Ядерная и углеводородная энергетики
4,044,945 11,958
 

  NetGhost ( Слушатель )
22 май 2021 17:43:20

Короткая история атомного энергосамохода

новая дискуссия Дискуссия  417

Впервые о малых мобильных АЭС заговорили 65 лет назад. Идею выдвинул глава Минсредмаша Ефим Славский в 1955 году. Головным разработчиком назначили Кировский завод, чуть позже подключили к проекту Лабораторию «В» (ФЭИ). Разработчики предлагали самые разные варианты транспортабельной электростанции (ТЭС). В конце концов, специалисты ФЭИ предложили поставить электростанцию на гусеницы, сделав ее практически вездеходной, чтобы при необходимости она могла своим ходом подойти к потребителю и обеспечить его энергией. Эта идея показалась очень заманчивой.



В итоге в октябре 1956-го на совещании в Минсредмаше одобрили проект конструкторского бюро Кировского завода — АЭС с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах, перевозимая на самоходных гусеничных шасси, созданных на базе танка Т-10. Эскизный проект ТЭС-3 подготовили в марте 1957-го. Уже в апреле было выдано техническое задание на размещение станции на территории ФЭИ.

Оборудование закреплялось на четырех гусеничных самоходных транспортерах с обогреваемыми утепленными кузовами. На двух устанавливалась реакторная парогенераторная установка, еще на двух — турбогенератор, пульт управления и вспомогательное оборудование. Тепловая мощность реактора была 8,8 МВт, электрическая — 1,5 МВт. Установка была рассчитана на 250-дневную топливную кампанию, с незначительным расходом топлива — до 14 г урана‑235 за сутки.

В августе ТЭС‑3 доставили на площадку ФЭИ в Обнинске и разместили по соседству с первой АЭС. 13 октября 1961 года станция выдала электрический ток в систему Мосэнерго. После отработки проектной кампании реактор остановили для проведения регламентных работ. В 1963 году в ФЭИ начали готовиться ко второй кампании ТЭС‑3, которая предусматривала бы массовое испытание новых видов твэлов, ввод бора в первый контур реактора, облучение материаловедческих образцов. Однако Министерство обороны отказалось развивать это направление, так что работы были прекращены.
  • +0.29 / 20
  • АУ
ОТВЕТЫ (10)
 
 
  Налим_23 ( Слушатель )
22 май 2021 18:55:40

Почему перестали развивать это направление, история умалчивает? 
  • +0.12 / 6
  • АУ
 
 
  Пенсионэр ( Слушатель )
22 май 2021 19:39:33

Думаю, из соображений безопасности и цены киловатт-часа по сравнению с традиционными мобильными источниками энергии.
  • +0.14 / 7
  • АУ
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
22 май 2021 20:40:42

При самоходности и сроке функционирования на одной закладке 250 суток интересно какую долю ресурса отжирало само перемещение туда-обратно...
  • +0.16 / 9
  • АУ
 
 
 
  NetGhost ( Слушатель )
22 май 2021 22:09:21

Мне кажется, тоже поэтому.
В те годы денег особо не было, всё на ракеты уходило и ядерное снаряжение. А тут достаточно большие расходы на усовершенствование, производство и сопровождение - и всё ради 1,5 мегаватт? Ну это сейчас так видится. А что на самом деле - ну кто ж теперь скажет, только предполагать можно.
  • +0.08 / 4
  • АУ
 
 
 
 
  сапёрный танк ( Слушатель )
22 май 2021 23:20:19

.......Так смысла и не было тогда с этим заморачиваться. Соляра стоила копейки, а сама ДЭСка не сильно дороже, так что СИЛЬНО дешевле было где надо ДЭСок понаставить и не мучиться с радиационной защитой, перезагрузкой активной зоны и всем вот этим. Была бы компания длинной в несколько лет, был бы смысл, а так... .
  • +0.24 / 14
  • АУ
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
22 май 2021 23:23:02

