Спецслужбы
1,424,309 8,471
 

  Vediki977 ( Слушатель )
13 авг 2021 10:33:56

Этюд в нетрадиционных тонах

новая дискуссия Статья  174


Риск Уильяма Вассала был двойным: он передавал информацию советской разведке и в силу нетрадиционной сексуальной ориентации мог попасть под уголовную статью. Однополые контакты были легализованы в Британии в 1982 году. Фото с сайта www.alchetron.com


12 апреля 1956 года ранний телефонный звонок разбудил резидента КГБ в Англии Николая Родина. Подняв трубку, генерал услышал условную фразу. Агент Оскар Уайльд вызывал его на экстренную встречу.
Первую встречу с агентом Родин провел на станции метро «Финчли Роуд» в конце марта. Следующая встреча должна была состояться через месяц, но чрезвычайные обстоятельства заставили Уайльда дать о себе знать много раньше.
Через час генерал вошел в известный в Лондоне букинистический магазин на Баркли-сквер и затерялся среди стеллажей. Удобное место для конспиративных встреч: стоя по разные стороны книжной полки, можно переброситься парой фраз, принять сообщение или в передать инструкции в книге.
Взволнованный вид агента указывал, что произошло нечто запредельное.

КАРЬЕРА СКРОМНОГО КЛЕРКА
Оскар Уайльд – в миру Уильям Джон Кристофер Вассал – родился в Англии в семье священника. Окончив в 1941-м частную школу, работал в банке. Затем был призван на службу в Адмиралтейство – так у англичан именуется военно-морское ведомство.
В 1954-м Джона направили в посольство Великобритании в Москве. Несмотря на скромную должность, он имел доступ ко всем секретным документам дипломатической миссии. В условиях холодной войны и боязни подвохов со стороны КГБ жизнь его в Москве была такой же пресной, как и всех других иностранцев. Пока он не попал в поле зрения Комитета госбезопасности.
Выйти на Вассала 2-му (английскому) отделу второго главка (ВГУ – центральный контрразведывательный орган КГБ), занимавшемуся дипломатами, помог некто Роман, предоставленный посольству управлением по обслуживанию дипкорпуса.
Выполняя задание по изучению вновь прибывших в посольство сотрудников, Роман подружился с Вассалом и сразу распознал в нем пассивного гомосексуалиста. Роман вывел британца в свет – свел со своим другом Натаном, активным гомосексуалистом. И приобщил к кухне ресторанов «Арагви» и «Армения».
С Натаном жизнь Джона приобрела ту пикантность, которой ему не хватало в Москве. Друзья гуляли на квартирах у голубых, где менялись партнерами так же легко, как опорожняли ящики шампанского.
Все было освящено руководством советской контрразведки. Более того, все снималось фотокамерами. Вокруг медоносного цветка – Джона – вился рой шмелей, секретных помощников КГБ. Наполняя соты – файлы ведомства – сведениями, которые будут использованы в час Ч, после окончания первого акта. Час пробил, но...

