Из истории воздушной разведки
Самолет-разведчик U-2 Dragon Lady до сих пор выполняет секретные миссии. Фото с сайта
www.dvidshub.netС появлением воздушных шаров, а затем и аэропланов воздушная разведка стала одним из самых продуктивных средств получения информации о противнике. И очень скоро приобрела стратегическое значение благодаря потрясающей скорости развития.
С наступлением эпохи спутников она сделала скачок в космос. А затем вернулась на землю, начав использовать беспилотные летательные аппараты. В отличие от самолетов они способны действовать на гораздо меньших высотах, не создавая при этом угрозы летчику или экипажу.
В военных конфликтах нового тысячелетия все нагляднее проявляется тенденция возлагать на БПЛА не только разведывательные, но и ударные функции.
СТАРЫЕ КАРТЫ И НОВЫЕ МАРШРУТЫДо Великой Отечественной войны воздушная разведка против нашего государства велась, можно сказать, эпизодически. Но после принятия Гитлером решения о нападении СССР стал объектом интенсивной воздушной разведки Люфтваффе. К началу Второй мировой войны в ВВС Германии было 602 самолета-разведчика (тактической дальности – 342, оперативно-стратегической – 260), сведенные в 13 эскадрилий. Точные карты СССР на основе аэрофотоснимков Люфтваффе готовила картографическая служба «MIL-GEO». Архив ее был в 1946-м обнаружен американцами и англичанами в Бад Райхенгалле. До облетов советской территории самолетами-разведчиками «U-2» (с 1956 года) карты «MIL-GEO» были основой послевоенных знаний Запада о Советском Союзе.
В ходе войны разведуправление Люфтваффе располагалось близ Потсдама, а центр дешифровки аэрофотоснимков – в Берлине. С продвижением советских войск на Запад центр дешифровки понес серьезные потери – было уничтожено более 300 разведывательных самолетов в полосе боевых действий. В ходе войны уменьшалось и количество наземных баз немецких самолетов, что ограничивало возможности разведки. Так, весной 1942 года немцы начали серию воздушных налетов на плохо защищенные с воздуха английские провинциальные города – Бат, Норвич, Йорк и Кентерберри. Они не являлись военными целями, и у англичан возникла мысль, что эти города бомбили, поскольку они были упомянуты в популярном туристическом справочнике Бедекера.
О масштабах предвоенных полетов Люфтваффе над СССР можно судить по тому, что на картах «MIL-GEO» 1939 года был отмечен карьер, где в 1954-м началось строительство космодрома Байконур. Первый стартовый комплекс космодрома был выявлен в августе 1957 года самолетом «U-2». Второй комплекс был обнаружен тем же «U-2» в августе 1959 года в полете на разведку ядерных объектов на Урале, включая завод по производству плутония в Кыштыме и площадку сборки и хранения боеприпасов в Нижней Туре. Наконец, третий комплекс Байконура был найден в апреле 1960 года, причем советские «Су-9» пытались перехватить нарушителя, летевшего на высоте около 24 000 м, в районе города Мары, но не смогли приблизиться к нему. Через шесть часов после взлета «U-2» вернулся в иранский Захедан, сделав помимо Байконура фотографии ядерного полигона в Семипалатинске и других стратегических объектов.
Снимки «MIL-GEO» для СССР в 1981 году стали уликой из прошлого. В ЦРУ сравнили немецкие фотоматериалы с более поздними снимками и подтвердили факт уничтожения пленных поляков в 1940-м в Катыни.
История воздушной разведки после Второй мировой войны и до наших дней обделена вниманием исследователей. В годы холодной войны этот аспект противостояния оставался под грифом «совершенно секретно», а нечаянная огласка порой влекла политические последствия мирового масштаба. Именно так случилось в мае 1960 года, когда «U-2» был сбит над Свердловском, а его летчик Пауэрс был взят в плен, после чего Хрущев отменил запланированную встречу на высшем уровне с президентом Эйзенхауэром. Тот, в свою очередь, угодил в ловушку: солгал на публике, отстаивая версию ЦРУ о безвредном полете «U-2» на разведку погоды.
После окончания Второй мировой войны главной задачей разведки Запада являлось выявление текущих планов Кремля и вероятных сроков создания им атомной бомбы. Отсутствие надежной агентурной базы в СССР, жесткая советская цензура и режим секретности не давали возможности собирать открытые статистические данные, следить за выпуском промышленной продукции, отслеживать деятельность военных аэродромов и военно-морских объектов.
