Газлайтинг: психология формирования чужой реальности часть 2
новая дискуссияСтатья174
Тем, кто не смотрел психологический триллер «Газовый свет» 1944 года режиссера Джорджа Кьюкора, я настоятельно рекомендую вам это сделать, поскольку в нем содержится бесценный урок, который особенно применим к тому, что, как я подозреваю, многие из нас переживают в настоящее время. История начинается с 14-летней Паулы (которую играет Ингрид Бергман), которую увозят в Италию после того, как ее тетя Алиса Алквист, известная оперная певица и смотритель Паулы, найдена убитой в ее доме в Лондоне. Паула - та, кто нашла тело, и охваченная ужасом она никогда не вернется в прежнее состояние. Ее тетя была единственной семьей, которую Паула оставила в своей жизни. Принято решение отправить ее из Лондона в Италию, чтобы продолжить учебу и стать всемирно известной оперной певицей, такой как ее тетя Алиса. Проходят годы, Паула живет очень замкнутой жизнью, и в ней всегда присутствует тяжелая мрачность, она никогда не может почувствовать никакого счастья. Во время учебы по вокалу она знакомится с загадочным мужчиной (аккомпаниатор на уроках фортепиано) и глубоко в него влюбляется. Однако она почти ничего не знает о человеке по имени Грегори. Паула соглашается выйти замуж за Грегори после двухнедельного романа, и ее быстро убеждают вернуться в дом своей тети в Лондоне, который оставался заброшенным все эти годы. Как только она входит в дом, ее снова посещает преследование ночи убийства, и она охвачена паникой и страхом. Грегори пытается ее успокоить и говорит о том, что дому нужно немного воздуха и солнца, а затем Паула встречает письмо, написанное ее тете от Серджиса Бауэра, в котором подтверждается, что он контактировал с Алисой всего за несколько дней до нее. убийство. При этом обнаружении Грегори становится причудливо взволнованным и хватает письмо от Паулы. Он быстро пытается оправдать свой гнев, обвиняя письмо в том, что оно расстроила ее. Затем Грегори решает запереть все вещи ее тети на чердаке, чтобы, по-видимому, избавить Паулу от дальнейших мучений. Именно в этот момент Грегори начинает кардинально менять свое поведение. Всегда под предлогом «ради Паулы» все, что считается «расстраивающим» для Паулы, должно быть удалено из ее присутствия. Таким образом, быстро дом превращается в тюрьму. Пауле говорят, что для нее лучше не выходить из дома без сопровождения, не принимать посетителей и что самоизоляция - лучшее лекарство от ее «беспокойств», которые нарастают. Пауле вначале ничего строго не запрещают, а скорее говорят, что она должна подчиняться этим ограничениям для ее же блага. Перед прогулкой он дарит в подарок красивую фамильную брошь, принадлежавшую его матери. Поскольку булавку нужно заменить, он приказывает Пауле держать ее в сумочке, а затем говорит вне контекста: «Не забывай, куда ты ее положила, Паула, я не хочу, чтобы ты ее потеряла». Паула считает предупреждение абсурдным: «Конечно, я не забуду!» Когда они возвращаются с прогулки, Грегори просит брошь, Паула ищет в сумочке, но ее там нет. Это продолжается так, как Грегори дает предупреждения и напоминания, по-видимому, чтобы помочь Пауле с ее «забывчивостью» и «тревогами». Паула начинает сомневаться в собственном суждении и здравомыслии, поскольку эти события становятся все более и более частыми. Ей не с кем поговорить, кроме Грегори, который является единственным свидетелем этих очевидных неудач. Дошло до того, что Грегори приписал Пауле совершенно бессмысленное поведение. Однажды ночью картина пропала на стене. Грегори разговаривает с Паулой, как будто она пятилетняя девочка, и просит ее вернуть картину. Паула настаивает, что не знает, кто ее снял. После того, как она настойчиво и страстно настаивала на том, что это не она, она поднимается по лестнице почти так, как будто она была в состоянии сна, и вытаскивает картину из-за статуи. Григорий спрашивает, почему она солгала, Вот уже несколько недель Пауле кажется, что ей что-то мерещится, газовый свет в доме гаснет без всякой причины, она также слышит шаги над своей спальней. Похоже, никто больше не обращает на это внимания. Грегори также рассказывает Пауле, что он узнал, что ее мать, которая умерла, когда она была совсем маленькой, на самом деле сошла с ума и умерла в сумасшедшем доме. Несмотря на то, что Паула находится в состоянии постоянного ступора, она решает однажды ночью встать и восстановить контроль над своей жизнью. Одна из близких подруг ее тети Алисы, леди Дэлрой, приглашает Паулу на светский вечер с музыкальными представлениями. Напомним, до встречи с Грегори жизнь Паулы вращалась вокруг музыки. Музыка была ее жизнью. Паула великолепно одевается на вечер и, уходя, сообщает Грегори, что собирается на это мероприятие. Грегори пытается убедить ее, что она недостаточно здорова, чтобы посещать такое общественное мероприятие, когда Паула спокойно настаивает на том, что она пойдет и что эта женщина была дорогим другом ее тети, Грегори отвечает, что он отказывается сопровождать ее (в те дни