Если покупать новое компьютерное железо в Японии, то на упаковках можно заметить вот такие стикеры с упоминанием ссылки
https://www.ask-corp.co.jp и вообще конторы под названием ASK (アスク по-японски). Причём не имеет значения, в каком розничном магазине будет куплен товар – наклейки будут на всех. К примеру, вот я покупал блок питания в Tsukumo, а видеокарту – в Sofmap. Легко заметить, что ни один из этих магазинов не называется ASK. Так причём здесь он?
Тема настолько же интересна с точки зрения устройства бизнеса, насколько она отвратительна для конечного потребителя. Если кратко, то это посредник между производителями и японским розничным бизнесом, но на деле всё несколько сложнее.
Если начинать искать тему, то достаточно быстро можно наткнуться на понятие アスク税 (асукузей, «налог ASK»). Именно его часто винят в том, что железо в Японии стоит дороже, чем на других рынках. Хотите купить что-то для компьютера «подешевле» во время следующей поездки в Японию, ведь это «рай электроники, там всё должно быть дёшево»? Советую подумать ещё раз а хотите ли вы платить посреднику, услуги которого вам совершенно ни к чему.
На самом деле, ответ на вопрос о том, почему в США стоит столько-то, а в Японии – гораздо дороже, не такой уж и однозначный. Там много разных факторов, вроде стоимости логистики, импортных тарифов и местных налогов, но «налог ASK» играет в этом далеко не последнюю роль. Ниже я буду рассматривать исключительно его, не касаясь всех остальных аспектов.
Пожалуй, не стоит долго ходить вокруг проблемы, поэтому говорю сразу: ASK является главным импортёром компьютерных комплектующих в Японию и занимает бóльшую часть этого рынка. Да, найти железо, которое было привезено не ими можно, но это будет очень сложно. ASK работает напрямую со всеми основными производителями всего, чего только можно: процессоров, видеокарт, памяти, дисков… Если производитель выпускает что-то, имеющее отношение к компьютерам – ASK имеет с ними прямые договоры на поставку.
Разумеется, возникает вопрос «А почему бы кому-нибудь просто не заключить договор на поставку с Corsair или MSI самостоятельно?». Ответ очень приземлён: пожалуйста, заключайте, вам никто не мешает. Только учитывайте, что с теми объёмами заказов, которые вам могут потребоваться, с вами вряд ли кто-то всерьёз будет работать, а если и будет – вы будете получать товар по самому низкому из возможных приоритетов. У ASK очень большая покупательская способность просто потому, что они снабжают весь японский рынок. С ними считаются и у них есть возможность закупать железо с приемлемыми сроками поставок, а не так, что товар появится на полках магазинов через полгода после релиза. У них налажены все цепочки поставок как в Японию, так и внутри неё. Да, именно так: это импортная монополия. Просто «исторически так сложилось», что у них получилось полностью захватить этот рынок. Внутренние игроки, особенно мелкие, банально вынуждены покупать товары у ASK просто потому, что если они попробуют привезти его самостоятельно, они скорее обанкротятся, чем сумеют выбить себе квоты на поставку. Это всё создаёт положительную обратную связь для ASK, в результате которой их позиции становятся только сильнее. Для перелома ситуации требуются очень значительные финансовые ресурсы и время, которых ни у кого нет. В результате розничные продавцы де-факто могут получить товар только с наценкой (не люблю это слово, т.к. оно не отражает сути ведения бизнеса, но для упрощения понимания буду использовать его) ASK. Понятное дело, что у розничных продавцов нет ни желания, ни возможности компенсировать эту наценку из своего кармана, и таким образом, конечный потребитель розничного магазина может получить товар в свои руки только минимум с двумя наценками.
Однако это только одна сторона медали. Возможно, что если бы работать через ASK было невыгодно, кто-то рано или поздно возмутился бы настолько, что решил переломить ситуацию и всё же начать возить самостоятельно. Но дело в том, что ASK так выстроил отношения с розничными продавцами, что им наоборот может быть крайне невыгодно привозить что-либо самостоятельно. Ну как «невыгодно»… С рисками.
А всё потому, что ASK хоть и берёт деньги за свои услуги, взамен предоставляет розничным продавцам то, что хочет любой японский бизнес, имеющий дело с физическими лицами: гарантию отсутствия рисков. ASK поставляет товар на условиях возможности полного возврата нераспроданных запасов и предоставляет практически невообразимую для отношений «поставщик – розничный продавец» услугу компенсации закупочной цены товара. Под последним имеется ввиду ситуация, когда партия товара была закуплена по одной цене, после чего производитель снизил цену продажи и следующая партия товара стоит дешевле. В таких случаях всегда возникает проблема «А что делать с уже имеющимся товаром?», потому что продавать по новой, более низкой цене, закупленный ранее по более высокой цене товар себе в убыток невозможно, а если не продавать – покупатель уйдёт к конкурентам. В таких ASK просто компенсирует розничным магазинам разницу в закупочных ценах чтобы они могли выставить уже имеющийся у них товар по более низким ценам без потери денег. Думаю, что если спросить любого занятого розничной торговлей предпринимателя, он ответит, что это просто аттракцион невиданной щедрости и что по таким условиям он однозначно согласился бы работать с этим поставщиком.
Но и это ещё не всё. На изначальных картинках видно, что имеющие отношение к ASK наклейки связаны с гарантией на товар. На видеокарте наклейка просто указывает на наличие гарантийных обязательств, а на блоке питания и вовсе написано, что по вопросам технической поддержки, ремонта или замены обращаться в ASK, по таким-то телефонам, в такое-то время и т.д. Таким образом, ASK снимает необходимость иметь службу поддержки клиентов как с конечных продавцов, так, во многом, и с производителей. При наличии проблем или необходимости замены можно писать напрямую в ASK, который самостоятельно произведёт ремонт или замену товара в не зависимости от того, кто являлся розничным продавцом при условии, что товар был импортирован через них. Это частично оправдывает факт существования «налога ASK», потому что в конечном счёте на содержание службы поддержки нужны деньги, а для японского потребителя крайне важна возможность общения на японском и тут ASK рад её предоставить. Плюс время реакции внутри страны будет несопоставимо меньше, плюс не надо заморачиваться с международной отправкой неисправных товаров. Судя по отзывам, работают они хорошо.
Однако в большинстве своём «налог ASK» всё же является перекладыванием на конечного потребителя рисков ведения бизнеса, о чём я говорил ранее. Вообще, неумение и нежелание нести какие-либо риски – одна из наиболее отличительных черт японского бизнеса, работающего с физическими лицами. И это тот случай, когда не нужно долго искать примеры, выражается это во всём: от отказов выдавать кредитные карты, продолжая требованием оплаты бесконечных страховок и услуг гарантов при аренде квартиры и заканчивая «налогом ASK». С моей точки зрения, это звенья абсолютно одной и той же цепи: деньги от вас получать мы хотим, но вот нести связанные с этим риски – нет, поэтому если вы хотите иметь с нами дело – оплатите нам связанные с вами риски. Или просто идите отсюда, но, к счастью, в розничной торговле такого не встречается.
Как я уже говорил, возможность купить железо не через ASK есть – вы можете самостоятельно импортировать что угодно купив это на Амазоне или ещё где угодно. Но вот проблема: те самые риски (отсутствие гарантии, повреждение во время доставки, утерю, долгую доставку, импортные тарифы и т.п.) придётся нести самостоятельно.