Может ли быть отпущен или обменян Виктор Бут?Имя Виктора Бута периодически всплывает в СМИ. Заключенный россиянин находится в американской тюрьме, и как пишут, его здоровье от этого не улучшается. Казалось бы, что толку удерживать Бута на территории Америки? Может проще было бы отдать его России, или обменять на кого-либо?
Но, думаю, столь экстравагантные мысли не посещают американские головы. И вот почему…
Еще в далеком 2009 году, я разбираясь с причинами по которым американцы приложили столько усилий для ареста Виктора Бута, приводил отрывок из книги (
часть1 и
часть2) Мойзеса Наима (Naím, Moisés (2006). : How Smugglers, Traffickers, and Copycats are Hijacking the Global Economy), известной в Чехии, как Черная книга глобализации.
Здесь было рассказано о том, что Виктор Бут являлся достаточно близким человеком к Абдул Кадыр Хану ( Abdul Qadeer Khan), считающемуся отцом пакистанской ядерной программы. На момент ареста Бута были спекуляции, что ни совместно планировали продавать ядерные устройства в арабском мире. Но …
Существует еще один аспект проблемы. Абдул Кадыр Хан создав ядерную программу Пакистана оставил в своих руках все коды доступа к пакистанскому ядерному ружию и дислокации его размещения. Причем в полном объеме и до сегодняшнего дня владеет ей единолично. Об этом свидетельствует, к примеру то, что рассказывается в статье:
Опальный пакистанский ученый-ядерщик Абдул Кадир Хан просит о помощиEurAsian Times Desk16 мая 2020
Отец Пакистана в ядерной области Абдул Кадыр Хан сообщил суду высшей инстанции в рукописной записке, что он «содержится в заключении» правительственными учреждениями и не имеет права отстаивать свои права на свободу передвижения.В рукописной записке, которую 83-летний мужчина подал в Верховный суд Пакистана в четверг, Абдул Кадир Хан сказал: «Я содержался в заключении, не имея возможности свободно передвигаться и встречаться с кем-либо».
Хан упоминает, что у него нет доступа ни к одному другу, настолько, что его дочь и ее дети, живущие в нескольких домах, не могут встретиться с ним, добавляя, что ограничения были настолько незаконными, что он не мог даже получить доступ к суду.
«Этот акт органов безопасности является незаконным, поскольку мне не было передано такого приказа, который бы оправдал обращение со мной сейчас», - пишет Абдул Кадыр Хан.
В 2004 году Абдул Кадир Хан признался в продаже ядерных секретов по телевидению. Утверждалось, что он поставлял конструкции, оборудование и материалы для производства обогащенного урана для атомных бомб в другие страны, такие как Иран, Ливия и Северная Корея.
Металлург по образованию, Хан был затем обвинен в шпионаже компанией по производству ядерного топлива, в которой он раньше работал.
NBC News назвал его «непримиримыми патриот» и написал , что «он принял степень патриотизма , что только один прилагательное может адекватно описать: фанатичный.»
По сообщениям,
глава Комиссии по оружию массового уничтожения
(ОМУ) заявил, что Абдул Кадыр Хан не мог действовать в одиночку «без ведома правительства Пакистана».
По мере того, как все большее внимание уделялось вмешательству правительства Пакистана, давление со стороны мировых ядерных гигантов, включая США, резко возросло. Пакистану пришлось задержать ученого, который приводил в действие ядерную программу страны, которой в то время правил генерал Первез Мушарраф.
В 2009 году Кадыр Хан был освобожден из-под домашнего ареста, который длился не менее 5 лет. Адвокат Хана Али Зафар заявил, что «Суд заявил, что, поскольку он не участвовал в распространении ядерного оружия или преступной деятельности, против него нет дела, поэтому он является свободным гражданином».
В тот же день Хан даже сказал СМИ: «Это приятное чувство, беспокойство прошло. Теперь я могу вести нормальную жизнь, как нормальный гражданин. Это прекрасное чувство "
Однако его проблемам, похоже, нет конца, поскольку его передвижения по-прежнему ограничивались, поскольку он жил в хорошо охраняемом шикарном районе Исламабад. В 2019 году ученый, родившийся в Бхопале, подал петицию, в которой жаловался, что «этот акт органов безопасности является незаконным, поскольку мне не было передано никакого такого приказа, который бы оправдал назначенное мне лечение».
Он сказал, что он постоянно боялся «физического вреда» и не мог свободно передвигаться, даже несмотря на то, что суд предоставил ему свободу передвижения на определенных условиях. В своей рукописной записке от четверга Кадыр Хан также упомянул, что его заставляли отозвать свою петицию в этот суд и передать ее в суд низшей инстанции.