Нехватка карт СССР вынуждала полагаться на карты дореволюционной России и материалы «MIL-GEO». Скудный объем текущей информации пополнялся опросом беженцев и вернувшихся из СССР военнопленных, а также данными перспективного фотографирования по периметру советских границ. Особое внимание уделялось Арктике, где пролегали кратчайшие маршруты американских бомбардировщиков к целям в СССР. Не обошлось и без непосредственных облетов нашей территории.
ХРОНИКА ПОТЕРЬ И ПРОИСШЕСТВИЙС 1946 года американцы начали операцию «Биг Сафари», имевшую одной из целей сбор радиоэлектронных излучений вблизи границ СССР.
В 1946–1949 годы с баз на Аляске американскими разведчиками проводилась операция «Nanook» («Полярный медведь»). В ее ходе мечтали найти в океане неизвестный клочок земли, объявить его американской территорией и использовать как авиабазу.
1947 год – начало американской операции «Леопард» по перспективному фотографированию Камчатки.
1949 год – метеоразведчик ВВС США «ВБ-29», вылетевший с Аляски, зафиксировал факт проведения в СССР первого испытания ядерного оружия.
1950 год – разведчик ВМС США «Приватир» сбит над Балтийским морем у побережья Латвии, погибли все десять членов экипажа. В том же году ЦРУ начало проект «Gopher» («Суслик») по запуску над Советским Союзом гигантских шаров, заполненных гелием. Установленные в гондолах фотокамеры должны были вести съемку по маршруту полета и после его окончания забираться специальной технической группой. Проект был закрыт в 1956 году. Всего с территории ФРГ, Шотландии и Турции было запущено 516 шаров, из них 399 выполнили фотографирование. Но только с 44 шаров удалось забрать фотоматериалы; эта процедура выполнялась самолетами «С-119» над Тихим океаном.
1951 год – самолет-разведчик ВМС США «Нептун» сбит близ Владивостока, погибли десять членов экипажа.
1952 год – советскими «МиГ-15» над Японским морем сбит разведчик «РБ-29А» ВВС США. Над Балтийским морем сбиты шведские разведчики «ДС-3» и «Каталина». Над северо-восточным Китаем потерян «Б-29» ВВС США, сбрасывавший листовки над Маньчжурией, другой самолет – «С-47» ЦРУ – принужден к посадке на территории Китая.
1953 год – советскими «МиГ-15» близ Владивостока сбит «РБ-50» ВВС США. Английские самолеты «РБ-45» начинают программу «Robin» («Малиновка») по радиолокационной съемке целей на территории СССР и стран народной демократии. Над ГДР сбит разведчик «Линкольн» британских ВВС, шесть членов экипажа погибли.
1954 год – в Японском море потеряны американские разведчики «Нептун» и «РБ-29».
Из Шотландии начинается запуск воздушных шаров фоторазведки по программе «Моби Дик». ЦРУ США намеревалось использовать господствующее над территорией СССР направление воздушных потоков с запада на восток, применив шары, которые после пролета ими советской территории предполагалось отыскивать и забирать. Программа была свернута после того, как шары начали приземляться в Югославии и Северной Африке. Над Кольским полуостровом советский «МиГ-17» атаковал американский разведчик «РБ-47».
1955 год – президент США Дуайт Эйзенхауэр предложил СССР ввести политику «Открытого неба». Над Камчаткой сбит «РБ-47» ВВС США, а в Беринговом проливе сбит «П2В» ВМС США, ранены семь членов экипажа.
УЯЗВИМОСТЬ СССРКак видно из хронологии потерь самолетов-шпионов первого послевоенного десятилетия, Советский Союз и дружественные ему страны достаточно жестко реагировали на действия противника. Бесспорную роль в этом сыграли войска ПВО – новый вид вооруженных сил, учрежденный постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О безнаказанных полетах иностранных самолетов над территорией СССР» от 27.05.1954.
Разведывательные полеты показали, что на советской территории нет угрожающего увеличения количества аэродромов в районах, из которых США могли бы оказаться в пределах досягаемости неожиданного авиационного удара. Но перед западной разведкой по-прежнему стояли проблемы, которые можно было решить исключительно путем непосредственного пролета над вероятными целями, расположенными в глубине СССР. Ведь единственным средством доставки ядерных боеприпасов (авиабомб свободного падения) к цели в те годы были бомбардировщики.