Мог быть смысл для северов и крайних югов. Тепло и лепездричество, одновременно. В те года и пиндосы с такими реакторами экспериментировали.
  • +0.11 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  polpol ( Слушатель )
23 май 2021 17:37:17

Конечно не по теме.
Но меня коробит когда употребляют "северов" вместо Крайнего Севера.
Сам я всю жизнь прожил на Крайнем Севере, но не на "северах".
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
23 май 2021 17:53:19

Возможно, пользуются как множественным числом. Крайний юг кое-где приравнен к Крайнему Северу.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
  ДядяВася ( Слушатель )
24 май 2021 20:29:14

Помимо ТЭС-3 разрабатывалась и Памир-630Д 
Памир-630Д



Но ТЭС-3 не стала единственным в своём роде экспериментом. В 1963-м начались работы по разработке новой передвижной АЭС. Разработка тянулась долго, в сумме около 22 лет. Лишь в 1985-м был, наконец, построен рабочий образец.

На этот раз решено было отказаться от водо-водяного реактора. Для его работы требовалось такое количество воды, которое просто невозможно было обеспечить в некоторых регионах, где и нужны передвижные АЭС — например, в тундре или засушливых степях. Поэтому на «Памир-630Д» смонтировали компактный одноконтурный реактор, в котором и теплоносителем, и рабочим телом являлась тетраокись азота. 
Это соединение обладает высокой теплопроводностью и теплоёмкостью. Но тетраокись азота опасна тем, что при её контакте с водой происходит химическая реакция с образованием азотной кислоты. Этот факт существенно повышал опасность эксплуатации АЭС: если персонал допустит оплошность, и в контуре окажется вода (например, конденсат), то образовавшаяся кислота могла бы разрушить элементы контура или даже сам реактор.

Комплекс АЭС состоял из четырёх машин: двух колёсных полуприцепов, буксируемых мощными седельными тягачами МАЗ-7960, являвшимися переработкой МАЗ-537, и двух вспомогательных автомобилей на базе КРАЗ.

МАЗ-357



Состав оборудования:

  1. Первая машина (полуприцеп): реактор, парогенератор с теплообменником, система аварийного расхолаживания, два автономных дизель-генератора. На корме полуприцепа находился огромный вентилятор системы охлаждения.

  2. Вторая машина (полуприцеп): турбогенератор (вырабатывал электричество)

  3. Третья машина: система управления АЭС.

  4. Четвёртая машина: резервные дизель-генераторы.



Мощность реактора — 10 МВт, мощность турбогенератора — 630 кВт.



Когда вереница машин приезжала на место стоянки, реакторный и турбогенераторный полуприцепы устанавливали рядом, ставили их на домкраты, снимали и отвозили на безопасное расстояние колёса. Полуприцепы соединяли кабелями и трубопроводами, а не менее чем в 150 м от них устанавливали две другие машины комплекса. 

Как вы понимаете, всё это делалось для защиты персонала от излучения. Не совсем ясен момент с колёсами. Единственное, что приходит на ум: снимать их нужно было для того, чтобы они сами не начинали фонить из-за наведённой радиоактивности и не «заражали» и не распространяли потом по дорогам радиоактивную пыль.

Испытания «Памира-630Д» продолжались с ноября 1985 по август 1986, после чего проект был закрыт. 
Но 26 апреля 1986 года взорвался четвёртый реактор Чернобыльской АЭС, и эта трагедия повлияла на многие проекты в атомной энергетике и ВПК. «Памир-630Д» начали активно критиковать (и небезосновательно) как технически опасную конструкцию, и в конце концов в 1988 году проект закрыли. Информация о судьбе машин противоречива.
  • +0.24 / 15
  • АУ
 
 
 
  сапёрный танк ( Слушатель )
25 май 2021 00:40:49

.......Блин, читал когда-то о нём. Но то, что там в качестве теплоносителя азотный тетраоксид  или не было инфы, или не отложилось в памяти. А ведь это сильнейший окислитель. Один из компонентов ракетного топлива МБР..
  • +0.11 / 6
  • АУ