1
9 февраля в один день прошли два знаковых мероприятия: Мюнхенская конференция по безопасности и саммит «большой семерки». Провести сразу два важнейших для мировой политики мероприятия в один день удалось благодаря коронавирусу – они прошли в онлайн-формате. Если та же Мюнхенская конференция обычно длится три дня, то в этот раз все заняло три часа.
Еще одно отличие этих мероприятий от предыдущих в том, что это был исключительно междусобойчик коллективного Запада. Конечно, «семерка» им была всегда – за исключением короткого 17-летнего периода, когда она была «восьмеркой». Впрочем, участие России там было скорее формальным: место в элитном клубе ей дали для утешения амбиций бывшей сверхдержавы, однако это место фактически было без права голоса, да и какой тогда мог быть у России голос, отличный от голоса Запада? Как только голос у нее прорезался, места в «восьмерке» ее сразу лишили, и Запад вернулся к формату «семерки». Но без участия России и Китая этот клуб не может претендовать на какую-либо глобальность. По сути, это политическое крыло НАТО, не более того.
Что же касается Мюнхенской конференции, то она всегда была площадкой, где звучали самые разные мнения. Достаточно вспомнить знаменитую «мюнхенскую речь» Владимира Путина в 2007 году, в котором российский президент впервые обозначил приоритеты внешней политики России, которая исходила из необходимости отказа от однополярного мира.
Конференция проходит каждый год, но далеко не всегда на ней звучат речи, которые становятся маркерами эпох, и не всегда ее посещают ведущие мировые лидеры, чаще всего свои страны представляют дипломаты. Россия постоянно участвовала в работе конференции в последние годы, нашу страну почти всегда представляет Сергей Лавров. Один раз был Дмитрий Медведев в статусе главы правительства.
В этом году России на конференции не было. Среди заявленных спикеров ожидаемо оказались президент США Джо Байден, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, генсек НАТО Йенс Столтенберг, бывший госсекретарь США Джон Керри и др.
А от России – никого. Как заявила представитель МИД РФ Мария Захарова, Россию даже не рассматривали в качестве участника. При том что набор обсуждаемых тем, среди которых «актуальные проблемы мирового развития», «проблемы изменения климата» и «борьба с пандемией коронавирусной инфекции», обсуждать без ведущих мировых держав было бы странно, согласитесь.
Более того, Россия и Китай рассматривались в дискуссии в качестве угроз и соперников, с которыми нужно бороться. «Вновь приходится констатировать укрепившееся в последние годы стремление западных партнеров решать проблемы в узком кругу, продвигать удобные им решения, которые впоследствии будут навязываться остальным членам международного сообщества через призму «миропорядка, основанного на правилах», – резюмировала М. Захарова.
Вот так. Запад вернулся к тому, что было – к согласию с однополярным миром, незыблемость которого даже не обсуждается. И это по-своему логично. Ведь Запад снова становится самим собой – после победы на президентских выборах Джо Байдена.
Вспоминается 2019-й, когда в Мюнхене США представлял вице-президент Майк Пенс (Трамп это мероприятие не жаловал, но Пенс прекрасно выразил именно его позицию). Он призывал Евросоюз признать Хуана Гуаидо легитимным главой Венесуэлы, выйти из иранской ядерной сделки, занять решительную позицию по проекту газопровода «Северный поток – 2». Как тогда сказал замглавы российского МИД Сергей Рябков, речь Пенса не оставляла сомнений в том, что «американская сторона нацелилась на продавливание своих подходов, несмотря ни на какие издержки». Фактически Вашингтон требовал у союзников поддержки в ультимативной форме и демонстрировал готовность перешагивать через них.
Приход Байдена ознаменовал возврат к прежней политике, в которой США вновь будут играть роль «доброго отца», готового одновременно задушить Европу в объятиях, используя для того, чтобы заставить союзников следовать в своем фарватере, не ультиматумы и шантаж, а увещевания, обернутые в разговоры о необходимости сохранения единства перед лицом общего врага.