В США до 1947 года они входили в авиацию Сухопутных войск. Потом, с созданием ВВС, нового вида вооруженных сил, влились в Стратегическое авиационное командование (САК) ВВС США. В Англии бомбардировщики стояли на вооружении Бомбардировочного авиационного командования (БАК).
Прицельные системы бомбардировщиков для точного поражения цели нуждались в детальном радиолокационном картографировании, что требовало предварительной разведки каждой цели. Продолжительное вертикальное сканирование местности было возможно только при длительном полете в воздушном пространстве вероятного противника. Подобные незаконные полеты по разведке крупных городов и военно-промышленных объектов исчислялись сотнями. В СССР тогда не было высотных перехватчиков и зенитных ракет, и большинство полетов остались безнаказанными.
Примечательна по наглости разведывательная операция «Home Run» («Круговая пробежка»), проведенная американцами над Сибирью с марта по май 1956 года. В ней было задействовано 23 самолета (фоторазведка – 16 «РБ-47», радиоразведка – семь «РБ-47»), которые совершили в общей сложности 156 вылетов с авиабазы Туле (Гренландия). Последний вылет был групповым (шесть самолетов) и выполнялся в дневное время на высоте около 12 000 м. Самолеты вошли в советское воздушное пространство в районе Амбарчика и вышли из него у Анадыря, пересекли Берингов пролив и сели на авиабазе Айельсон (Аляска).
НЕЗВАНЫЙ ГОСТЬ «U-2»В том же 1956 году американцы стали применять против СССР и дружественных ему стран стратегический самолет-разведчик «U-2», который был уникальной машиной, потрепавшей немало нервов советской ПВО. Он оснащался фотокамерой, позволявшей делать снимки с высоты более 25 000 м, пленки хватало на 4000 кадров. Стереоснимки с «U-2» кардинально изменили оценку американцами советской военной мощи в сторону ее уменьшения.
С июля 1956 года по май 1960 года в ходе 24 облетов советской территории с «U-2» было сфотографировано 1,3 млн кв. км материковой территории СССР, включая 24 стартовые площадки МБР. В 1956 году было сделано восемь облетов (базы вылета Висбаден (ФРГ), Инжирлик (Турция) и Гибельштадт (ФРГ)), а целями разведки являлись Ленинград, Москва, Литва, Киев и Минск, Крым, Армения. На следующий год было совершено уже десять облетов с баз на Аляске, Пакистана, Турции и ФРГ, а целями стали Камчатка, Аральск, Томск, Сары-Шаган, Байконур, Капустин Яр, Ключи, Североморск.
В 1958 году был всего один облет – Советская Гавань – с японской базы Ацуги. В 1959 году совершено два облета, причем один, над районом Саратов–Энгельс, выполнял с турецкой базы Инжирлик летчик британских ВВС.
Наконец, в 1960 году было три облета советской территории: один вылет с турецкого Инжирлика в район Казани, за штурвалом самолета был опять же английский летчик, и два вылета из пакистанского Пешавара в районы Сары-Шаган и Свердловска.
Последний из трех вылетов 1960 года стал действительно последним полетом «U-2» над советской территорией в истории воздушной разведки, поскольку самолет с полетным заданием № 4154 был сбит в районе Свердловска, а летчик был взят в плен. После этой неудачи оставшиеся у американцев самолеты этого типа были оборудованы аппаратурой самоликвидации и к ведению разведки в воздушном пространстве СССР больше не привлекались.
Всего за годы эксплуатации «U-2» помимо сбитого над СССР самолета Пауэрса над КНР было потеряно еще девять самолетов этого типа; в этих случаях самолеты пилотировали летчики ВВС Тайваня.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ХРОНИКИВ 1957 году «U-2» сфотографировал полигоны Капустин Яр и Байконур. Советский Союз в этом году произвел первый успешный тестовый запуск МБР с Байконура в Тихий океан и позднее вывел на орбиту Земли «Спутник-1».
Тогдашний канцлер ФРГ Конрад Аденауэр язвительно прокомментировал это событие: «Запустить в космос кусок железа способен каждый». Но неожиданный для США запуск первого в мире спутника так потряс американцев, что в стране начались дебаты на тему «что знает Иван и чего не знает Джон», заставившие американское правительство срочно откорректировать свою программу в области образования, сделав упор на увеличение обучаемых по инженерным специальностям.
1958 год – над Ереваном сбит принадлежащий ЦРУ США «С-118». Позднее в том же году над Арменией сбит самолет радиоэлектронной разведки «RС-130», погибли все 17 членов экипажа.