ГЕНЕРАЛ-ГОМОФОБ
Привлечению Вассала к сотрудничеству воспротивился генерал-полковник Иван Серов, первый председатель КГБ.
Рубака-фронтовик, он в 1954 году стал во главе Комитета госбезопасности благодаря своей близости к Никите Хрущеву. Тот на опыте своего бывшего друга Лаврентия Берии знал, какая мощь сосредоточена в руках человека, отвечающего за государственную безопасность. И не важно, что его интеллект на уровне сержанта-сверхсрочника. Главное – свой в доску!
Потребовалось несколько месяцев титанических усилий, чтобы убедить Серова в целесообразности установления агентурных отношений с Вассалом ввиду его неограниченных возможностей по добыванию информации. Генерал буквально впадал в истерику при упоминании о гомосексуалистах, коих в те времена называли не так элегантно, как сегодня. Первый и последний аргумент звучал так: «Только пидоров не хватает в моем ведомстве!»
Одним из первых циркуляров в должности председателя Серов категорически запретил привлекать женщин для оперативной работы в КГБ. Использовать их можно было лишь в качестве приманки для вербовки других женщин. Легко представить, каково было предубеждение генерала против голубых, если даже женщин он рассматривал как ущербную материю!
Пытаясь переубедить Серова, его подчиненные, поднаторевшие в вербовочных делах, ссылались на исторические примеры.
Вспомнили действовавшего под руководством разведки Генштаба царской армии секретаря российского посольства в Лондоне Станислава Поклевского-Козелла. Благодаря его интимной дружбе с английским королем Эдуардом VII состоялось англо-российское соглашение в августе 1907 года, нормализовавшее связи между двумя державами.
Упомянули полковника Рёдля, много лет сливавшего России военные секреты Австро-Венгерской империи. А также Манасевича-Мануйлова, причастного к формированию российской агентурной сети в ряде стран Западной Европы. И многих других.
Даже ссылки на последние открытия ученых-естествоиспытателей, доказавших, что гомосексуалистами, как и левшами, люди рождаются, а не становятся из-за империалистического образа жизни, на Серова не действовали.
Ситуацию удалось переломить, когда председателю намекнули о возможном назначении Джона в разведывательное управление Адмиралтейства по возвращении на родину.

ВЕРБОВКА В ЛОБ
Вербовку проводил лично начальник ВГУ генерал-лейтенант Олег Грибанов. Вербовщик-волкодав, он исполнил свою партию в стремительном темпе.
Не тратя времени на увертюру, сразу показал Вассалу фотографии, на которых тот был запечатлен со своими партнерами, мягко выражаясь, в неожиданных ракурсах. Предупредил, что все материалы могут быть переданы МИ5 (английской контрразведке). А также случайно оказаться в почтовом ящике его матери. Если, конечно, Джон не согласится сотрудничать с самой гуманной в мире организацией, чьи сотрудники известны чистыми руками, горячими сердцами и холодными головами.
Режиссеры-постановщики вербовки переборщили в своих стараниях подавить волю эстетствующего педераста. После беседы Вассал был морально раздавлен и чуть не пустил себе пулю в лоб из табельного оружия.
Вот тут-то и появился отошедший в тень Роман. Выслушав приятеля, он посоветовал не драматизировать ситуацию, ибо жизнь прекрасна, а самое плохое в ней то, что она проходит. К тому же ему скоро уезжать. Зачем же омрачать последние месяцы?
На последовавших встречах генерал Грибанов снял горький осадок, оставшийся у Вассала от первой конфронтации. Сыграл на самолюбии, внушив тому мысль, что его мнение по вопросам международной политики имеет большую ценность, нежели мнение посла. Рюмка за рюмкой – новые знакомые становились все ближе. Надо же, как был прав Роман, говоря, что жизнь прекрасна! Ко всему появились еще и мелкие подарки, потом денежная помощь.
От обсуждения политических проблем перешли к характеристикам на сослуживцев Вассала, затем к ознакомлению с документами, ложившимися на его рабочий стол. В сентябре 1955 года, за полгода до убытия в Англию, Вассал уже без ложной скромности таскал на явочные квартиры КГБ пачки секретных документов.

АРОМАТ ШПИОНАЖА
По возвращении в Лондон Вассал, ставший к тому времени Оскаром Уайльдом, был распределен в разведуправление ВМС Великобритании.
Вслед за этим его принял на личную связь резидент в Англии генерал Родин. Что само по себе указывало на значение, которое придавалось работе с британцем. Ведь никчемный клерк имел неограниченный доступ к сведениям, представлявшим не то что военную – государственную тайну!
Жизнь Вассала превратилась в нескончаемый праздник. Эх, если бы еще не надо было передавать Григорию (рабочий псевдоним Родина) секретные сведения!
Но, с другой стороны, на какие шиши тогда содержать два авто и роскошную квартиру в фешенебельном районе Лондона на Долфин-сквер. Заказывать одежду у модных портных, посещать дорогие рестораны. И оплачивать утехи с великосветскими партнерами, которых Вассал ангажировал на вечер или за умопомрачительные суммы арендовал на уикенд.