Кстати, тогда, в 2019-м Байден тоже был в Мюнхене как частное лицо в статусе бывшего вице-президента США, о чем он и напомнил в этот раз. Тогда он пообещал, что, несмотря на желание республиканской администрации свернуть военную и финансовую помощь Европе, это долго не продлится и в конце концов США вернутся к активной роли на мировой арене. «Я сказал, что мы вернемся. Америка вернулась, и теперь я говорю это как президент Соединенных Штатов! – заявил он. – Трансатлантический союз вернулся, и мы не будем оглядываться назад».
Наверное, именно это и стало главным событием и главной темой конференции, на которой России, пожалуй, и впрямь нечего было делать – бывшие выясняют отношения, бывшие мирятся – нам это не интересно.
Впрочем, без России они совсем обойтись не смогли. Ангела Меркель, к примеру, призвала принять единую трансатлантическую стратегию против нашей страны. Байден, со своей стороны, четко дал понять, что никакого диалога с Москвой США вести не будут и другим не позволят.
«Мы встретим угрозу со стороны России. Кремль атакует наши демократии и использует коррупцию как оружие, чтобы подорвать нашу систему правления. Российские лидеры хотят, чтобы все думали, что западная система столь же коррумпирована, как российская. Но мир знает, что это не так. Как знают и граждане России. Кремль хочет ослабить европейский проект и НАТО, потому что им намного проще запугивать отдельные государства, чем вести переговоры с сильным и единым трансатлантическим сообществом. Поэтому поддержка территориальной целостности Украины – одна из ключевых задач Европы и США. Поэтому для нашей безопасности мы обязаны реагировать на безрассудные российские хакерские атаки. Но мы не стремимся противопоставить Запад Востоку. Мы не можем и не должны возвращаться к атмосфере холодной войны. Конкуренция не должна мешать взаимодействию по важнейшим вопросам. Например, мы должны сотрудничать, если мы хотим победить коронавирус», – заявил он.
Впрочем, стоит заметить, что антироссийские заявления тут носят скорее дежурный характер, просто нельзя не упомянуть, что «Россия угрожает демократии», это уже обязательная мантра, которую должен произносить каждый президент США, в независимости от партийной принадлежности.
В реальности же Россия угрозы для США не представляет, это понимают все – просто американский политический дискурс не позволяет не поминать Россию на каждом шагу. Трамп как новичок в политике это, скорее всего, искренне не понимал, за что и получал обвинения в сотрудничестве с Москвой.
Зато Трамп первым в слух обозначил главную головную боль Америки – Китай. Как заявил новый президент США, кризисный 2020 год заметно усилил позиции Китая в мире, поскольку тот смог показать способность быстро справиться с пандемией и восстановить экономику.
На фоне экономического спада и растерянности Запада в мире стали больше смотреть на социальную модель Китая, что, по мнению Байдена, представляет главную опасность.«Мы должны вместе готовиться к долгосрочной стратегической конкуренции с Китаем. Конкуренция с Китаем будет жесткой, – не сомневается президент США. – Я ожидаю этого и приветствую это.
Потому что я верю в глобальную систему, которую Европа и Соединенные Штаты вместе с нашими союзниками в Индо-Тихоокеанском регионе так усердно пытаются выстроить в течение последних 70 лет».
Кстати, о союзниках Вашингтона в Индо-Тихоокеанском регионе. Днем ранее, 18 февраля, состоялась встреча глав оборонных ведомств США, Индии, Японии и Австралии, где также много говорилось о необходимости сплотиться для защиты демократии, борьбы с распространением влияния Китая и строительства общей зоны безопасности.
Судя по всему, Байден хочет осуществить то, чего никак не удавалось Трампу – создать антикитайскую коалицию, чтобы обложить Поднебесную со всех сторон. Только в отличии от предшественника новый американский президент не будет лезть напролом, выкручивать руки, заставлять вступать в разорительные торговые войны. Другой вопрос в том, а что конкретно Байден может предложить союзникам, кроме пафосных речей? Понятно, что и в Европе, и особенно в Азии Пекина побаиваются и хотели бы снизить его влияние (в первую очередь в Индии,
так что забудьте сказки о том, что БРИКС станет чуть ли не новым политико-экономическим блоком).
