Закон про олигархов является способом доения верхушки элиты. Все его стать выписаны так, что буквально орут: сделай внос в университет будущего Зеленского, пожертвуй на нантоехнологии и космос и спи спокойно.
Из декларации государственного служащего Александра Т., поданной в СНБО в соответствии с законом «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)». Текст: «Сегодня, приблизительно в 23.44, на мой личный телефон (номер прилагается) поступил звонок от олигарха К.Вместо приветствия Игорь Валерьевич грязно выругался и сообщил, что состоял в длительных интимных, зачастую противоестественных связях с моими ближайшими родственниками (список в алфавитном порядке прилагается), включая жену и домашнюю собаку по кличке Наяда (сука). Олигарх в категоричной форме потребовал от меня оказания ему ряда услуг, подпадающих под определение «коррупционное деяние». В случае игнорирования его более чем настойчивых «пожеланий» лицо, обладающее чрезмерным влиянием в обществе, пообещало мне «завязать анус бантиком». Я отказался обслуживать интересы звонившего мне олигарха и занес его номер в список блокировки. В результате с телефона моей собаки (суки) пришла эсемеска следующего содержания: «Ты что, г…н, игнорить меня решил?». Расцениваю указанный контакт как прямую угрозу национальной безопасности и моей личной. Снимок ануса, завязанного бантиком, прилагаю. Прошу Совбез вжиты ришучих заходив для обеспечения моей личной безопасности, а также безопасности моей семьи, включая домашних животных». Число, дата, подпись, сопроводительные материалы, в том числе и фотоснимок, заверенный нотариально (подпись частного нотариуса с припиской: «Никогда подобного не видел»)».
Это не беспочвенные фантазии, не театр абсурда и даже не записки из дурдома. Речь идет о реальном законопроекте, который подал президент Зеленский на рассмотрение Рады. «Государственный служащий после контактов с олигархом или его представителем не позднее следующего дня после такого общения должен заполнить на официальном сайте СНБО декларацию о контактах». У меня сразу возникает два важных вопроса. Первый: как определить, кто является «представителем олигарха»? Второй: обязан ли госслужащий докладывать о половых контактах с лицом, имеющим избыточный политический вес?
С самими олигархами все более или менее понятно. Их список определяется на закрытом заседании СНБО тайным голосованием при одном воздержавшемся (спикере Разумкове). Кандидаты на попадание в реестр должны отвечать следующим требованиям. Первое: иметь медиахолдинг, желательно с телеканалами. На худой конец сойдет и сайт. Второе: активно участвовать в политической жизни страны. То есть иметь (в хорошем смысле этого слова) какую-нибудь партию либо финансировать ее деятельность. Третье: обладать финансовым активом в размере $83 млн. Четвертое: быть конечным бенефициаром субъекта естественных монополий (как Ахметов) или же монополистом на общегосударственном рынке (семья Герег). Если хотя бы три признака из четырех совпадут в лице конкретного соискателя звания «олигарх года», то он будет внесен в специальный реестр. Ему выдадут удостоверение олигарха, дающее право на бесплатный проезд в метро и льготы при уплате коммунальных услуг, специальный кожаный ошейник с порядковым номером на латунной пластинке (размеры изделия будут определены специальным решением парламента) и «памятку олигарху».
В документе будут перечислены шаги, необходимые для исключения из списка олигархов. Среди них – добровольная продажа медиаактивов лицам с «незапятнанной деловой репутацией» либо человеку, которого пришлют со специальной запиской от Андрея Ермака (глава Офиса президента), отказ от финансирования политических проектов и сознательный уход с рынка с целью демонополизации естественных природных монополий.
Если лицо, попавшее в государственный реестр олигархов, продолжает упорствовать и нагло, цинично злоупотребляет своим значительным политическим весом, то против этого урода вводятся санкции Совбеза. Сначала наши стратегические партнеры из страны двухпалатного и двухпартийного консенсуса замораживают все иностранные активы буйного олигарха. Если он не понимает, куда все идет, то блокируются счета компаний, принадлежащих члену реестра, а сами предприятия (заводы, пароходы, яхты, месторождения) национализируются.
Механизм наказания украинского олигархата пока не выписан, но Совбез обязательно что-нибудь придумает. Закон об олигархах един для всех. Но не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Во-первых, по умолчанию предполагается, что под действие нового репрессивного акта не попадет Томаш Фиала. Ему можно скупать средства массовой информации (недавно он приобрел «Украинскую правду» в комплекте с Аленой Притулой и какой-то Севгиль Мусаевой), предприятия, логистические центры и продолжать финансировать партию «Голос». Поймите, это другое! Разве может финансовый представитель самого Сороса попасть в реестр олигархов? Нет, конечно. Он же чех, ему можно.
Автоматически может расслабиться и Виктор Пинчук. Никто не станет трогать лучшего друга Элтона Джона и известного украинского мецената. Трубы большого диаметра, металлургические заводы и медиахолдинг в составе «СТБ», ICTV, «Нового канала» и других более мелких медиа необходимы зятю Кучмы исключительно для благотворительной деятельности. Надо же продвигать идеалы западной демократии, тем более что Пинчук и так висит перед Соросом на целый «ярд». Тут все ясно.
Никто, понятное дело, даже не подумает включать в реестр и как-то репрессировать самого крупного украинского агробарона Андрея Веревского. Его фракция «Доверие» создана в Раде именно для того, чтобы оправдать высокое доверие, оказанное Андрею Зеленским. Даже на сегодняшнем Совбезе, посвященном санкциям в отношении лиц, «грабящих земельные ресурсы», о Веревском никто не вспомнит. Это святое.
Стоит слегка напрячься Ринату Ахметову, Игорю Коломойскому, Вадиму Новинскому и Борису Колесникову. Но всегда есть возможность договориться. Только в этот раз цена вопроса другая. Вы, наверное, помните, что в начале недели Зеленский гордо объявил о создании какого-то супер-пупер продвинутого университета своего имени. Там будут готовить специалистов мирового уровня по искусственному интеллекту, нанотехнологиям, кибербезопасности и космосу. Настоящий университет будущего. Поскольку мы с вами прекрасно понимаем, как обстоят дела с искусственным интеллектом и нанотехнологиями в Украине, намек сделан более чем прозрачный. Стартовая цена вопроса – почти 8 млрд. грн. А что вы хотите?! Нанотехнологии, с…а, очень дорогие.
Когда Виктор Ющенко затеял строительство «больницы будущего», олигархи правильно поняли намек. Ринат Леонидович как бы добровольно внес самую большую «благотворительную сумму» – $8,7 (по курсу 5), Борис Колесников – $1,5, Вадим Новинский столько же. Думаю, в этот раз прайс будет несколько выше. Все-таки речь идет о детях, которые, как известно, являются нашим будущим. Все средства были блестяще освоены, о строительстве «больницы будущего» давно уже никто не вспоминает.
Поэтому на данном этапе закон об олигархах является элементом доения Офисом президента узкой прослойки особо богатых украинцев. И попутно решается задача по установлению тотального контроля над СМИ. Не хочешь, чтобы у тебя отбирали телевизор? Будь добр, откажись от выпусков новостей или политических ток-шоу. Либо же отдай их на аутсорсинг дятлам из Офиса президента. Они сделают один глобальный телеканал «Дим». Да и о контактах с олигархами не все должны отчитываться. К примеру, если тот же первый помощник Зеленского Шефир ныряет в уютный кожаный салон «Майбаха» Ахметова, это вовсе не «контакт». Просто человек воспользовался услугами элитного такси. Вот и все.
Александр Зубченко