Цитата: Пробел от 18.05.2021 18:20:08Довольно интересное интервью о Ми-28НМ от конструктора.
Фактически это полностью переработанный вариант, от того что было, с учётом опыта, Сирии и так далее.
https://tass.ru/inte…ont_teaser
Да и внешний вид немного изменился.
...
В интервью Виталия Григорьевича Щербины очень интересно всё, но меня зацепили два момента.
Первый касается точности стрельбы из пушки. Очень уже давно, рассказывая об одном неприятном случае на испытаниях Ка-50, я сравнил точность стрельбы из пушки «Акулы» - и тогда еще просто Ми-28. В то время мне встречались утверждения, что пушечная установка Ка-50 – ессссно, во взаимодействии с бортовым комплексом «Рубикон» - обеспечивает точность стрельбы, вчетверо превышающую таковую у Ми-28. Это, наверное, все же перебор, ведь у Ка-50 точность обеспечивалась на уровне КВО, равного 4-5 тысячных, значит, у Ми-28 – 16-20? Вряд ли...
Но не суть, главное, что в этом плане Ми существенно уступал «Акуле» из-за того, что на «Акуле» пушка размещена практически в центре масс вертолета, а на Ми - в носовой турели, и я, как оказывается, был абсолютно прав, когда считал, что «...турель Ми-28 способна обеспечить более-менее приемлемую точность стрельбы только для первых выстрелов. Дальше вступают в действие неумолимые законы физики, которые именем силы отдачи пушки 2А42, составляющей 4-5 тонн, вертолет раскачивают, и последующие снаряды идут уже не в цель, а рядом».
И Щербина практически теми же словами говорит об этом - «При управлении отмечалось запаздывание реакции на воздействие экипажа — так называемый эффект хлыста, когда первые снаряды очереди идут в цель, остальные из-за запаздывания отработки приводов идут с рассеиванием, что негативно влияет на точность боевого применения пушки».
Но далее добавляет - «На Ми-28НМ был проведен достаточно большой объем работ по снижению массогабаритных характеристик подвижной пушечной установки, управление приводами сейчас цифровое, более надежное. В результате работой стрелково-пушечного вооружения на Ми-28НМ довольны и мы, и военные».
Могу только предполагать, как это было сделано - это разработка сложнейшего алгоритма управления пушечной установкой с как бы опережающей коррекцией положения ствола пушки практически для каждого выстрела. Алгоритм должен учитывать и текущие параметры полета, и массу вертолета вплоть до каждого килограмма топлива и массы вооружения на подвеске, не говоря уже о углах визирования цели и дальности до нее... Как в прошлом комплексник, могу оценить, как непросто все это было сделать, какое моделирование потребовалось... И за решение только одной этой задачи я бы пушкарям и комплексникам что-нибудь достойное на грудь повесил.
Второй момент меня несколько удивил. Имею в виду утверждение Щербины что «...при снижении путевой скорости полета вертолета почти до 0 км/ч, в данном положении вертолет сливается с земной поверхностью для радаров истребителей противника».
Насколько знаю - и это никакой не секрет - что несущий винт вертолета создает весьма специфичную радиолокационную картину. Поэтому представляется, что даже в режиме висения (т.е. путевая скорость равна нулю) современные РЛС истребителей вполне «видят» вертолет. Другое дело, что с появлением лопастей несущего винта из композитов дальность обнаружения по понятным причинам существенно снизится - но вряд ли до нулевой.
Поэтому из моего диванного Генштаба представляется, что лучшим средством защиты своих вертолетов от истребителей противника являются свои истребители. Ну, и соответствующая тактика боевого применения вертолетов.