В то же время на индо-пакистанской границе все далеко от умиротворения. Проблема Кашмира, то затухает. То разгорается с новой силой. Вот, что пишут об этом независимые источники:
Южная АзияМожет ли конфликт в Кашмире подтолкнуть Индию и Пакистан к ядерной войне?Прити Райна16 мая 2020
На фоне растущей напряженности между Индией и Пакистаном из-за Кашмира возможность войны, да и ядерной войны, выглядит маловероятной. Индия заявляет, что Пакистан совершил наибольшее количество нарушений режима прекращения огня в Джамму и Кашмире - более 3200 раз или в среднем девять раз в день.
Как Евразийская Таймс
сообщила ранее, после недавней встречи в верхнем боевом командир Hizbul муджахидов, Рияз Naikoo, Пакистан МИД осудил убийство и назвал его как «фальшивыми встречи» , который в дальнейшем ухудшались связь между двумя ядерными вооружившись соседями.
Самый большой вопрос - могут ли Индия и Пакистан стать ядерными по Кашмиру. По словам ведущего пакистанского ученого-ядерщика Самара Мубаракманда, шансы на ядерную войну между Индией и Пакистаном «очень малы».
Самар Мубаракманд - бывший председатель Пакистанской комиссии по атомной энергии (PAEC) и руководитель группы ученых, которые провели шесть «успешных» ядерных испытаний в отдаленном районе Чаги на юго-западе провинции Белуджистан 28 мая 1998 года.
Исламабад провел ядерные испытания через две недели после того, как Нью-Дели провел пять ядерных испытаний 11-13 мая 1998 года в районе Покхран в штате Раджастан. Это вызвало массовую гонку вооружений между двумя враждебными странами.
«У Пакистана не было другого выбора, кроме как расплатиться с Индией той же монетой после ядерных испытаний, чтобы сохранить стратегический баланс в регионе», - сказал Мубаракманд.
И без того натянутые отношения между двумя ядерными державами ухудшились после того, как Нью-Дели отказался от автономного статуса Джамму и Кашмира. Премьер-министр Пакистана Имран Хан указал на возможность войны и
сказал, что, если все будет продолжаться по этому пути, столкновение между двумя ядерными державами будет неизбежным.
По словам Мубаракманда, поскольку обе страны страдают от нищеты, неграмотности и других проблем со здоровьем и экономикой, ядерная война не будет в интересах ни одной из двух стран. «Руководство обеих стран полностью осознает катастрофу, которую может вызвать ядерная война. Они не пойдут на этот вариант, какой бы напряженной ни была ситуация », - добавил он.
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) , военные расходы Индии вошли в список крупнейших расходующихся средств с ростом на 6,8 процента до 71,1 миллиарда долларов в Азии, уступая только Китаю .
«Напряженность и соперничество Индии с Пакистаном и Китаем являются одними из основных факторов увеличения военных расходов», - сказал Симон Т. Веземан, старший научный сотрудник SIPRI. Индия является вторым по величине импортером оружия, а Пакистан - 11-м.
Согласно SIPRI, Индия в настоящее время имеет от 80 до 100 ядерных боеголовок, а Пакистан - от 90 до 110. Китай был главным сторонником Пакистана, особенно в помощи Исламабаду в его ядерной программе.
Численность войск Индии примерно в четыре раза больше, чем у Пакистана, где их численность превышает 1,3 миллиона человек. Однако именно ядерный потенциал Пакистана удержал Индию от новой войны », - заявил Мубаракманд. Он также добавил, что «он (ядерный потенциал) в некотором роде принес мир в регион.
Но, возвращаясь к Виктору Буту. Сравнительно недавнее исследование Arms Supply and Proliferation Networks David Kinsella and Alexander H. Montgomery The Oxford Handbook of Political Networks Edited by Jennifer N. Victor, Alexander H. Montgomery, and Mark Lubell , вновь обращает внимание на очень близкие отношения между Бутом и Ханом.
В то же время вновь начали появляться материалы о возможном применении ядерного оружия. И, заметим, что в случае возникновения ядерного конфликта между Индией и Пакистаном для США были бы решены очень многие вопросы, в числе которых дестабилизация Китая и России. Причем, в этом случае, можно было бы не опасаться ответного удара от российской стороны.
Возвращаясь к началу этих заметок, можно сказать, что Виктор Бут, являясь «отмычкой» к пакистанской ядерной системе будет удерживаться в Штатах, даже в том случае, если все написанное на Западе о нем не больше, чем домыслы журналистов…