Спецслужбы
1,454,520 8,690
 

  Vediki977 ( Слушатель )
02 апр 2021 07:02:58

Чужой среди чужих. Судьба израильского агента в Вашингтоне

новая дискуссия Статья  167

 
Джона Полларда в аэропорту лично встречал Биньямин Нетаньяху. Фото со страницы премьер-министра Израиля в Twitter

В ночь на 30 декабря 2020 года в Израиль репатриировался Джонатан Поллард, отсидевший в американской тюрьме более 30 лет. Его условно-досрочно освободили 20 ноября 2015 года, но еще пять лет он был ограничен в правах на передвижение по миру.
Поллард прибыл с женой Эстер частным рейсом из Ньюарка, штат Нью-Джерси, в аэропорт имени Бен-Гуриона в Тель-Авиве. У трапа самолета супругов встречал премьер-министр Биньямин Нетаньяху.
Получив в 1976 году степень бакалавра в Стэнфордском университете, Поллард продолжил образование в Школе права и дипломатии Флетчера. Осенью 1979-го ВМС США пригласили Полларда в Оперативный центр наблюдения и разведки в Вашингтоне.
После атаки исламистских самоубийц 23 октября 1983 года на казармы американских морских пехотинцев в Бейруте погиб 241 человек. Вашингтон принял решение создать Антитеррористический оперативный центр (АОЦ) ВМС в Сьютленде, штат Мэриленд. В задачу АОЦ входило обобщение всех сведений о потенциальных угрозах от террористических организаций. Руководство новой службы не могло пройти мимо кандидатуры Полларда, и после проверок его пригласили на работу.
В АОЦ Поллард получил доступ к данным федеральной разведывательной системы. При этом он имел право брать с собой документы домой для анализа. Через руки Полларда проходила секретнейшая информация (не только военная), получаемая с кораблей и спутников и поставляемая американскими разведчиками в разных странах, в том числе на Ближнем Востоке.

Нарушенный договор
Часть этой информации американцы поставляли своим европейским союзникам и государствам, с которыми были установлены партнерские отношения. Но через какое-то время Поллард обнаружил, что информация для передачи израильским спецслужбам задерживается высокопоставленными лицами в руководстве Минобороны и в президентской администрации. Тем самым американцы нарушали свои обязательства, взятые в подписанном с израильтянами в 1983 году Меморандуме о взаимопонимании.
Евреям не передавалась важнейшая информация о разработках ядерного, бактериологического и химического оружия в Иране и ряде недружественных арабских государств. Каспар Уайнбергер, занимавший в 1981–1987 годах пост министра обороны в администрации Рейгана, наложил вето на обмен информацией как с израильским оборонным ведомством, так и с разведкой.
Лоуренс Корб, 82-летний сотрудник Центра американского прогресса и старший советник Центра оборонной информации, во время президентской каденции Рейгана – замминистра обороны, в интервью газете Jerusalem Post сказал: «Уайнбергер испытывал почти животную неприязнь к Израилю». Примерно так же относился к еврейскому государству и Джеймс Шлесинжер, занимавший посты директора ЦРУ, министра обороны и министра энергетики. Эмбарго на передачу евреям разведданных поддержал и тогдашний замдиректора ЦРУ адмирал Бобби Рэй Инэмэн.
Джон Лофтус и Марк Ааронс в книге «Тайная война против евреев. Как западные державы предали еврейский народ», вышедшей в 1994 году, прямо пишут: «ЦРУ делало все возможное для разрушения противотеррористической сети, созданной МОССАД (израильской внешней разведкой). Вместо того чтобы объединить усилия с Израилем по ликвидации террористов... ЦРУ компрометировало моссадовцев всеми возможными способами».
Джон Лофтус – американец, в прошлом высокопоставленный прокурор и офицер военной разведки. Марк Ааронс – австралийский журналист и политик, сын секретаря бывшей Коммунистической партии Австралии. Осведомленность их не вызывает сомнения. «Правда заключается в том, – пишут соавторы, – что ЦРУ было гораздо больше заинтересовано в противодействии МОССАД, нежели в борьбе с террористами». Названа и причина такого отношения ЦРУ к израильским коллегам: нефтяные монополии могли подкупить тех, кто отдает приказы арабским террористам, но не моссадовцев.
Когда Поллард понял, что американские службы не делятся с израильскими коллегами важнейшей информацией, он обратился к своему руководству с вопросами. Но начальство настоятельно посоветовало ему вопросов не задавать.



