С Днем Рождения, глобальное потепление: изменению климата - 33 года Руперт Дарвелл 24 июня, 2021
В этом месяце изменению климата исполняется 33 года. 23 июня 1988 года ученый НАСА Джеймс Хансен засвидетельствовал, что парниковый эффект был обнаружен.
«Глобальное потепление началось» New York Times заявила на следующий день. Действительно, так и было.
На год старше Александра Великого, когда он умер, изменение климата заняло менее трети века, чтобы покорить Запад.Четырьмя днями ранее члены Большой семерки в Торонто
согласились с тем, что глобальное изменение климата требует «первоочередного внимания». Еще до истечения месяца конференция по климату в Торонто
заявила, что человечество проводит неконтролируемый эксперимент, «чьи конечные последствия могут быть второстепенными после глобальной ядерной войны». В сентябре Маргарет Тэтчер произнесла свою знаменитую
речь. Королевскому обществу, предупреждение о глобальной тепловой ловушке. «Нам говорят, - хотя она не сказала кем, - что потепление на один градус по Цельсию за десятилетие значительно превысит способность нашей естественной среды обитания справиться», - оценка, которая оказалась диким преувеличением. Наблюдаемое с тех пор потепление приближается к одной десятой градуса по Цельсию за десятилетие. Два месяца спустя Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) провела свое первое заседание в Женеве.
Тенденция к катастрофизму присутствовала в начале глобального потепления. В прошлом году на закрытом совещании ученых, в котором участвовал первый председатель МГЭИК, было
признано, что традиционный анализ затрат и выгод неуместен из-за «риска серьезных преобразований в мире будущих поколений». Логика этого аргумента требует, чтобы изменение климата было представлено как потенциально катастрофическое - иначе лекарство оказалось бы хуже, чем предполагаемая болезнь.
Хотя катастрофизм придал изменению климата эмоциональную силу,
наиболее последовательной чертой изменения климата является несостоятельность предсказаний катастрофы. В 1990 году
Мартин Парри , будущий сопредседатель рабочей группы МГЭИК, подготовил отчет, в котором утверждалось, что в течение 40 лет мир может пострадать от массового голода и роста цен на продукты питания. Однако
распространенность недоедания в развивающихся странах имеет тенденцию к снижению с 1970-х годов и сократилась почти вдвое - с 23,3% в 1991 году до 12,9% в 2015 году.
Хотя глобальное потепление победило Запад, оно потерпело неудачу на Востоке. Образцом международного сотрудничества в области окружающей среды стал
Монреальский протокол 1987 года по защите озонового слоя. Его переговоры и ратификация проводились под руководством администрации Рейгана, которая признала, что США получат наибольшую выгоду от наличия сильного договора. Благодаря руководству США переговоры были проведены быстро (в течение нескольких месяцев), и протокол имеет четкие формулировки, содержащий сильные стимулы для стран присоединиться и угрозу торговых санкций для тех, кто этого не делает.
Этот путь был быстро заблокирован из-за изменения климата. В конце 1988 года мальтийское правительство выступило инициатором резолюции Генеральной Ассамблеи ООН об охране климата как общего наследия человечества, подтекст которой заключался в том, что богатые страны не должны вести переговоры по договору об изменении климата, а затем навязывать его остальному миру. Преимущество движения по пути ООН состояло в том, что это привело к созданию постоянной и растущей бюрократической инфраструктуры с ежегодными встречами, чтобы сохранить место глобального потепления в общественном дискурсе. Обратной стороной является то, что тексты переговоров должны согласовываться
консенсусом., исключая возможность переговорного процесса и исхода, подобного Монреальскому. В 1990 году Генеральная Ассамблея приняла резолюцию об учреждении Межправительственного комитета по ведению переговоров по Рамочной конвенции об изменении климата, которая подготовила окончательный текст к саммиту Земли в Рио в 1992 году.
Наиболее важными чертами климатической конвенции 1992 года являются ее план, разделяющий мир на две части, с развитым Севером, перечисленным в Приложении I, и доктрина «общей, но дифференцированной ответственности» (первый принцип, перечисленный в конвенции, и, возможно, ее управляющий). Раздвоение было конкретизировано в 1995 году на первой конференции сторон в Берлине. Под председательством Ангелы Меркель в качестве министра окружающей среды Германии Берлинский мандат предусматривал, что стороны, включенные в Приложение I, должны усилить свои обязательства по декарбонизации при условии, что стороны, не включенные в Приложение I, этого не сделают, подготовив почву для Киотского протокола два года спустя.
