Самолёт, выполнявший рейс по маршруту «Афины – Вильнюс», по решению пилота приземлился в Минске. Причина – информация о минировании судна, полученная белорусскими диспетчерами. Впрочем, этот инцидент многие истолковали как принудительную посадку, на борту которого находился Роман Протасевич. Он числится террористом и являлся организатором акций массовых протестов в Беларуси в прошлом году. Журналисты ОНТ провели собственное расследование инцидента. Кого сам Протасевич подозревает в том, что оказался в Беларуси, как относится к протестам и как прошёл рейс «Афины-Вильнюс». Задержанный в Минске один из создателей телеграм-канала Nexta, признанного в Беларуси экстремистским, Роман Протасевич в эфире госТВ высказал предположение, что его подставили "свои же". "Я уже думал о том, что единственный раз, когда я написал, как и когда, и на каком самолете я буду перемещаться, это было в рабочем чате за 40 минут до вылета (рейса Ryanair Афины-Вильнюс – ИФ), где есть, в принципе, и "этот человек", - рассказал Протасевич в ходе оперативной съемки. Ее нарезки были представлены на ОНТ в среду. "Одной из первых вещей, о которой я подумал, - реально меня просто подставили! Я нигде это не говорил, а как только я это сказал, сразу оказался в Минске. Вот сразу!" – заявил он. По словам Протасевича, у него был конфликт только с одним человеком, которого он и подозревает в умышленных действиях против себя в данной ситуации. "У меня был личностный конфликт только с одним человеком, достаточно напряжённый. Особенно в последние дни. Изначально у нас не было конфликтов, но на первой пьянке он сказал, что будут проблемы. У нас у обоих, мол, сильные характеры, поэтому могут быть проблемы", - отметил Протасевич. Он выразил уверенность, что "у этого человека были связи с "киберпартизанами", которые и раньше занимались лжеминированиями, причем по всей территории страны и массово". Кроме того, Протасевич выразил удивление изменившемуся к нему в последнее время отношению со стороны советника экс-кандидата в президенты Беларуси Светланы Тихановской Франака Вячорки. "С Франаком Вячорка были хорошие отношения. Я снимал визит Тихановской в Афинах. Всё было прекрасно, два дня отработали. Он меня хвалил. Он улетел, и меньше чем за неделю отношение ко мне изменилось на противоположное", - отметил Протасевич. Он рассказал, что Вячорка сообщил ему о необходимости рассмотреть перспективы дальнейшего сотрудничества. Согласно данным, озвученным в эфире телеканала ОНТ, белорусские власти не имели и не могли иметь никакой информации о пассажирах на борту Rynair, а Протасевич среди прочих пассажиров стоял в очереди на таможенный контроль в Национальном аэропорту Минск, когда в телеграм-канале Франака Вячорки появилось сообщение о "захвате белорусскими властями Романа Протасевича". Интересный момент видео: Протасевич в изоляторе КГБ со смехом "жалуется": Столько еды в камере, что хлопцы воют: мясо портится, надо есть, а всё не влазит.
Сытый и довольный Роман Протасевич рассказывает о своей жизни в неволе. Прямо слёзы наворачиваются
Вся эта внештатная ситуация с «Боингом» обрастет множеством слухов, домыслов. Проясним. 1. СООБЩЕНИЕ О МИНИРОВАНИИ ПРИШЛО ТОЛЬКО В МИНСКИЙ АЭРОПОРТ?
В аэропорт Минска первый раз письмо пришло в 12:25, а в 12:56 его прислали повторно. Такое же сообщение с аналогичным содержанием пришло и в аэропорт Вильнюса. Глава Бюро криминальной полиции Литвы Роландас Кишкис этот факт подтвердил. На следующий день после случая с рейсом Афины – Вильнюс был задержан вылет из Минска во Франкфурт борта авиакомпании «Люфтганза». Причина та же – сообщение о теракте, которое пришло на электронную почту. 2. НА БОРТУ САМОЛЕТА БЫЛИ АГЕНТЫ КГБ? ОНИ СОШЛИ В МИНСКЕ?
Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис назвал безосновательными такие слухи. На борту не было агентов КГБ, которые якобы заставили сесть лайнер в Минске. 3. КТО ЗНАЛ, ЧТО РЕЙСОМ ЛЕТИТ ПРОТАСЕВИЧ?
В Беларуси не знали и не могли знать, кто на борту. К спискам пассажиров любого авиарейса по установленным правилам в мире доступ есть только у трех сторон. Александр Апет, замдиректора Департамента по авиации Минтранса Беларуси: «Это аэропорт вылета, аэропорт прилета, авиакомпания. В данной ситуации изначально Беларусь не имела возможности доступа к списку пассажиров этих. Никакого официального доступа не имела и не могла иметь, потому что транзитный пролет через наше пространство». 4. МиГ-29 ПЕРЕХВАТИЛ И ЗАСТАВИЛ СЕСТЬ «БОИНГ»?
