Шесть мегапроектов могут превратить Польшу в региональный экономический центрПольша готова стать региональным экономическим центром после успешного завершения шести мегапроектов: железнодорожного коридора Балтийского кольца, глубоководного порта Свиноуйсьце, канала Вислинской косы, водного пути E40, Центрального коммуникационного порта и сети автомагистралей Via Carpathia.
Шесть мегапроектов Польши
Польша уже гордится тем, что является крупнейшей экономикой среди посткоммунистических государств-членов ЕС, но она готова стать еще более важной региональной державой после успешного завершения шести мегапроектов. Это:
§ Железнодорожный коридор Балтийского кольца,
§ Глубоководный порт Свиноуйсьце,
§ Канал Вислинской косы,
§ Водный путь E40,
§ Центральный коммуникационный порт и
§ Сеть автомагистралей Via Carpathia.
В целом они нацелены на усиление потенциала трансрегиональной связи Польши как лидера «
Инициативы трех морей » (3SI), экономического блока государств, который она учредила вместе с Хорватией в 2015 году.
«Инициатива трех морей»
Целью 3SI является всестороннее улучшение сообщения между Адриатическим, Балтийским и Черным морями. Он
поддерживается США, но может также функционировать как средство облегчения доступа китайской инициативы `` Один пояс, один путь '' (BRI) в ЕС через принадлежащий Пекину греческий порт Пирей, который восточноазиатская страна хочет
превратить в крупнейший в блоке. 3SI - это грандиозная задача, которая может занять много лет, чтобы принести плоды, но она все еще, возможно, остается одной из главных грандиозных стратегических амбиций Третьей Польской Республики. Ее успех зависит от завершения шести ранее определенных мегапроектов, которые теперь будут кратко резюмированы.
Балтийское кольцо
В
Балтийском кольце предполагается создание железнодорожного коридора, который охватывая одноименное море, объединяет Польшу, Прибалтику, Финляндию, Швецию, Данию и Германию. Он будет представлять собой современный вариант торгового блока средневекового Ганзейского союза. Средиземное море всегда будет оставаться самым важным водным пространством в ЕС, но Балтийское море может быстро стать следующим по значимости с экономической точки зрения, если эти планы будут реализованы. В максимальной степени это могло бы даже помочь создать новый центр геополитического притяжения в блоке.
Глубоководный порт Свиноуйсьце
Что касается
глубоководного порта Свиноуйсьце , то ожидается, что он дополнит Балтийское кольцо, позволив скандинавским странам, а также странам Западного полушария, таким как США и Бразилия, напрямую перегружать свои грузовые контейнеры на железнодорожную сеть Польши, тем самым облегчая перевалку между своими регионами и регионами пространства Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Поскольку Польша является центральным элементом этого трансрегионального маршрута, у нее есть хорошие возможности для получения значительной прибыли, поскольку ЦВЕ становится все более важной для глобальной торговли и инвестиций. Примечательно, что в Свиноуйсьце также находится недавно построенный
терминал СПГ .
Канал Вислинской косы и «Шелковый путь викингов»
Проект
канала Вислинской косы, продвигающийся на восток вдоль балтийского побережья Польши, позволит экономическим партнерам страны получить прямой доступ к Вислинскому заливу без необходимости проходить
через российский Балтийск. Это важно, поскольку это повышает жизнеспособность
водного пути E40 (также известного как «
Шелковый путь викингов »). Планируется проложить прибрежный коридор через Беларусь и Украину на пути к Черному морю. Однако у последнего проекта есть серьезные экологические проблемы, поскольку он
проходит через чернобыльскую зону отчуждения. Это самый рискованный из всех шести мегапроектов 3SI Польши, но, пожалуй, самый захватывающий с геополитической точки зрения, если Варшаве удастся его реализовать.
Центральный коммуникационный порт
Переориентируясь больше на центр страны,
Центральный коммуникационный порт (также называемый
узлом ) был недавно включен вместе с каналом Вислинской косы в качестве важной части
Национального плана восстановления Польши . Хаб предполагает создание интегрированного авиационного, железнодорожного и автомобильного узла, который будет служить одной из основных точек соединения в регионе ЦВЕ. Это абсолютно необходимо для реализации концепции 3SI в Польше, поэтому он является приоритетным. Этот проект также будет более тесно интегрировать все части внутренней экономики, что еще больше повысит привлекательность Польши по сравнению с ее региональными аналогами.
Через Карпаты
Наконец, последний из шести мегапроектов - это сеть автомагистралей
Via Carpathia, которая должна соединить Польшу с Восточными Балканами. На практике его соединение с Балтийским кольцом позволит создать коридор Арктика-Средиземноморье, который идеально дополняет планы Китая в отношении BRI. Это также приведет к тому, что Польша станет ведущим экономическим игроком в этом сравнительно бедном уголке континента. Со временем совокупное влияние, которое страна приобретает там, может помочь позиционировать 3SI как более уверенного политического игрока в том случае, если его члены будут более тесно интегрироваться друг с другом во всех отношениях.
Заключительные мысли
Учитывая шесть рассмотренных мегапроектов, есть много причин для оптимизма в отношении экономического будущего Польши.
Страна быстро выходит на первый план в европейских процессах межрегиональной связи, что делает ее трижды привлекательной для ЕС, США и Китая. С экономическим весом приходит и политическое влияние, поэтому считается само собой разумеющимся, что Варшава попытается обладать большей властью в стратегическом пространстве 3SI. Еще неизвестно, каковы будут стратегические последствия этого, но можно только надеяться, что это повысит стабильность в этой части Западной Евразии и не вызовет геополитическую конкуренцию с другими игроками, такими как Россия.