ТКГ 千里 • Тысяча Ли
Современная текстильная промышленность немыслима без хлопка. Ткани, производимые из этого растительного волокна, изменили представление людей о моде несколько веков назад, когда хлопок стал одним из самых востребованных товаров на мировом рынке. Предтеча революций, причина войн и движитель торговли – всё это о нём.
«Китайскую еду, значит, едят, а бизнес вести не хотят», - примерно так китайцы отреагировали на решение шведской компании H&M отказаться от поставок хлопка из Синьцзяна. Причина – предположительное использование принудительного труда уйгуров. И хотя о позиции шведов было известно еще год назад, в «Поднебесной» вспомнили о высказываниях только сейчас, когда между ЕС и Китаем разгорелся очередной санкционный скандал.
Помимо шведов, от уйгурского хлопка постепенно отказывается Великобритания: английские бизнесмены с недавних пор платят штраф за импорт продукции из Синьцзяна. А ведь каких-то три столетия назад британцы сами поставляли хлопок в Китай, пытаясь выровнять торговый баланс в торговле с Цинской империей в свою пользу. Но об этом – чуть позже.
Нынешний конфликт между Европой и Китаем не связан с притязаниями на растительное волокно. И все же ретроспективный взгляд на роль хлопка в торговле между Западом и Востоком открывает множество занимательных параллелей.
В былые времена мореплаватели отправлялись в рискованные путешествия, сулившие тропические болезни, голод и смерть. Игра стоила свеч, ведь на кону стояли экзотические товары восточного полушария, пользовавшиеся спросом в Европе: шелк, специи, кофе, чай, сахар и, конечно же, хлопок. Эти шесть категорий веками стимулировали развитие мировой торговли и в том числе способствовали модернизации кораблестроения и вооружения.
Хлопок сам по себе уникален. Семена хлопчатника отличаются живучестью и способностью сохранять свойства даже в соленой воде. По этой причине хлопчатник растет практически везде. На заре Великих географических открытий европейцы, вероятно, знали о хлопке, но не понимали, как получить нить из волокна. Зато об этом прекрасно знали в Индии, где местные ремесленники тысячелетиями оттачивали навыки работы с волокнами. Хлопковые изделия индийских мастеров и высококачественный индийский хлопок лежали на прилавках главных мировых базаров, но все равно уступали в статусе шёлку, одежды из которого носили представители высших сословий. Всё изменилось в 18 веке.
Век, начавшийся с Войны за испанское наследство и завершившийся Великой французской революцией, кардинально изменил уклад жизни в странах Старого света. С началом нового столетия купцы обнаружили, что затраты на импорт шелка и предметов «туземской» роскоши больше не окупались. Королевские дворы были переполнены сокровищами Востока, а казна проседала под тяжестью долгов. Жители разросшихся европейских городов требовали больше товаров широкого потребления, так что торговцы меняли приоритеты.
Первой на изменения в потребительском спросе отреагировала британская Ост-Индская торговая компания. Англичане сделали ставку на хлопчатобумажные изделия, которые к началу 18 века пользовались большим спросом и отличались дешевизной производства. К тому времени Компания упрочила позиции в Индии, что позволило британцам взять под контроль рынок хлопка. Дешевая и многочисленная рабочая сила, многовековые традиции обработки волокон – все это сыграло на руку Британской империи во внешней торговле.
Экспансия разрослась настолько, что в самой Англии изделия из хлопка потеснили традиционные вещи из шерсти. Конечно, не обошлось без взяток: представители Компании дарили членам королевской семьи и видным парламентариям одежду из отборного хлопка, чтобы поднять статус материала в глазах нации. Схема сработала идеально. К концу 18 века хлопок занимал более 80% (
https://www.lse.ac.u…IBowen.pdf) всего импорта Британской Империи, а в стране не утихали дебаты между меркантилистами и сторонниками Ост-Индской компании. Первым жутко не нравилось, что Англия, жертвуя положительным сальдо торгового баланса, выменивает серебро на ткань (та же история происходила с импортом китайского чая). Другим аргументом противников хлопка была безработица. Сокращение производства изделий из шерсти лишало людей работы. В 1760 году местный ткач Джеймс Харгривс изобрел прядильную машину, что позволило англичанам обрабатывать хлопок собственными силами. В Англии начиналась Промышленная революция, а в Цинской империи тем временем заканчивалась ткань.
О торговых отношениях Великобритании и Цинской Империи написано много. Англичане любили китайский чай, но в какой-то момент в Поднебесную начало утекать слишком много имперского серебра. Меркантилисты в Лондоне требовали от Ост-Индской компании решительных действий, чтобы выровнять положение. Проблема была в том, что китайцев не особо интересовали английские товары. В дело вмешалась демография.
В те редкие столетия, когда Поднебесная не горела в пламени восстаний и переворотов, страна благополучно развивалась. Ученые подсчитали, что в отсутствии войн и катаклизмов, население Цинской Империи в восемнадцатом столетии порой увеличивалось на 30-50% в год (
https://pubmed.ncbi.…/12294141/)(в зависимости от провинции). Естественным образом требовалось больше ресурсов, в том числе и для текстильного производства.
Вплоть до эпохи взрывного демографического роста, китайцы выращивали и обрабатывали хлопок своими силами. Когда этих объемов перестало хватать, взор пал на Индию, где представители Ост-Индской компании уже потирали руки. В торговле между династией Цин и Лондоном появилась новая статья: хлопок!
Однако Британия не долго поставляла китайцам индийское волокно. К третьему десятилетию 19 века ситуация с демографией выровнялась, увеличенный объем посевов позволил жителям Поднебесной собрать бОльший урожай. Империя более не нуждалась в британском импорте. Подданные Его Величества понимали, что увеличивающийся дефицит торгового баланса грозил политическими и экономическими рисками. В поисках нужного решения британцы пришли к самому изощренному. На место легальных поставок хлопка пришла контрабанда опиума. Ну а дальше – история.