Недавно Евросоюз объявил о заключении с Китаем инвестиционного соглашения, переговоры по которому велись семь лет, а их завершение совпало по времени с концом срока полномочий Германии в качестве председателя Совета Евросоюза.
Далеко не все встретили это соглашение с одобрением, и многие критики отметили, что в список незначительных уступок, на которые пошел Китай, — к примеру, расплывчатые обещания улучшить условия труда на предприятиях, — не вошли обещания проводить публичные тендеры, подписать Соглашение ВТО о государственных закупках или принять систему инвестиционных судов, которая позволяет решать споры между инвесторами.
Даже дружественное Евросоюзу издание Financial Times объявило эту сделку «стратегической победой» Китая.
Пока эту сделку нельзя назвать свершившимся фактом, поскольку процесс одобрения может затянуться до 2022 года. Это соглашение должно будет пройти юридическую проверку, его нужно будет перевести на множество языков, после чего правительства стран Евросоюза, Европейский парламент и национальные парламенты должны будут его утвердить.
Таким образом, у Соединенных Штатов есть время, чтобы объяснить Европе, какими могут быть последствия ее сближения с Китаем.
Соединенные Штаты должны объяснить Европе тщетность попыток заставить Китай соблюдать требования соглашения, пока Китай требует передавать ему технологии, крадет те технологии, в доступе к которым ему отказывают, и нарушает нормы защиты прав трудящихся, которые он вроде бы пообещал соблюдать. Американцы на собственном опыте убедились, что эти попытки обречены на неудачу.
Если это ни к чему не приведет, Соединенным Штатам стоит напомнить Европе, что деятельность европейских компаний, которые связаны с Китаем (то есть в которые китайцы успели проникнуть) будет подвергнута тщательной проверке, если они попытаются вести дела в Соединенных Штатах или зарегистрироваться на американских фондовых биржах. Намек на характер отношения Евросоюза к Соединенных Штатам содержится в его попытках регулировать деятельность американских технологических компаний, чтобы усилить собственный технологический сектор вместо того, чтобы создавать более благоприятные условия для ведения бизнеса. Такой подход «сверху вниз» хорошо знаком Пекину, который обязательно попытается манипулировать процессами в Евросоюзе, чтобы задушить своих американских конкурентов и увеличить степень зависимости Европы от Китая.
Однако, если Европа продолжит настаивать на своей «стратегической автономии», Вашингтону следует исполнить это ее желание, выведя своих военных из Европы. Без американских военных НАТО — ничто.
Затем Соединенным Штатам необходимо будет приложить усилия, чтобы вновь собрать вместе Большую тройку.
В идеальном мире Евросоюз состоял бы в альянсе с Соединенными Штатами, чтобы они могли вместе противостоять вызовам со стороны России и Китая. Но если Евросоюз вступает в альянс с Китаем, Соединенным Штатам не следует тщетно бороться за внимание Европы. Америке нужно объединиться с Россией, чтобы сбалансировать мощь Китая.
Это будет не первая кампания, которую проведут Соединенные Штаты, Великобритания и Россия. Кроме того, в этой новой кампании примут участие и другие партнеры, а именно участники Четырехстороннего диалога по безопасности — Соединенные Штаты, Индия, Япония и Австралия, которые недавно провели совместные военные учения.
Известно, что лидеры Великобритании и Соединенных Штатов времен Второй мировой войны с недоверием относились к лидеру Советского Союза, то есть западные столицы уже знакомы с подобной формой взаимодействия. С учетом этого перетянуть Москву на свою сторону будет непросто — что делать со всеми теми санкциями, которые Соединенные Штаты называют своей «московской политикой», — но у какой другой страны есть общая граница с Китаем протяженностью в 4200 километров? (На самом деле такая граница с Китаем есть у Индии, но об этом чуть ниже.)
В Соединенном Королевстве России придется соблюдать некоторые ограничения. Разумеется, она не станет этого делать, поэтому британцам придется применить «полицейскую дубинку» в первый же раз, когда они заподозрят российские «спецслужбы» в неких дурных намерениях. То же самое стоит сделать и на второй, и на третий раз. После хакерской атаки на системы компании Solar Winds Россию, вероятно, можно заставить соблюдать «правила кибер-движения», чтобы умерить пыл ее агентов.
Путин будет искренне радоваться своей удаче, потому что он знает, что в отношениях с Китаем он занимает позицию младшего партнера, поэтому для него гораздо выгоднее оказаться в одной упряжке с Соединенными Штатами и Соединенным Королевством. Учитывая те чувства, которые в России пробуждают воспоминания о Великой отечественной войне, Москва, вероятно, захочет сотрудничать со своими партнерами времен Второй мировой войны, чтобы снова разгромить фашизм, у которого на этот раз китайские черты.
Таким образом, возможно, Соединенным Штатам удастся организовать «присутствие» России у северной границы Китая, в то время как Америка и Великобритания займутся укреплением сотрудничества в области безопасности с Индией вдоль ее границы с Китаем протяженностью в 3400 километров. Япония и Австралия будут действовать к востоку от Китая, что в свою очередь заставит такие небольшие государства, как Вьетнам, укреплять связи с Соединенными Штатами и их партнерами.
Речь не идет о том, чтобы полностью игнорировать Европу, однако она не является приоритетной целью. Если Китай получится сдержать или направить в другое русло, то с Европой можно будет работать в случае возникновения таких возможностей.
Между тем Польша и Венгрия уже успели рассердить Евросоюз, заявив о своем суверенитете, и, вполне возможно, они заинтересованы в том, чтобы избежать влияния Китая и укрепить их отношения с Соединенными Штатами и Великобританией. Украина и Белоруссия находятся в более трудном положении, поскольку они вынуждены противостоять России, и они вряд ли захотят сделать такой выбор, который укрепит позиции Москвы.
Соединенным Штатам стоит оказать давление на Европу и использовать свои двусторонние соглашения, чтобы разрушить новые отношения этого континента с Китаем.
Тем не менее, самая трудная задача лежит на плечах Вашингтона, потому что конгресс, сторонники санкций и значительная часть представителей внешнеполитического сообщества стремятся развязать вторую холодную войну. Существует масса долгосрочных личных, профессиональных и финансовых отношений, которые сохраняются благодаря нынешнему уровню взаимодействия с Европой, но это Европа холодной войны, Европа, которая прекратила свое существование в 1991 году, то есть 30 лет назад, Европа, которая идет своей дорогой.
Джеймс Дюрсо — исполнительный директор консалтинговой компании Corsair. Входил в Комиссию по закрытию и реорганизации военных баз и в Комиссию по государственным военным контрактам в Ираке и в Афганистане. Он 20 лет служил в ВМФ США, специализировался на логистике и помощи в обеспечении безопасности. Он проходил военную службу в Кувейте и Саудовской Аравии, служил офицером снабжения на подводной лодке USS SKATE.СсылкаПусть сначала все санкции снимут, а мы после этого посмотрим...