1959 год – французская государственная компания «Эр Франс» получила разрешение на проведение регулярных рейсов в Москву. Согласившись с просьбой ЦРУ США, она оборудовала пассажирские самолеты секретной аппаратурой фоторазведки. Про оборудование, которое включалось над объектами ПВО Москвы, знал узкий круг членов экипажа самолетов, состоявших в резерве ВВС Франции. За 100 рейсов в Москву было сфотографировано пять позиций ракет, ранее неизвестных. В 1981 году председатель правления «Эр Франс» Пьер Марион был назначен начальником основной разведывательной службы Франции – Главного управления внешней безопасности (DGSE).
1960 год – США вывели на орбиту первый спутник фоторазведки по программе «Корона», чему предшествовали десять неудачных запусков. Снимки с этого спутника обнаружили неизвестные ранее 64 советских аэродрома и 26 позиций зенитных ракет. На момент закрытия программы в мае 1972 года было выведено на орбиту 95 спутников, вдобавок еще 26 запусков оказались неудачными, и обошлось это в 820 млн долл. За 12 лет эксплуатации спутниками было сделано 800 тыс. снимков земной поверхности общей площадью 600 млн кв. миль, из них площадь в 1,65 млн кв. миль приходилась на Советский Союз. Горы секретных снимков изучали полторы тысячи сотрудников в Национальном центре обработки фотографий США. В том же году над СССР сбит «U-2» Пауэрса. США на три месяца запрещают полеты своих разведчиков над Советским Союзом. Над Баренцевым морем сбит «РБ-47» ВВС США.
1961 год – в СССР запущен первый в мире пилотируемый космический корабль «Восток-1».
1962 год – советской зенитной ракетой над Кубой сбит американский «U-2».
1964 год – над ГДР потеряны американские разведчики «Т-39» и «РБ-66».
1965 год – разведчик ВВС США «РБ-57Ф» потерян над Черным морем.
НОВЫЙ ВОЗДУШНЫЙ РАЗВЕДЧИК1966 год – на вооружение ВВС США поступил стратегический самолет-разведчик «SR-71», который на испытаниях достиг скорости 3,4 М и высоты более 24 000 м. Прожорливые двигатели самолета вынуждали производить дозаправку в воздухе через каждые 90 минут полета, поэтому в каждом боевом вылете самолет сопровождал воздушный танкер.
С 1968 года самолеты данного типа базировались на а/б Кадена (Япония), где получили от местных жителей прозвище «Хаду» («Гремучая змея»), и использовались для разведки Северного Вьетнама и Лаоса. За два года (1968–1970) по ним было произведено около 800 пусков зенитных ракет, но безуспешно; однако по техническим причинам были утрачены два самолета этого типа.
Для разведки Советского Союза помимо Кадены использовались американские базы на Аляске. В Европе «SR-71» постоянно базировались на а/б Милденхолл (Англия) и периодически на Акротири (английская а/б на Кипре). При вылете с Милденхолла использовались два маршрута полета – один вдоль западного побережья Норвегии и далее в Баренцево море для разведки баз советского Северного флота на Кольском полуострове. За годы полетов в этом районе самолету пришлось совершить несколько аварийных посадок в Норвегии, в том числе четыре посадки в Буде, из них одну в 1981-м (самолет вылетел из США в Англию и вел разведку на маршруте полета), а другую – в 1985-м.
При вылете с Милденхолла по второму маршруту самолет уходил на разведку в Балтийское море. 29 июня 1987 года на самолете в этом районе взорвался один из двигателей. Летчик сумел развернуть самолет на обратный курс и с потерей высоты стал уходить из района. Советские перехватчики «МиГ-25» стали преследовать американца, и одна из ракет советских истребителей даже произвела захват цели. Но пусков ракет не было, поскольку к «SR-71» подошли истребители шведских ВВС и сопроводили его до входа в воздушное пространство Дании. Почти через 30 лет после этого случая ВВС США рассекретили его и наградили четверых шведских участников тех событий медалями.
На 1990 год, когда была приостановлена эксплуатация «SR-71», самолеты данного типа совершили 3551 боевой вылет, налетав при этом 11 008 часов, из них 2752 часа на скорости 3 М. Попытки реактивировать «SR-71» закончились в 1998 году неудачей. Последние два «SR-71», летавшие в интересах НАСА, были поставлены на прикол годом позже. Самолеты «SR-71» никогда не привлекались для полетов над СССР или КНР.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ХРОНИКИПолная статья по ссылке
Ссылка