это было большим делом). Паула принимает это и идет с твердым достоинством, не боясь конной повозки. В очень яркой сцене Грегори на мгновение остается один и охвачен паникой, его глаза выпучены, он захлопывает портсигар и бежит за Паулой. Он со смехом взывает к ней: «Паула, ты не думала, что я говорю серьезно? Я понятия не имел, что эта вечеринка так много значила для тебя. Подожди, я буду готов». Когда он готовится перед зеркалом, появляется дьявольская ухмылка. Паула и Грегори опаздывают в дом леди Дэлрой, пианистка играет в середине 1-й части Сонаты для фортепиано № 8 до минор Бетховена. Их быстро проводят к двум свободным местам. Паула сразу же погружается в музыку, и Грегори видит, что его контроль ускользает. Спустя всего несколько минут он идет посмотреть на свои карманные часы, но их нет в кармане. Он шепчет Пауле на ухо: «Мои часы пропали». Сразу кажется, что Паула заболеет. Грегори берет ее сумочку, и Паула в ужасе смотрит, как он вытаскивает свои карманные часы, намекая, что Паула положила их туда. Она сразу же начинает терять контроль и испытывает публичный эмоциональный срыв. Грегори забирает ее, когда он замечает леди Дэлрой, что именно поэтому он вообще не хотел, чтобы Паула пришла. Когда они возвращаются домой, Паула к настоящему времени полностью поддалась мысли, что она действительно совершенно ненормальная. Грегори говорит, что было бы лучше, если бы они уехали куда-нибудь на неопределенный срок. Позже мы узнаем, что Грегори намеревается отправить ее в приют. Паула соглашается покинуть Лондон с Грегори и полностью оставляет свою судьбу в его руках. В случае с Паулой все ясно. Она подозревала, что Грегори имеет какое-то отношение к ее «ситуации», но он очень искусно создал среду, в которой сама Паула сомневается, является ли это вопросом непостижимого злодейства или она действительно сходит с ума. Скорее , она сомневается в себе , потому что она не злится , потому что, по-видимому, нет причин, по которым Грегори тратил столько времени и сил на то, чтобы все выглядело так, как будто она сошла с ума, или, по крайней мере, так кажется на первый взгляд. Но что, если цель ее веры в свое безумие была просто вопросом того, кто все контролирует? Пауле почти удается одержать верх в этой борьбе за власть в тот вечер, когда она решила выйти на улицу одна, несмотря на то, что, как утверждал Грегори, в ее интересах. Если бы она настояла на своем в доме леди Далрой и просто ответила бы: «Я понятия не имею, почему ваши дурацкие часы оказались в моей сумочке, и мне было бы наплевать. А теперь перестань прерывать этот спектакль, ты устраиваешь сцену! » Заклинание Грегори было бы разрушено так просто. Если бы он пожаловался другим на ситуацию, они также ответили бы: «Да какое дело, чувак, почему ты так одержим своими чертовыми часами?» Сегодня мы оказались в ситуации, очень похожей на Паулу. И голос Грегори представлен повествованием ложных новостей и апокалиптическим социальным поведенческим программированием в наших формах развлечения. То, чему большинство людей добровольно подчиняется ежедневно, если не ежечасно. Социально настраивает их, как стаю слюнявых собак Павлова, думать, что наступление конца света - лишь вопрос времени, и с помощью звонка в колокольчик своего хозяина ... схватить друг друга за глотку. В конце концов Паулу спас человек по имени Джозеф Коттен (детектив), который заметил и быстро понял, что что-то не так. В конце концов, Грегори арестовывают. Выясняется, что Грегори на самом деле Сергис Бауэр. Что он убил Алису Алквист и вернулся на место преступления после всех этих лет в поисках знаменитых драгоценностей оперной певицы. На самом деле драгоценности были довольно бесполезными с точки зрения того, что они были слишком знамениты, чтобы их можно было продать, однако Грегори никогда не намеревался продавать эти драгоценности, а был одержим желанием просто обладать ими. То есть Грегори все это время был совершенно безумным . Грегори абсолютно опасен. Он был бы концом Паулы, если бы ничего не вмешалось. Однако власть Грегори была условной в той степени, в которой Паула позволяла ей контролировать ее. Таким образом, крайняя деконструкция Паулы полностью зависела от ее решения позволить голосу Грегори войти. То есть Грегори опасен только в том случае, если мы позволяем себе уснуть и погрузиться в кошмар, который он построил для нас. - Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше, - сказал Шалтай презрительно. - Вопрос в том, подчинится ли оно вам, - сказала Алиса. - Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, - сказал Шалтай-Болтай. - Вот в чем вопрос!
- « Зазеркалье » Льюиса Кэрролла 1. ndex Librorum Prohibitorum представлял собой список запрещенных книг, которые были признаны опасными для веры и морали католиков и имели подозрительную тяготение к произведениям платонических гуманистов. Среди запрещенных работ были бы работы Данте, Эразма и всех книг Макиавелли. Для получения дополнительной информации обратитесь к моей статье по этому вопросу . ↑