Администрация Клинтона не особо задумывалась о последствиях Берлинского мандата. Сенат это сделал. В июле 1997 года 95 голосами (включая тогдашних сенаторов Байдена и Керри) против ноль он принял резолюцию Берда-Хейгеля: Америка не должна подписывать какой-либо протокол, который налагал бы ограничения для сторон Приложения I, если он также не установил конкретные временные ограничения. и внесены обязательства по странам, не включенным в Приложение I. Хотя администрация Клинтона подписала Киотский протокол, Сенат лишил США участия; на усмотрение нового президента Джорджа Буша было возложено осуждение за утверждение очевидного. И он, и Барак Обама преследовали по существу одну и ту же посткиотскую стратегию, пытаясь заставить Китай и другие крупные развивающиеся экономики взять на себя договорные обязательства по декарбонизации, попытка, которая провалилась на Копенгагенской конференции по климату в 2009 году.
Собирая осколки, Тодд Стерн, переговорщик президента Обамы по климату, преследовал двойную цель - разработать что-то, что
Китай примет, но не требует совета и согласия Сената. Результатом стало
Парижское соглашение по климату . Он воплощает климатический эквивалент
доктрины Синатры Михаила Горбачева, позволяющей отдельным сторонам соглашения «делать это по-своему». Париж, который изменил правила игры в борьбе за спасение планеты, был совсем другим. Подобно тому, как доктрина Синатры Горбачева была признанием того, что Советский Союз проиграл холодную войну, Парижское соглашение сигнализировало о том, что Запад отказался от глобального режима декарбонизации с надежными санкциями против безбилетника.
Хотя администрация Обамы сыграла важную роль в его зарождении, США больше всех проиграли Парижскому соглашению. Америка должна утратить недавно завоеванное положение крупнейшего в мире производителя углеводородной энергии. Для чего?
История
выбросов углекислого газа - это ускорение сокращения доли выбросов в западных странах. 1981 год был последним годом, когда выбросы углекислого газа при производстве энергии и цемента на Западе были выше, чем в остальном мире (последний включает в себя Японию - культурно незападную, неоднозначную по отношению к изменению климата и единственную страну, которая принимала у себя крупную климатическую конференцию под председательством иностранного гражданина). К 1988 году, несмотря на экономический рост 1980-х годов, выбросы на Западе выросли всего на 3,8%, в то время как в остальном мире - на 27,0%.
После 2002 года выбросы незападных стран росли еще быстрее. За 12 лет до 2002 г. выбросы из незападных стран выросли на 21,2%; а в последующие 12 лет - на 76,8%. К 2014 году, когда выбросы западных стран в целом оставались неизменными в течение 24-летнего периода, выбросы западных стран сократились до 26% от общего объема, а доля выбросов других стран выросла до 74%. Менее чем за полтора десятилетия рост выбросов из незападных стран превысил совокупный объем выбросов в США и ЕС. Что касается влияния на физику глобального потепления, то уже не имеет значения, что делает Запад.
Уильям Нордхаус, выдающийся в мире экономист по климату, дает резкую оценку климатической политики. «Спустя 30 лет международная политика зашла в тупик», - сказал он в малоизвестной
презентации в октябре 2020 года Европейскому центральному банку. «У нас есть политика, но она неэффективна и практически ни к чему не приводит». Виновник, по мнению Нордхауса? Проблема безбилетника. Решение Nordhaus состоит в том, чтобы заменить существующую структуру «клубом», члены которого договариваются о единой цене на углекислый газ (он предлагает 50 долларов за тонну CO2) плюс прямой штраф в размере 3% на импорт от стран, не являющихся членами клуба. По сути, Nordhaus предлагает структуру Монреальского протокола, адаптированную к изменению климата.
Джо Байден провел кампанию за восстановление лидерства США в области климата и повторное присоединение к Парижскому соглашению. Это два противоречия. Сопровождение европейцев в тупике процесса ООН, которому уже три десятилетия, вряд ли составляет лидерство. Прислушаться к совету Нордхауса и отказаться от процесса ООН - это то, что может сделать только американский президент. Но это означало бы предположить, что цель ООН - сдержать глобальное потепление.
За несколько дней до Парижской конференции
умер Морис Стронг . Будучи убежденным защитником окружающей среды, никто не сделал больше для того, чтобы включить экологию в международную повестку дня, возглавив Стокгольмскую конференцию ООН по окружающей среде 1972 года и саммит Земли в Рио 20 лет спустя. На Парижской конференции было проведено небольшое собрание, чтобы поделиться воспоминаниями о Стронге и его достижениях. Один из его помощников на Стокгольмской конференции вспомнил, как спрашивал его, какой должна быть политика конференции. «Процесс - это политика», - ответил Стронг.
Гений Стронга заключался в понимании того, что самовоспроизводящийся процесс в ООН будет постоянно наращивать деньги, влияние и, прежде всего, власть. Экологизм не стал бы доминирующей идеологией на Западе без развертывания климатического аппарата ООН: ежегодный цикл климатических конференций периодически совмещался с конференциями, которые собираются спасти планету (Киото в 1997 году; Бали в 2007 году; Копенгаген в 2009 году; Париж в 2015 году и Глазго в 2021 году). Затем есть МГЭИК, созданная Программой ООН по окружающей среде и Всемирной метеорологической организацией, и ее пять, а вскоре и шесть поколений отчетов об оценке.