А главное, каково в этой схеме место России?
Традиционно считается, что она была и остается главным союзником Китая в противостоянии с Западом.
Однако это противостояние пока скорее экзистенциально, как и гипотетический союз между двумя нашими странами. Понятно, что Китай вообще не спешит вступать в какие-либо политические союзы,
а Россия опасается попасть под его влияние и остаться на вторых ролях. Однако никто не сомневается, что в случае войны Москва и Пекин выступят вместе, а это значит, что смогут уничтожить любого противника.
Кроме того, экономическое и политическое давление Запада сближает наши страны далеко не только на уровне риторики дипломатов и политиков. Возьмем тот же газовый вопрос, в котором Москва начинает больше ориентироваться именно на Азию, чем на Европу, из которой нас пытаются вытеснить именно по политическим мотивам.
Иными словами, несмотря на очевидное стремление обеих сторон максимально сохранить самостоятельность и дистанцироваться от каких-либо союзов, а тем более блоков, действия Запада именно к этому подталкивают.Новый американский лидер в Мюнхене активно грозил России, призывал Европу сплотиться против нее и даже активизировать помощь Украине, что говорит о том, что США взяли курс на обострение и всерьез возьмутся за разжигание проблем для нас по периметру наших границ. Активная же поддержка Алексея Навального говорит о том, что и внутри России они будут играть жестко и без правил.
Все это означает, что США своими действиями будут ускорять процесс сближения России с Китаем.В конце января, сразу после инаугурации Байдена американский Атлантический совет опубликовал доклад под названием «Более длинная телеграмма: на пути новой стратегии Америки в отношении Китая». Это название отсылает нас к исторической «Длинной телеграмме» Джорджа Кэннана, которого называют «архитектором холодной войны». Ключевые положения этого документа – сдерживание СССР и использование его слабости при смене власти, подрыв изнутри.
Нечто похожее теперь предлагают применить к Китаю. Документ предполагает, что Вашингтон должен способствовать замене команды Си Цзиньпина на более лояльную ему. Краеугольный камень стратегии – подрыв веры китайского народа в могущество своего государства. Для этого предлагается установить прочное доминирование США в Юго-Восточной Азии.
Недавно госсекретарь США Энтони Блинкен провел переговоры со своим китайским коллегой, в ходе которых особо подчеркнул, что Штаты планируют отстаивать права человека и демократические ценности, в том числе в Синьцзян-Уйгурском регионе, Тибете и Гонконге. То есть использовать внутренние лини разлома для давления на Пекин.
Очевидно, что Вашингтоном ставка сделана на внутреннюю дестабилизацию, шатание режимов и в России, и в Китае, создание таких условий, при которых наши страны будут лишены возможности выстраивать общий фронт противостояния с коллективным Западом. По сути за океаном вынашивают планы глубокого рассечения такого фронта на две части и добивание каждой из противостоящих стран поодиночке.Что ж, планировать (фантазировать) Вашингтону в том числе никто не запрещал. А вот как будет на практике…
СсылкаМне видится ещё один аспект подталкивания Западам Рф и Китая к созданию блока, который автор упустил. В одной из своих речей У. Бёрнс по поводу политики сдерживания Китая и российско-китайских отношений заявил, что эта политика сдерживания и воздействие на отношения двух стран будет носить долгосрочный характер. По его словам даже если в настоящее время между двумя странами нет глубоких разногласий и противоречий, то в будущем они обязательно появятся и Запад должен будет быть готовым к их использованию в свою пользу.
Как ни странно создание подобного "союза" и его функционирование в среднесрочной и долгосрочной перспективе может поспособствовать возникновению разногласий и обид между двумя нашими странами: слишком различен наш менталитет и исторический опыт, не говоря уже о различиях в военных и экономических позициях, в политической же сфере наш обоюдный интерес лежит в основном только в противостоянии США, ну и немного коллективному Западу (смогут ли США мобилизовать этот "коллективный" Запад на противостояние с Китаем и РФ большой вопрос).