ЦитатаПо данным таможни и компаний-производителей, суммарный импорт дизтоплива, а также объемы его производства в Украине выросли в 2020 году на 301 тыс. т, до 7,38 млн тонн.
Об этом идет речь в итоговом годовом обзоре ценового агентства Argus «Украинский рынок отразил атаку Covid-19». Сообщается, что в прошлом году наблюдался максимальный объем поставок на рынок Украины за всю историю мониторинга Argus с 2010 года. Аналитики агентства отмечают, что объемы повысились в основном вследствие увеличения производства топлива на Кременчугском НПЗ.
В 2020 году на рынке сохранялся профицит дизтоплива, а наиболее заметен он был в первой половине года. Кременчугский НПЗ в 2020 году нарастил производство продукта на 346 тыс. т, до 1,11 млн т — рекордного показателя за последние 10 лет, по данным участников рынка. Такое повышение стало возможным не только вследствие увеличения загрузки завода, но и из-за снижения выпуска авиакеросина. Выпуск дизтоплива Шебелинским ГПЗ по итогам прошлого года уменьшился на 13,2 тыс. т, до 75,1 тыс. т.
По данным таможенной статистики и участников рынка ввоз дизельного топлива на рынок Украины в 2020 году сократился лишь на 31 тыс. т относительно рекордных показателей предыдущего года, до 6,19 млн т.
Наиболее существенные объемы вновь отгружались из России. Поставки российского топлива выросли в прошлом году на 79 тыс. т, до 2,61 млн т.
Объемы импорта дизтоплива из Белоруссии в 2020 году уменьшились на 288 тыс. т, почти до 2,19 млн т, в связи с резким сокращением поставок российской нефти на Мозырский и Новополоцкий заводы в I квартале прошлого года. Импорт белорусского топлива в страну был восстановлен только к середине года.
Отгрузки дизтоплива из Литвы на украинский рынок в минувшем году выросли на 118 тыс. т по сравнению с показателями 2019 года, до максимальных 619,3 тыс. тонн.
Импорт продукта морским транспортом в 2020 г. повысился на 48,4 тыс. т относительно предыдущего года, до рекордных 757 тыс. т. В Украину в основном ввозилось дизтопливо из Турции и Греции.
Рост танкерных поставок также был связан со снижением железнодорожных отгрузок топлива из Белоруссии в I квартале прошлого года. В структуре импорта морские поставки составили 12,2%.
Итак, что мы имеем за 2020 год
- всего на Украине было израсходовано 7,38 млн. тонн дизтоплива, из них: импортировано - 6,19 млн. тонн (83,87%), собственное производство - 1,185 млн. тонн (97% от этого объема - произведено на Кременчугском НПЗ)
- из 6,19 млн. тонн было импортировано из РФ 2,61 млн. тонн (42% от общего объема импорта и 35% от общего объема потребления) и из РБ 2,19 млн. тонн (35,37% от общего объема импорта и 29,67% от общего объема потребления)
То есть - если РФ и РБ прекратят ПОЛНОСТЬЮ ввозить на Укрию дизтопливо, то Украина лишится 4,8 млн. тонн (почти 88% импорта или почти 65% общего объема потребления)
Может ли заменить такие потери импорт из других стран
- из Литвы в 2020 году 619,3 тыс. тонн
- транспортами из Греции и турции 757 тыс. тонн
Итого 1,376 млн. тонн
Может ли Украина возместить потери в случае прекращения поставок дизтоплива из РБ и РФ?
Возможности поставок ограничены
- пропускной способностью маршрутов из Литвы на Украину, поставки ведутся скорее всего по железной дороге, через Польшу. Это и лишний крюк, и более высокая цена, да и пропускная способность железной дороги - тоже вопрос
- пропускной способностью портов по переработке дизтоплива, плюс способностью по его доставке к потребителю
Пы.Сы. Параллельно с поставками дизтоплива хорошо бы прекратить и поставки нефти на Кременчугский НПЗ (а там нефть в основном российская). Интересно, сколько тогда дизеля Кременчугский НПЗ выпустит....