Есть контакт!
Поллард никогда не скрывал ни еврейского происхождения, ни сионистских взглядов. Он принял решение стать израильским агентом. Контакт с одной из израильских спецслужб он установил через известного израильского летчика Авиама Селу, который, осваивая американские самолеты F-4 Phantom, часто бывал в США.
Информацию Полларда полковник Села передавал Йоси Игору, бывшему атташе израильского посольства. На тот момент Игор представлял в США ЛАКАМ (Бюро научных связей), по сути, израильскую военно-техническую разведку в 1957 – 1985 годах. Она была так засекречена, что о ее существовании не знал даже куратор всех израильских спецслужб Исер Харель (Израиль Гальперин).
Среди сведений, полученных ЛАКАМ, оказались исследования портовых сооружений в ряде арабских стран. Благодаря Полларду израильская контрразведка смогла оценить уровень вовлеченности американцев в военные и технические секреты еврейского государства. На основании карт и фотоснимков, переданных Поллардом израильтянам, ВВС ЦАХАЛ разбомбили базы палестинских террористов в Тунисе 1 октября 1985 года.
Считается, что эта бомбардировка стала главной причиной раскрытия агента. Спустя несколько недель Полларда вызвали на допрос в ФБР, а еще через три дня, 21 ноября 1985 года, арестовали в Вашингтоне.

Все-таки не шпион
Американский суд не обвинил Джонатана Полларда в шпионаже. Обвинение состояло из одного пункта: «Заговор с целью передать информацию, связанную с национальной обороной, иностранному правительству без намерения нанести ущерб США». Поллард передавал израильтянам важные сведения, но он не выдал ни одного американского агента в Израиле, хотя список таких агентов вполне мог раздобыть. Суд также признал, что подсудимый передавал информацию не ради наживы, а по идеологическим мотивам. Это могло считаться смягчающим обстоятельством.
Полларда нельзя было обвинить в измене родине, потому что в американской Конституции измена определяется как «работа на вражеское государство во время войны». Израиль считается ключевым союзником США в регионе и никогда не воевал с американцами.
«Дело Полларда» было раздуто врагами Израиля. Адвокаты Полларда рассчитывали, что их подзащитный получит максимум пять лет тюрьмы. Но в последний день процесса Каспар Уайнбергер, тот самый министр обороны, переслал судье документы, ложно обвиняющие Полларда в нанесении огромного ущерба безопасности США. Обвиняемый получил пожизненный срок и 30 лет прожил как з/к №09185–016.
Американская Фемида не жалует шпионов. Но даже Эрлу Эдвину Питтсу, бывшему спецагенту ФБР, пойманному в 1996 году с поличным при передаче секретных сведений российской разведке, дали 27 лет заключения с правом амнистии. И отбывал он срок в достаточно комфортабельной тюрьме Эшланд в штате Кентукки, а не в известной своей строгостью тюрьме Бартон в Северной Каролине, где сидел з/к №09185–016. Причем первые семь лет Поллард провел в одиночной камере.
Уильям Нортон, американский спецназовец, после переезда в Израиль работавший в здешней разведке, объясняя суровое отношение американской Фемиды к Полларду, выделяет ряд причин – объективных и субъективных. Главная объективная причина: американцы после победоносных войн Израиля с арабскими соседями выдвинули «Доктрину равенства на поле боя». Суть ее в том, что чрезмерная военная помощь Израилю (включая передачу развединформации) может спровоцировать евреев на «беспардонное применение военной силы». Доктрина предполагает дозированную военную помощь всем сторонам конфликта.
Вторая причина лежит в сфере экономических интересов США. Крупнейшие американские корпорации, имеющие немалые инвестиции в Саудовской Аравии, не хотят раздражать своих партнеров. Они требуют от американского правительства проводить на Ближнем Востоке «уравновешенную политику».

