Украина и украинско-российские отношения
204,751,187 348,203
 

  Boris Bakhterev ( Специалист )
27 янв 2021 10:45:35

Военные расходы Украины в 2020 г. (в части расходов Минобороны)

новая дискуссия Аналитика  457

Первое. В боевых действиях или их обеспечении задействованы силы и средства различных ведомств. Поэтому с точки зрения оценки военных расходов интерес представляют расходы, кроме МО, других ведомств - самостоятельных распорядителей бюджетных средств. В 2020 г. это были: МВД, в том числе НГ (12,4 млрд грн) и Госпогранслужба (13,3 млрд грн), СБУ (12,3 млрд грн), ГУР МО (3,6 млрд грн), СВР (2,4 млрд грн). Тем не менее, ограничимся МО, поскольку его 118 млрд грн – явно  основная часть военных расходов.

Второе. Бюджетные расходы раскрываются в разрезе: программной классификации, функциональной классификации и экономической классификации. Программная классификация, это, например – «Міністерство оборони України», а внутри: «Забезпечення діяльності Збройних Сил України та підготовка військ», «Розвиток озброєння та військової техніки Збройних Сил України» и т. п. Функциональна классификация, например: «Загальнодержавні функції» или «Оборона». Экономическая классификация: «Оплата праці», «Оплата комунальних послуг та енергоносіїв» и т. п. К сожалению, форма отчетности, в которой расходы раскрываются одновременно во всех трех разделах на Украине не публикуется. Поэтому придется прибегать к некоторым приемам, которые снизят точность наших цифр, но зато сделают их понятней.

Третье. Источником информации будут:

Законы Украины «О государственном бюджете Украины», а именно приложения №3 «Распределение расходов». В них бюджетные расходы приводятся в соответствии с программной и функциональной классификацией и частично – экономической классификацией, а именно, отдельно выделено: «Оплата праці», «Оплата комунальних послуг та енергоносіїв» и «видатки розвитку» (т. е. расходы «на развитие»). Т. е. это форма, в которой расходы раскрываются наиболее детально. К сожалению, бюджеты обычно исполняется с отклонениями от закона о бюджете, иногда, с очень значительными отклонениями.

Поэтому также воспользуемся отчетами Казначейства о выполнении бюджета, а именно «Расходы в разрезе программной классификации». Тут уже придется обойтись без экономической классификации.

Четвертое. Полученные за ряд лет данные нужно как-то сравнить. Инфляция на Украине, начиная с 2014 г., пять лет держалась выше 10% в год и только в 2019 г. опустилась ниже 8%. Проблема в том, что «универсального» измерителя инфляции не существует. Обычно используемый в таких случаях индекс потребительских цен может быть плохо применим к таким специфическим расходам, как государственные расходы на оборону. Дефлятор ВВП, возможно, лучше подходит. Возможно, еще лучше подходит дефлятор ВВП, применяемый для расходов в секторе государственного управления. Придется смириться с тем, что у нас будут не точечные, а интервальные оценки физического объема анализируемых расходов. Данных по дефлятору ВВП за 2020 г. пока нет. Чтобы не ждать мая, я взял данные «с потолка». Уверен, что они достаточно близки к тому, что насчитает Укрстат и для наших целей годятся.

Итак, исходные данные:


Расходы государственного бюджета Украины по разделу «2100000 Міністерство оборони України»



Данные из Приложения №3 «препарированы» следующим образом:
- Расходы на оплату труда и коммунальные услуги из всех разделов собраны вместе и показаны отдельно.

- Самой крупной статьей является «Забезпечення діяльності Збройних Сил України та підготовка військ». Из нее вычитаются, показываемые отдельно затраты на оплату труда и коммунальные услуги, а также «видатки розвитку». По моим представлениям, тогда в этой строке остаются затраты на вещевое довольствие, на топливо и ГСМ, а также расходы, непосредственно связанные с ведением боевых действий и боевой подготовкой.