ПРЕРВАННЫЙ ВИЗИТ
Как засидевшаяся в девках дурнушка бросается в загул – так Никита Хрущев, первый секретарь ЦК КПСС, ощутив под ногами твердь единоличной власти, пустился в заграничные вояжи.
За восемь лет бесконтрольного правления Хрущев побывал в 32 странах – на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. В некоторых государствах – дважды и трижды. Всего 64 рабочих, дружеских, официальных и государственных визита.
В страны идеологических противников Хрущев прибывал на военных кораблях или на построенных специально для него яхтах. Этот способ передвижения имел свою предысторию.
В 1953 году американцы обнаружили в кабинете посла Соединенных Штатов в Москве уникальной конструкции микрофон, который в течение восьми лет поставлял нам секретную информацию. Опасаясь, что западным спецслужбам удалось сделать с него копии и внедрить их в наши заграничные диппредставительства, Хрущев никогда там не останавливался и проводил совещания с послами на борту корабля.
И вот за два дня до прибытия Хрущева в Англию на борту крейсера «Орджоникидзе» наш резидент принял агентурное сообщение, что под корабль для каких-то манипуляций должен нырнуть ас морских диверсий Лайонел Крэбб.
В те годы «Орджоникидзе» был самой современной боевой единицей, оснащенной новейшим противолодочным и противоминным оборудованием. Возможно, оно-то и заинтересовало англичан. Как бы то ни было, председатель КГБ Серов, получив информацию от Родина, не преминул шепнуть Хрущеву, что на него готовится покушение.
Основания для такого заявления имелись: за полгода до визита, 29 октября 1955 года, был взорван и утонул со всем экипажем линкор «Новороссийск». Одной из наиболее серьезных версий, обсуждаемых в Кремле, была версия о мести итальянских диверсантов. Во время войны линкор носил имя «Джулио Чезаре», состоял на вооружении ВМС Италии и нам достался в счет репараций.
Сигнал от Уайльда тотчас взяли в работу. В Портсмут из Мурманска на подводной лодке доставили отряд «Барракуды» – диверсантов-подводников экстра-класса, которые должны были нести круглосуточное дежурство по периметру крейсера. Неизвестно, чем закончилась подводная вахта, но в Англии Крэбба никогда более не видели.
В итоге мы заявили решительный протест. Хрущев прервал визит, выставив англичан на весь мир негостеприимными хозяевами. А премьер-министру Англии пришлось приносить публичные извинения в Палате общин.

НЕСОРАЗМЕРНАЯ НАГРАДА
Коль скоро сигнал нашего «крота» нашел подтверждение, встал вопрос о награждении всех сопричастных.
Серов, Родин и «Барракуды» получили ордена. Вопрос о награждении первоисточника – Джона Вассала – оставили решать лично Никите Сергеевичу. Со словами: «Благодаря ему мы умыли, нет, мы уели этих лицемеров англичан!» – Хрущев, импульсивно щедрый на раздачу высших наград СССР иностранцам – накануне он лично вручил Золотую Звезду лидеру Албании Энверу Ходже, – распорядился присвоить звание Героя Советского Союза Джону Вассалу.
Серов вкрадчиво заметил, что еще никто из агентов-иностранцев не удостоен этой чести. Да и вообще, Никита Сергеевич, болен он, этот Джон...
– Что за болезнь?
– Хроническая педерастия, Никита Сергеевич...
– Ну тогда поощрить деньгами – пусть лечится.
…На протяжении почти четырех лет Вассал передал Григорию тысячи секретных документов о военно-морской политике Англии и НАТО, а также о разработке новейших систем подводного оружия.
Сдал Вассала англичанам полковник польской Службы безопасности, он же агент ЦРУ Снайпер – Михаил Голеневский, в 1961-м сбежавший в Англию. На допросах и в суде Вассал ничего не утаивал, чем облегчил себе душу. Но удлинил срок – за работу на СССР получил 18 лет тюрьмы.
Там он времени зря не терял: написал книгу мемуаров. В которой, как ни парадоксально, винил во всех своих бедах чопорных английских дипломатов, изгнавших его из своей среды. И тем самым толкнувших в объятия голубых.

Ссылка
  • +0.24 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!