Полларда предали
Известно, что Полларда выдал Энджи Кильчинский, он же Йосеф Барак, агент ЦРУ, который под видом еврея-репатрианта прибыл в Израиль в конце 1970-х. Он сумел войти в доверие к Ариэлю Шарону, по рекомендации которого в 1985 году занял должность в парламентской комиссии по иностранным делам и обороне. Так Кильчинский получил доступ к секретной информации и начал шпионскую деятельность. Израильская контрразведка ШАБАК (Служба общей безопасности) его разоблачила и арестовала. Но суд вынес ему смехотворный приговор: менее двух лет заключения. Отсидев, он вернулся в Америку, но за океаном почувствовал себя неуютно и вновь оказался в Израиле. Американцы не были столь великодушны к Полларду.
Несколько лет в пользу ЦРУ шпионил и майор ЦАХАЛ Йосеф Амит. Он служил на границе с Ливаном. В Вашингтоне до ареста этого офицера в 1986 году были осведомлены о всех передвижениях частей израильской армии на северной границе.
Авиам Села, которому агенты ФБР сели «на хвост» еще до ареста Полларда, успел через знакомых летчиков покинуть США. Он, правда, так спешил, что не исполнил свое обещание помочь Энн Хендерсон, первой жене Полларда, перебраться в Израиль. Женщина, непричастная к деятельности супруга, получила пятилетний тюремный срок, из которого отсидела 40 месяцев. Накануне ее освобождения Поллард направил ей разводное письмо, чтобы она могла попытаться вновь в ыйти замуж.
В 1986 году Селла был в США заочно обвинен в шпионаже и объявлен в розыск. В январе 2021 года, завершая президентский срок, Дональд Трамп по просьбе Биньямина Нетаньяху помиловал Селлу, который отныне может свободно передвигаться по миру, не опасаясь ареста.

Любовь по переписке
В тюрьме з/к №09185–016 вернулся к еврейской традиции и сменил имя Джонатан на ивритское Йонатан. Со своей второй женой Эстер, гражданкой Канады, он познакомился по переписке. Когда в еврейском молодежном клубе собирали подписи под петицией за освобождение Полларда, Эстер написала ему отдельное письмо. Так началось их общение – эпистолярное, затем телефонное. Через полтора года они поженились. Но в тюрьме Бартон жесткие правила. После брачной церемонии молодоженам предоставили ровно пять минут для общения.
Семейная жизнь у супругов Поллард началась только в ноябре 2015-го, когда з/к №09185–016 был условно освобожден на жестких условиях: ношение электронного браслета, перлюстрация компьютера, оповещение о любых выездах за пределы района, запрет покидать США в течение пяти лет. За любое нарушение мог последовать арест и возвращение в тюрьму еще лет на 15.
Супругам Поллард под 70 лет. Они мечтали о дружной семье, о детях. Но больше половины жизни глава семьи провел за решеткой. Сегодня Эстер мужественно противостоит агрессивной форме рака. У Йонатана тоже букет болезней, начиная с тяжелой формы сахарного диабета.
Журналисты, встречавшие Полларда в аэропорту, спросили, будет ли он в Израиле заниматься политикой. Ответ был категорически отрицательным. И его можно понять. Когда советские диссиденты Анатолий Щаранский и Юлий Эдельштейн прибыли в Израиль, им было соответственно 38 и 29 лет. Эти бывшие «узники совести» смогли достичь в политике немалых высот. Щаранский занимал министерские кресла, Эдельштейн был спикером Кнессета.
Что касается Полларда, то ему, вероятно, близка позиция Эдварда Сноудена, бывшего сотрудника ЦРУ и АНБ, живущего в России. Он сказал: «Я был шпионом всю свою жизнь, так что и сейчас не хочу быть в центре внимания. Известность для меня – это самый изощренный вид проклятия».
Израильский аналитик и британский уроженец Аншель Пфеффер пишет: «Наивно полагать, что союзники не шпионят друг за другом. Независимо от того, насколько они близки и какова история стратегических отношений между ними, интересы стран не могут полностью совпадать... Сбор секретной информации может служить сохранению стабильности альянса, предотвращению ненужных сюрпризов и подтверждению того, что ни одна из стран не поддерживает отношений с кем-нибудь на стороне. Но делать это нужно с большой осмотрительностью и другими способами, чем это происходит, когда речь идет о стране-сопернике или враждебном государстве». Золотые слова! 


Ссылка
  • +0.23 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!