- Значительную часть статьи «Прочие, развитие» с 2016 по 2018 г. составляют странные расходы, названные  «Видатки для Міністерства оборони України на реалізацію заходів щодо підвищення обороноздатності і безпеки держави», т. е. «Расходы для Министерства обороны Украины на реализацию мероприятий по повышению обороноспособности и безопасности государства». В 2016 г. – это 3,6 млрд. грн., в 2017 г. -  4,5 млрд. грн. и в 2018 г. – 2,7 млрд. грн.

Это были данные из закона о бюджете, а вот фактическое исполнение с указанием наиболее существенных отклонений:


В 2013 г. фактические расходы оказались ниже бюджетных ассигнований. Экономили на утилизации (сокращение на 70%), ВиВТ (на 25%) и на всем остальном (приблизительно на 7%).
В 2014 г. МО получило сверх уже принятого бюджета отдельной строкой на «Проведення невідкладних заходів щодо забезпечення національної безпеки» 10 356 млн. грн., на «Проведення антитерористичних операцій, інших спеціальних заходів та забезпечення правопорядку на державному кордоні» – 762 млн. грн., на «Виплата грошового забезпечення та забезпечення харчуванням військовослужбовців Збройних Сил» - 276 млн. грн., на «Закупівля озброєння та військової техніки» – 200 млн. грн., и еще по мелочи.


С учетом всего вышесказанного реконструируем фактические расходы МО:


Отчеты Казначейства о фактическом исполнении бюджета не содержат данных в разрезе функциональной классификации. Однако терять такую крупную статью как «Оплата труда» не хочется, поэтому перерасход или недоисполнение по статье «Обеспечение деятельности» частично отношу на «Оплату труда» – пропорционально доле оплаты труда, какой она была предусмотрена бюджетом. В последние годы отклонение исполнения от бюджета незначительное, значит – больших ошибок здесь быть не должно.

Теперь попробуем учесть инфляцию и сделать данные сопоставимыми.



В итоге расходы МО Украины в ценах 2020 г. выглядят примерно следующим образом:




ВЫВОДЫ
Развертывание ВСУ произошло в 2014-15 гг. Сначала весь рост военных расходов шел на заработную плату и обеспечение деятельности. С 2015 г. выросли расходы на развитие ВиВТ, но до 2018 г. они оставались незначительными. А вот последние три года они составляют уже $700-900 млн.
Это уже заметно. Для сравнения, в августе 2017 г. Минобороны РФ заключило контрактов на 170 млрд. руб., предусматривающих поставку или ремонт с модернизацией 800 единиц военной техники https://bmpd.livejournal.com/2808456.html. 20-25 млрд грн – это порядка 60-80 млрд Минобороны Украины, т. е. около 400 единиц техники, бригада в год? Эта техника «размазана» на два с лишним десятка бригад. Тем не менее, боеспособность ВСУ последние три года, пусть медленно, но растет.
Второй важный вывод – в 2020 г. Украина сумела сохранить финансирование ВСУ и, возможно, даже увеличить. А ведь год был очень сложный для украинского бюджета. Это говорит о приоритетах украинской политики и влиятельности «партии войны».
Впрочем, есть и хорошие новости. Бюджет МО на 2021 г. меньше прошлогоднего: 117,6 млрд грн против 120,0 млрд грн. Можно рассчитывать, без секвестра не обойдется и фактическое исполнение будет еще меньше. Можно рассчитывать, что начнут сокращаться расходы на приобретение ВиВТ. По моему мнению, это очень важно. Сокращение военного бюджета будет означать признание невозможности военного решения проблемы Донбасса. В свою очередь, это сделает бессмысленным содержание ВСУ в нынешнем виде – слишком обременительных для слабой экономики и все равно ни для его не пригодных. Надеюсь увидеть в следующие 3-5 лет прогрессирующее сокращение бюджета МО, сокращение численности ВСУ, снижение ее активности в Донбассе. Все это неизбежно будет сопровождаться важными переменами во внутренней политике. Но это пока только ожидания.
Отредактировано: Boris Bakhterev - 27 янв 2021 13:23:13
  • +0.73 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!