тогда впервые увидел быстровозводимое каркасное здание внешне похожее на ангар, его для филиала КБ поставили на несколько месяцев... 
Вязальщиц были многие сотни, и они противились внедрению станков. К примеру, утром, до начала работы, выливая чай на блок управления. Но как не сопротивлялись "лудисты", прогресс неумолим, и вместо вязальщиц станки, а вместо книг перфолента, оригинал лавсановая, рабочая копия бумажная и громадные стеллажи  с перфолентами, на каждой ячейке названия изделия... Я эти названия конечно не помню, но скорее всего похожи на названные Вами. В цеху многие из них называли "Нью-Орк", "Лондон", "Бонн".... подразумевая куда эта память направит изделие, память то для изделий коих было очень много разных, от авиа до ракетных... .
Количество лент было такое, что порой путались, да перфоленты рвались, вот нам и дали задачу организовать их оцифровку, хранение на магнитных носителях, и автоматическую раздачу на станки прошивки, объединенные в один автоматизированный участок. Срок поставили для тех времен вполне большой, полгода. Технологи разрабатывали платы управления и платы приема передачи данных, а мы драйверы, а так же управляющий софт, в виде многозадачной и многопользовательской ОС с файловой системой, контроля раздачи и прошивки согласно плановому заданию. 
Оценив здраво свои силы, два человека и ещё два помощника, мы не стали писать ОС, а просто разобрали одну многопользовательскую ОС, без файловой системы, а другую однопользовательскую с файловой, объединили их функции и получилась и многопользовательская, многозадачная с файловой системой... Ну и естественно систему управления и контроля....
Все это работало как минимум до 2000-го, меня и моего товарища нашли тогда по линии военкомата и потребовали ответить не помешает ли системе проблема 2000.... подумали, и ответили не помешает..., а как максимум год 2004(5), когда знакомые из заводского КБ и СНТ сказали что создают, замену на базе ПС, так как зип плат М1 и для Электронник-60 закончился. 
А насчёт качества, так на УППО был культ качества и технологических школ. И военная приемка была на очень высоком уровне. Военпреды специально получали профильное образование, к имеющемуся военному. К примеру, со мной в группе на приборостроительном факультете учились два военпреда. И из разговоров с ними, я понял что это обязательно.
  • +1.35 / 36
  • АУ
 
 
  osankin ( Слушатель )
18 ноя 2020 07:52:29

Венгерское здание. Затраты на приобретение и монтаж относительно небольшие по сравнению с капитальными конструкциями, зато зимой отапливать зае...долбаешься. Правда, в те годы электроэнергия дешёвая была.
  • +0.15 / 4
  • АУ
 
 
  Technik ( Практикант )
18 ноя 2020 08:23:01


Конечно, на Завод до меня большинство наших специалистов за годы сотрудничества (в плане освоения и производства наших разработок) ездили не один десяток раз. Как-то раз мы поехали вдвоем, с моим коллегой и в каком-то плане учителем (хотя мы с ним одногодки, просто он пришел в лабораторию на несколько лет раньше меня). И там, на заводе, он познакомил меня со своим  другом, если память не изменяет, начальником цехового ОТК. 

Так вот Саша, так его звали, рассказал, что за одну-единственную "сухую" пайку монтажника лишают месячной премии. Сухая пайка для тех, кто не в курсе - это когда припой не полностью заполняет пистон (для простоты - это металлизированное отверстие в печатной плане, куда вставлен вывод электрорадиоэлемента), в пайке есть воздушный пузырек, как бы каверна. Уж как контролеры  находили такие пайки - это высший пилотаж...

Так что да, культ качества был. И еще какой...
  • +1.09 / 29
  • АУ
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
22 ноя 2020 15:23:39

Культ качества был заложен 
и в заводской традиции, это и празднование "Дня Авиации" когда "весь завод" 18 августа цехами и отделами шел на заводской стадион праздновать, а там и спортивные, и культурные мероприятия, и праздничный перекус, и колонны завода на демонстрациях как майских, так и ноябрьских, с песнями, плясками, и конечно с горячительным спрятанным в тележках, и....
и в отношении завода к отдыху и здоровью заводчан, отсюда базы как на территории Башкирии, так и на ЧПК, отсюда и строительство дворца спорта, и шефствовали над тогда ещё никому неизвестным клубом "Салават Юлаев", он кстати вышел в высшую лигу, ещё в период шефтвования УППО...
А так же система образования, подшефные школы, собственное ПТУ, практически собственный ФАП при УАИ, ныне УГАТУ, и кажется не только приборный факультет, а и еще один почти собственный от завода, но тут не помню.... 
И что интересно, заводской ЯК40 во второй половине 80х, можно было арендовать цехом или отделом и слетать как на ЧПК, так и в сторону Байкала. Цена была невысокая, образовалась очередь, а мы хоть и свои но со стороны, оказались в конце и не успели, до пика конверсионного шабаша...
Был такой примечательный факт, завод не смог выпускать стиральные машины активаторного типа, ибо требования к качеству низкие, значит и низкая квалификация персонала, а на заводе таких было мало и они заняты, как итог завышенная себестоимость, и завод отказался. Зато бритвы Агидель на "ура" освоили, как затем и видеомагнитофоны, но последние вышли слишком поздно, и конкуренция с брендами была не в их пользу, в основном из за непонимания важности рекламы и раскрученности марки...Ну и другая проблема, на завод шли пластмассы для корпусов, которые использовали как в основном производстве, так и ТНП, так вот забракованные вонкой пускали в ТНП, а это приводило к таким казусам - иду к себе, а идти мимо мусорной площадки, которая обычно чистая с контейнерами полу наполненами стружкой и иными производственными отходами, а тут бац гора высотой в два этажа из корпусов бритв, видеомагнитофонов... Бракованная пластмасса.
Словом культура производства, культ качество понятие многомерное, во многом социальное.Улыбающийся
  • +0.71 / 27
  • АУ