Перехват и принуждение – это самая главная ложь, которую подхватили многие. Сергей Кулаков, пассажир рейса: «Я читал новости о том, что вроде бы был поднят истребитель для сопровождения самолета или для каких-то других целей, лично я находился в середине самолета, я никакого истребителя не заметил». В 12:50 «Боинг» делает разворот, а в 13:04 находится в 15 километрах от Руденска и в 30 от Минска. МиГ-29 в это же время только вылетает из Барановичей. Когда гражданское судно вот-вот приземлится в аэропорту, военный борт будет в районе Мачулищей. То есть он его сопровождал, а не перехватывал. И принуждать к посадке никак не мог. Игорь Голуб, командующий военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных Сил Беларуси: «По всем международным правилам экипаж перехватчика должен с выйти вперед на расстояние не ближе и не далее 10 метров с левой стороны. Почему слева? Потому что мы все знаем, что в любом воздушном судне командир воздушного судна находится с левой стороны. Он себя обозначил. Далее, согласно требованиям международных правил, экипаж, командир экипажа самолета-перехватчика обязан на установленной международными договорами частоте связаться с командиром воздушного судна. Опять же установленными сигналами, прописанными в требованиях ИКАО. На английском языке. Если связь установить не удалось или по каким-либо причинам, может быть, отказ связи, экипаж самолета-перехватчика обязан маневрами, показываю, покачиваниями с крыла на крыло, показать самолёту гражданскому этот маневр. Если командир воздушного судна, у него отказ связи, а он понял, что он перехвачен, то подаёт тоже мелкие покачивания с крыла на крыло». Но встречи самолетов в воздухе не было. А значит, и перехвата тоже. У МиГ-29 была еще одна задача – защитить объекты на земле, в том числе и Минск. Никто же не знал, есть ли взрывное устройство на борту или нет. Игорь Голуб: «Мы все знаем печальный опыт, трагедию 11 сентября 2001 года в США. Башни-близнецы. Какая была трагедия! Сколько людей погибло! И после этого случая были внесены еще дополнительные рекомендации, нормы в Чикагскую конвенцию по действиям дежурных сил». Когда вечером того же дня «Боинг» вылетел из Минска в Вильнюс, его тоже сопровождал МиГ-29.
Многие специалисты авиации пытаются проанализировать и довольно загадочный «минский разворот» и маршрут Boeing Ryanair в небе Белоруссии. В частности, в беседе с «Газетой.Ru» бывший начальник Главного штаба Войск противовоздушной обороны, заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации Игорь Мальцев высказал мнение, что действия экипажа лайнер авиакомпании Ryanair вызывают много вопросов.
Игорь Мальцев замечает, что если до посадки на аэродроме назначения остаются считанные минуты, то с предполагаемой взрывчаткой могли разобраться в пункте назначения, то есть в Вильнюсе, а в Минск, совершая огромный крюк, для этого лететь никакой необходимости не было. «Таким образом, поведение командира воздушного судна компании Ryanair в этой ситуации кажется мне более чем странным. Поэтому невольно возникает впечатление - не поработали ли с этим пилотом спецслужбы еще до вылета? Ничем другим его поведение объяснить нельзя. Ну, подошел к нему истребитель, а что дальше? Само приближение истребителя к рейсовому самолету ничем этому рейсовому самолету не грозит. Что он его, таранить что ли собирался? При этом командир воздушного судна Ryanair находился на связи с аэродромом вылета, прилета, пунктами единой системы управления воздушным движением. Словом, темная история», - вполне аргументировано пояснил Игорь Мальцев.
Вызывают вопросы и разворот «заминированного» лайнера в непосредственной близости от Белорусской АЭС (БелАЭС). Невольно возникают ассоциации с терактом в США, который произошёл 11 сентября 2001 г., когда террористы использовали угнанные пассажирские авиалайнеры Boeing в качестве орудий террористической атаки на башни бизнес-центра в Нью-Йорке, а также Пентагон. Не был ли этот маневр применен с целью провоцирования белорусских сил ПВО, прикрывающих АЭС Белоруссии?! Ведь, даже случайное приближение любого летательного аппарата к АЭС могло бы спровоцировать применение системы защиты АЭС, которая в подобной ситуации должны быть приведены в режим полной боевой готовности. Именно для сопровождения ирландского Boeing Ryanair и был поднят истребитель МиГ-29 ВВС Белоруссии.
Естественно, о случившейся ситуации было немедленно доложено первому лицу Белоруссии - президенту Республики Александру Григорьевичу Лукашенко. Белорусские власти сделали всё возможное для обеспечения экстренной посадки и спасения жизней пассажиров, а также предотвращения террористического акта: в воздухе пассажирский борт сопровождал боевой истребитель МиГ-29, на земле лайнер встречали машины экстренных служб, саперно-пиротехническая группа МВД и следственно-оперативная группа. К счастью, никаких взрывных устройств на борту пассажирского самолёта обнаружено не было. Кроме того, по факту ложного сообщения о минировании самолёта СК Республики Беларусь возбудил уголовное дело.
Некоторые данные, просочившиеся в социальные сети, свидетельствуют о том, что бывший главред Telegram-канала Nexta знал о своей роли в этой спецоперации западных спецслужб против режима Лукашенко, но морально не был готов к запланированному аресту в аэропорту Минска. https://ruskline.ru/…dlya_backa